Что такое болливуд в индии
Перейти к содержимому

Что такое болливуд в индии

  • автор:

Что такое Болливуд в Индии

Вопрос: Недавно услышала обрывок разговора про Болливуд. Так и не поняла что это такое. Знаю только что это понятие как-то связано с Индией. Объясните пожалуйста!

Болливуд в Индии – это то же самое что и Голливуд в Америке то есть самая большая «фабрика грез» которая расположена в Мумбаи. А такое название Болливуд получил от Бомбея как прежде именовался Мумбаи.

Иногда Болливудом называют весь индийский кинематограф но это неправильно так как в этой стране есть несколько киностудий которые находятся в разных городах. Всего Индия выпускает около тысячи кинолент в год. Они снимаются на разных языках в том числе и на английском. Часть Болливуда в общем количестве фильмов выходящих ежегодно в Индии составляет всего одну треть. Болливудом принято называть только те фильмы которые озвучены на хинди.

Понятие «Болливуд» появилось во второй половине прошлого века когда Индия побила все рекорды по количеству выпускаемых фильмов. Голливуд остался далеко позади. Фильмы на языке хинди пользуются большой популярностью в Азии и далеко за ее пределами. Они отличаются особой экспрессивностью актеров зажигательными песнями и плясками прямо в середине действия.

Болливуд в Мумбаи постоянно соперничает с двумя другими крупными кинематографическими центрами которые расположены в Хайдарабаде на юге Индии и в Ченнаи на востоке.

Вопросы по теме:

  • Понравилось в Мумбае
  • Как раньше назывался Мумбай?
  • Почему Бомбей переименовали в Мумбай

Оставить комментарий:

Статьи об Индии

Индия славится не только колоритной культурой и интересной историей, но и удивительной красоты островами. Чистейшие воды океана, белоснежные пляжи.

Ступа Санчи — важнейший памятник в буддизме. Ступы играют ведущую роль в духовном развитии и медитации. Ступы построены как полусферы с пусты.

Индия, многоликая и экзотическая, страна контрастов и причудливых ритуалов, самая старинная на земле цивилизация. Она удивляет миксом культур и рел.

Гоа – приятный и достаточно бюджетный курорт в Индии. Это отдельный регион, ориентированный полностью на туристов, поэтому он не похож на ост.

Одной из самых знаменитых и посещаемых достопримечательностей города Орчхи, расположенного в штате Мадхья Прадеш, в самом сердце Индии, является ве.

Популярные города и курорты Индии:

Тайны и легенды рейхстага

Сретенский монастырь — московская твердыня

Тотьма — город русских мореходов

Вулканы Канарских островов

Что осталось от древних Фив

Шенонсо — замок пяти королев

Водопад Виктория — самый красивый в Африке

Топ-4 древнейших городов Марокко

10 фактов о Болливуде, которые поражают воображение

Сцена из болливудского фильма

Индийский кинематограф — Болливуд — празднует свое столетие. Фильмы с характерными песнями и танцами собирают миллионы зрителей во всем мире. Название Болливуд происходит от двух слов — Голливуд и Бомбей — город, где в основном снимались и снимаются фильмы на языке хинди.

Историк азиатского кино Насрин Рехман говорит, что в первые годы существования индийский кинематограф не назывался Болливуд, это название пришло во второй половине XX века, когда Индия обогнала Голливуд по числу снимаемых фильмов. Вот лишь несколько фактов из истории индийской киноиндустрии.

Все начиналось с мокрого сари

Премьера первого полнометражного индийского фильма состоялась 3 мая 1913 года. Тогда был показан черно-белый фильм за авторством Дхундираджа Говинда Пхалке «Раджа Харишчандра».

Это история о справедливом правителе, который никогда не лгал.

Самой запоминающейся, по мнению экспертов, была сцена, когда главный герой приходит к своей жене Тарамати и видит ее и ее служанок в бассейне в мокрых, облегающих их тела сари — традиционной индийской женской одежде.

На самом деле в столь впечатляющей даже по нынешним временам сцене снимались актеры-мужчины, загримированные в женщин.

Пхалке снял 95 полнометражных фильмов, но умер в нищете.

Как отмечает историк кино из Южной Азии Насрин Рехман, название «Болливуд» до недавнего времени не применялось к кинопрому на хинди из Мумбаи.

«Термин «Болливуд» — изобретение конца ХХ века, которое появилось, после того как мумбайская кинопродукция поразила воображение Запада», — говорит Рехман.

Поцелуи в 1930-х длились по четыре минуты

Девика Рани впилась в губы своего мужа на экране в фильме 1933 года «Карма». Актриса не отрывалась от мужниного рта целых четыре минуты.

Девика Рани

Кинокритик и колумнист газеты Indian Express Шубхра Гупта отметила, что после обретения независимости поцелуй исчез в «миазмах ханжества и ложной скромности», а также из-за неверных представлений о том, что приемлемо исходя из индийской культуры и традиций, а что — нет.

В 1954 году группа индийских женщин направила прошение премьер-министру Джавахарлалу Неру с просьбой обуздать влияние кино на «преждевременное начало половой жизни».

Но в течение последнего десятилетия многое изменилось.

«Поцелуй вновь претендует на свое место в кино — кивающие цветки и ласкающиеся лебеди ушли в седую древность» — добавляет Гупта.

Критик отмечает, что нынешний Болливуд пытается компенсировать десятилетия подавления сексуальности, поскольку современная индустрия признала, что секс и вожделение являются частью человеческого поведения.

Большинство индийцев не смотрит кино

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Реклама подкастов

Режиссер Каран Джохар недавно сказал: «Из 1,2 миллиарда жителей Индии фильмы должны охватывать не менее 300 миллионов человек, но в настоящее время мы можем достучаться лишь до 45 миллионов. Если мы выясним, как завоевать эту аудиторию, мы изменим ход игры».

Тем не менее, болливудский кинопром отнюдь не страдает от недопроизводства: при показателе в более чем тысячу фильмов в год это крупнейший кинорынок в мире.

Бизнес-корреспондент Би-би-си в Индии Шилпа Каннан отмечает, что в стране снимают фильмы на более чем 20 языках, но использующий хинди Болливуд — крупнейший кинопроизводитель.

Самый дорогой индийский фильм — тамилоязычный «Робот» стоимостью 35 млн долларов.

Индийцы покупают 2,7 млрд билетов год, что является самым высоким показателем в мире. Но средние цены на билеты — одни из самых низких в мире, поэтому доходы от их продаж в несколько раз меньше сборов Голливуда.

Для страны, которая одержима фильмами, в Индии еще очень мало кинозалов: их около 13 тыс. по сравнению с почти 40 тыс. в США.

Западные актеры — тоже звезды Болливуда

Тысячи западных актеров прибывают в Болливуд ежегодно в надежде на прорыв. Многие начинают в качестве статистов. Однако это не новое явление.

Возможно, первым иностранцем, которому удалось достичь культового статуса в Болливуде, стала австралийка Надя, также известная как «Бесстрашная Надя» или «Хунтервали» — «женщина с кнутом».

Она прибыла в страну в 1935 или 1936 году и стала первой королевой трюков в индийском кино.

Историк кино Джайпракаш Чокси говорит, что сыгравшая в 35 фильмах Надя была его любимой героиней в детстве.

«Она могла ездить на лошади в маске, запрыгивать на движущийся поезд, в одиночку отхлестать кнутом 25-30 мужчин и расправиться с ними голыми руками в случае необходимости», — предается ностальгии Чокси.

Итальянская актриса по имени Синьорина Манелли сыграла женщину-вамп в немом фильме 1922 года «Пати Бхакти» — фильма, чья мораль сводилась к тому, что женщины должны быть преданы своим мужьям.

Катрина Кайф

Рожденный в Индии американец Том Олтер сыграл в 60 фильмах в образе «белого человека», который говорит на хинди с заметным акцентом.

Тогда, конечно, была Хелен, которая покорила несколько поколений индийских зрителей фильма своими чувственными танцевальными движениями. Не отягощенная одеждой, она нашла свой путь в сердца поколений индийских мужчин благодаря танцам живота и вращениям бедер.

В последние годы, возможно, никто не взошел на пьедестал так, как текущая королева Болливуда Катрина Кайф — наполовину британка, говорящая на хинди с иностранным акцентом.

Как Болливуду немцы помогали

На заре индийского кинематографа оборудование из Западной Европы имело решающее значение для индустрии.

В 1920 году режиссер и актер Химаншу Рай заключил сделку с немецкой продюсерской компанией Emalka, после чего они сняли в партнерстве ряд очень успешных фильмов, говорит историк Джайпракаш Чокси.

Немецкий режиссер Франц Остен снял 14 фильмов для Рая, но как только началась Вторая мировая война, британское колониальное правительство депортировало около десятка немецких техников, что положило конец выгодному сотрудничеству.

Калькутта действительно была центром кинопроизводства Индии до 1930-х годов, говорит историк Насрин Рехман.

Только после появления японской угрозы восточным границам Индии во время войны многие кинематографисты переехали в Бомбей, как тогда назывался Мумбаи.

Любовь в Альпах уже не в моде

Болливуд открыл для себя горы Швейцарии в 1960-х годах.

В 1970-х легендарный продюсер Яш Чопра сделал «горную любовь» особенно популярной, решив переехать со склонов Кашмира в альпийские окрестности для съемок новых высокобюджетных романтических лент с признаниями в любви под музыку.

Кинокритик и обозреватель Indian Express Шубхра Гупта говорит, что творческий метод Чопры «распространился как пожар».

«Настолько, что никакая романтики из Болливуда не считалась полноценной без падения главных героев на ледяном склоне, причем героиня летела вниз в одном лишь тонком шифоне, а герой — в непромокаемых сапогах и куртке!»

Но сегодня этот образ уже не пленит мумбайскую индустрию, поскольку та решительно двинулась за пределы Швейцарии, говорит критик.

Экзотические места по-прежнему в моде, но теперь съемочные группы Болливуда можно встретить в Шотландии, США, Австралии, Новой Зеландии, Таиланде и Южной Африке.

Супергерои делают кассу

Болливуд не единственная киноиндустрия, которая испытывает трудности с донесением романтических сказок до зрителя.

Том Олтер

Гупта утверждает, что основная масса аудитория — молодые люди в возрасте 15-25 лет — сильно ориентированы на фильмы с участием супергероев и разного рода мстителей из комиксов.

«Молодым влюбленным на экране тяжело найти кинозрителя, а любовные истории зрелых людей практически исчезли из кинозалов», — переживает обозреватель.

Одним из самых популярных боевиков про супергероев в недавнем прокате стала научно-фантастическая серия «Крриш» с Хритиком Рошаном в главной роли.

Но супергерои появились в индийском кино куда раньше: так, в 1987 году Анил Капур исполнил заглавную роль в блокбастере «Мистер Индия».

Ищите мужчину!

Как и в Голливуде, в Болливуде доминируют суперзвезды, большинство из которых — мужчины под 50.

По словам кинокритика Гупты, они «правят бал». Среди них — три Хана, присутствовавшие в ряде блокбастеров из Мумбаи за последние два десятилетия: Шахрух Хан, Салман Хан и Амир Хан.

«Средний зритель не испытывает диссонанс, видя, как его любимый Хан или Капур резвится с гораздо более молодой девушкой. В массовых картинах Болливуда героиня, будь она даже большой звездой, является обязательным, но легко заменяемым компонентом, а герой — нет», — добавляет критик.

Киноиндустрия — не изолированная система в вакууме, она является проводником патриархата, говорит режиссер Зоя Ахтар.

«Это подогревает формирование представлений о женщинах. Например, мы видим ряд сцен в фильмах, где мужчина добивается женщины, настойчиво преследуя ее. Индийское кино является главным вектором поп-культуры в этой стране, поэтому мы должны брать на себя больше ответственности», — уверена постановщица.

Пение на грани ультразвука

Основные разновидности песен в фильмах — это производные от региональных напевов, которые мало изменились с 1930-х годов, говорит историк кино Насрин Рехман.

«Это можно сравнить с оперой, но если опера — это непрерывное пение, то в индийских фильмах от пяти до девяти песен в среднем», — подчеркивает специалист.

Как песня, так и танец используются для передачи эйфории от любви, а также в качестве связующего звена в повествовании.

«Когда песни и танцы стали обязательной приправой, оказалось, что найти комбинацию правильного лица и правильного голоса не так просто, что привело к частому использованию фонограммы», — отмечает Рехман.

Высокий женский голос бывает небезынтересно сравнить с оперой.

По словам историка, обученные петь в классической традиции дхрупад Нур Джахан и Лата Мангешкар стали ориентиром для других певиц.

Нур Джахан впоследствии переехала в Пакистан и там записала многие из своих лучших песен.

Певицы Руна Лайла и Фирдоуси, также узнаваемые по высоким голосам, пели в Пакистане и Бангладеш.

В классической традиции вокалистки Южной Азии поют на более низких частотах, чем Нур Джахан и Мангешкар, чья вокальная подача ближе к западным оперным дивам-сопрано.

Плохому танцору дерево помогает

В прошлом звезды Болливуда регулярно танцевали вокруг деревьев, признаваясь в любви.

Выездные съемки Болливуда

Самый простой ответ, почему эта формула пережила несколько поколений, заключается в том, что они не были хорошими танцорами.

«В этих фильмах танец символизирует сексуальность. Раньше только секс-символ, как правило, танцевал в кино. Теперь все герои и героини танцуют», — утверждает Насрин Рехман.

В последние десятилетия актеры Болливуда доказали, что они действительно могут двигаться.

«Вплоть до 1980-х годов танцоры вдруг появлялись из ниоткуда на фоне гор. В настоящее время они все еще могут появляться из ниоткуда, но хореография стала куда более сложной», — говорит режиссер Каран Джохар.

Фееричные пляски Болливуда оказались источником вдохновения для многих западных режиссеров, в частности, для постановщика «Мулен Руж» База Лурманна.

В подготовке материала приняли участие Самантхи Диссанаяк, Джастиндер Кхера, Алистер Лоусон и Гита Панди

Вы можете проголосовать за одну из 100 лучших песен Болливуда здесь

Болливуд, Толливуд и Молливуд: как устроен индийский кинематограф

Фото: Shutterstock

Ежегодно в Индии снимают до 2 000 кинолент, что в разы больше, чем в США и Европе. По данным Института статистики ЮНЕСКО, например, только в 2017 году на региональном рынке было произведено 1 986 фильмов, а доход киноиндустрии составил $2,39 млрд. При этом не всегда это низкопробные мелодраматические картины с песнями и танцами, которые были популярны в советское время. Сегодня индийские режиссеры готовы снимать и экшн, и трогательные истории про гомосексуальные отношения.

После ухода студий-мейджоров Disney, Sony, Warner Bros., Universal и Paramount в российском прокате уже появились киноновинки Болливуда.

Фото:Pexels

С чего все началось

С середины XIX и до середины XX века Индия была английской колонией, во многом благодаря этому индийцы одними из первых познакомились с картинами братьев Люмьер. «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», «Первый поливальщик» и «Выход рабочих с фабрики» в Бомбее увидели в июле 1896 года — всего через год после первого публичного киносеанса в Париже.

Уже в 1903 году фотограф Хирал Сен из Калькутты снимает фильмы на основе театральных спектаклей, а в 1905 — документальные кадры многотысячных городских демонстраций.

Отцом-основателем индийского игрового кино называют Джундираджа Говинда Пхальке (Дада Сахеб Пхальке). В 1913 году он снял картину «Раджа Харишчандра» по мотивам народного эпоса — историю о благочестивом государе, которого судьба щедро одаривает за пройденные испытания. Позже он не раз брал за основу беспроигрышный мифологический сюжет («Рождение бога Кришны», «Детство Кришны»), пытаясь воссоздать на экране традиционную для местной культуры театральность.

Уже тогда, по словам исследователя М.К. Рагхавендры, индийское кино обретает своеобразие — гиперболизированные образы, собственный угол зрения на изображение добра и зла, музыкальность. Вот почему даже современные индийские картины часто кажутся нам странными и нереалистичными. Например, в популярном в России фильме 2009 года «Три идиота» режиссера Раджкумара Хирани (рейтинг «Кинопоиска» 8,1) тоже слышны лейтмотивы «Рамаяны» — положительный герой наделен сверхспособностями и становится образцом для подражания.

«Главная задача кино в традиционном понимании — вызвать особое эмоциональное состояние rasa (в переводе с санскрита «сок», «вкус»), а вовсе не рассказать историю», — комментирует для журнала «Искусство кино» специалист по культуре Южной Азии Франкфуртского университета Владислав Сериков.

С появлением звукового кино в 1930-е годы перед индийскими режиссерами встала сложная задача — научиться говорить со зрителем на понятном ему языке, причем буквально. Из-за лингвистического разнообразия регионов страны (22 языка!) приходилось упрощать лексику на экране до базовых понятий — «любовь», «дружба», «ненависть», «предательство» — и конечно, еще больше петь и танцевать.

Широко известная советскому зрителю сцена из фильма «Танцор диско» 1982 года

Болливуд и его «филиалы»

Индия состоит из 29 штатов, шести союзных территорий и столичного округа Дели. До сих пор в стране нет единого языкового стандарта выпускаемых фильмов, поэтому почти в каждом штате снимают кино для местной аудитории. А традиции дубляжа попросту нет. По данным исследований, сегодня герои фильмов чаще всего говорят на хинди, телугу, тамильском, каннада, бенгали, маратхи и малаялам.

Знаменитый на весь мир Болливуд — это всего лишь один из регионов фильмопроизводства с центром в Мумбаи (бывший Бомбей), где большинство картин снимают на самом распространенном языке — хинди. Болливуд располагает огромными территориями с декорациями и сотнями павильонов на любой вкус. А известности местных кинозвезд — Дилипа Кумара, Раджеша Кханна, Шамми и Риши Капура, Аамира и Шахрукха Кханов — могут позавидовать голливудские знаменитости.

Также в Индии успешно работают два «Толливуда» (Колката и Хайдарабад), «Колливуд» (Ченнаи), «Санлавуд» (Бангалор), «Молливуд» (Тируванантапурам) и «Косталвуд» (штат Карнатака и город Удипи).

При этом на звание национального кино все-таки претендует мейнстрим на хинди, в котором избегают региональной специфики.

В последние годы в стране активно развивается кинотуризм — неискушенные европейцы готовы платить деньги за локационный тур в трущобы Дхарави или стать частью многотысячной массовки очередного блокбастера.

Трущобы Дхарави (пригород Мумбаи) — одно из самых густонаселенных мест в мире (около 1 млн жителей на 2,1 кв. км площади)

Трущобы Дхарави (пригород Мумбаи) — одно из самых густонаселенных мест в мире (около 1 млн жителей на 2,1 кв. км площади) (Фото: Shutterstock)

Любимая масала

В 1970-е годы сформировался уникальный тип индийского кино, который остается популярным и сегодня — масала (от названия традиционной смеси специй masala). По сути, это жанровый микс от боевика до мелодрамы с обязательным хэппи эндом в одном флаконе. Вот уж где точно угадывается наследие древнего эпоса и санскритских драм.

«Найти друг друга», «Амар, Акбар и Энтони», «Вечная сказка любви», «Ганга, Джамна, Сарасвати», «Судьба», «Коварство» — классическая масала.

На бедную семью обрушились несчастья: отец вынужден убегать от бандитов, мать ослепла от горя, а братьев разлучили еще в детстве — такова завязка всеми любимого фильма «Амар, Акбар и Энтони». Три часа захватывающего действа и катарсис: семья воссоединилась и все счастливы.

Более современные варианты масалы: «Эта сумасшедшая молодежь», «Сердце говорит: «Вперед», «Ченнайский экспресс», «Обратная сторона брака», а также «И в печали, и в радости», «Меня зовут Кхан», «Беглянка» и другие.

Успех болливудских картин объясняют их терапевтическим эффектом: это кино заставляет забыть о печали и переносит в чудесный мир, где все заканчивается неизменно хорошо. Кроме того, оно транслирует традиционные ценности, апеллируя к долгу, чести и совести. Вопреки мемам, высмеивающим аляповатую компьютерную графику и гиперболизированную игру актеров, многие индийские фильмы развлекательного жанра могут порадовать интересными визуальными решениями не только локальную аудиторию, но и киноманов со всего света.

Если вам тоже требуется терапия, специалист по индийскому кино Анастасия Белокурова советует в первую очередь посмотреть картины «Братан Мунна, продавец счастья» и «Три идиота» Раджкумара Хирани, а также великие «Вир и Зара», «Наступит завтра или нет» и пронзительную картину «Звездочки на земле».

Индийский артхаус

«Золотым веком» индийского кинематографа считаются 1950–1970-е годы, на которые пришелся пик арт-кино. После обретения независимости возник запрос на художественное осмысление реальности без развеселых песен. Героями фильмов «новой волны» или «параллельного кино» стали безземельные крестьяне, рабочие и беженцы.

Тогда же взошла звезда легендарного режиссера Сатьяджита Рая — обладателя Оскара и нескольких наград Берлинского и Венецианского фестивалей. Его «Песнь дороги» о жизни мальчика Апу — признанный мировой шедевр, оказавший влияние на Мартина Скорсезе, Уэса Андерсона, Фрэнсиса Форда Копполу и Акиру Куросаву.

Подхватив наработки итальянского неореализма, индийское «параллельного кино» (режиссеры Бимал Рой, Гуру Датт, Шьям Бенегал, Мринал Сен) выработало свой киноязык, принципиально отличавшийся от стандартов зарождающегося Болливуда: режиссеры использовали минимум декораций, приглашали сниматься непрофессиональных артистов и не стремились к хэппи-энду — земля нищего крестьянина в финале уходила с молотка, а его самого пожирал большой город.

Среди фильмов «новой волны» можно найти даже настоящий индийский нуар. По словам киноведа Алексея Гуськова, «Поместье» Камаля Амрохи — уникальный подобный пример. Здесь есть и густота светотени, и деление плоскостей на орнаменты, и замедленная игра актеров. И даже раскрыта традиционная для нуара тема предопределенности судьбы, пусть и по-своему.

О закате «параллельного кино» заговорили в 1990-е, когда стала очевидна победа болливудской масалы. Но кино для узкой аудитории продолжали снимать, хотя и в небольшом количестве. Пример этому — творчество современных авторов, Мани Кауля и Миры Наир.

Кто сегодня смотрит индийское кино

Индийский кинематограф крепко стоит на ногах — ежедневно его смотрят более 11 млн зрителей. Фильмы продают в страны Южной и Юго-Восточной Азии, Восточной Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, Австралии, а также в Россию и страны СНГ.

Но главные потребители — сами индийцы, а в индустрии занято в среднем 5 млн человек. Доходы от проката в кинотеатрах на внутреннем рынке, согласно отчету Ernst & Young, превышают $1,5 млрд в год. Жители смотрят фильмы не только в мультиплексах, но и в однозальных деревенских кинотеатрах. Правда, последних с каждым годом становится все меньше.

При этом индийское кино стремится на мировой рынок. В 2000-е годы появилась тенденция снимать кино на экспорт — максимально приближенное к европейской эстетике, где вместо традиционных национальных песен звучит электронная музыка. Например, «Незнакомец и незнакомка», «Байкеры-2» и др. Но пока западные зрители не готовы массово смотреть индийские фильмы, и работ уровня южнокорейской «Игры в кальмара» до сих пор не появилось.

Зато Netflix, Amazon и Hotstar активно инвестируют в производство оригинального контента на местных языках. По данным Forrester, в 2020 году компании потратили на это около $520 миллионов, что почти на 100 миллионов больше, чем в 2019 году.

Выйти за рамки

Аналитики утверждают, что пришедшие на рынок гиганты интернет-вещания позволили индийским фильмам выйти за рамки пресловутых боевиков и мелодрам: все больше картин посвящены проблемам женщин в современном обществе, войне и политике.

В 2021 году индийский Vogue опубликовал список из 14 обязательных к просмотру ОТТ-релизов на Netflix, Amazon Prime Video и Disney. Среди них — «Большой бык», «Белый тигр» и «Бхуми».

Еще одна наметившаяся тенденция национального кинематографа — желание открыто говорить о гомосексуальных отношениях и квир-людях. Оказалось, зрители даже в самой Индии готовы смотреть на геев, которые совершают каминг-аут перед родственниками («Капур и сыновья», 2016, «Будь еще осторожней с браком», 2020), счастливых лесбиянок («Что я почувствовал, когда увидел эту девушку», 2019) или студентку с церебральным параличом, которая осознает себя бисексуалкой («Маргарита с соломинкой», 2015).

По словам Константина Кропоткина, судить о том, насколько радикальны происходящие изменения в индийском кино, можно и по творчеству режиссера Фараза Арифа Ансари — небинарной персоны, к которому следует обращаться «они». Их короткометражка 2021 года о влюбленных мусульманках Sheer Qorma получила приз на старейшем ЛГБТ-кинофестивале Frameline Film Festival (ЛГБТ-движение признано экстремистской организацией и запрещено в РФ).

Чем известен Болливуд?

Слава КПСС пел: «Хочется жить как в индийском кино — что чувствую, то и живу». В чем особенности этого искреннего кинематографа, помимо танцев и забавной актёрской игры? Разбираемся в статье.

Время чтения: 5 минут.

Что это?

Болливуд (Бомбей + Голливуд) — это индийское кино, снимающееся в Мумбае на английском языке, хинди, урду и панджаби. Да, это не вся киноиндустрия Индии, а только фильмы из одного города и только на определённых языках. Сам термин появился в 70-е — тогда индийская киноиндустрия впервые обогнала США по количеству релизов за год.

В год в Индии снимают примерно 2000 фильмов, что в несколько раз больше, чем в США и Европе. На долю Болливуда приходится 43% сборов со всего индийского кино. Причины такого ударного производства в разнице бюджетов: еще не было прецедентов, когда индийский фильм обошелся в $100 млн, в то время как в США таких фильмов уже сотни.

Что снимают в Болливуде?

Поворотной точкой в истории индийского кинематографа стала универсальная формула нового жанра — масалы. Масала (название в честь традиционных специй) — это дикая комбинация из боевика, мюзикла, мелодрамы с обязательным хэппи-эндом. Вот традиционный сюжет: за отцом семейства пришли бандиты, потому что десять лет назад он случайно завладел сокровищами, его решает спасти сын, который на самом деле приемный, потому что детей перепутали в роддоме. Реальный сын семейства успел вступить в банду и, конечно, скоро встретит своего «брата». Параллельно главный герой влюблен в очень злую даму, не замечая любви своей прекрасной подруги детства. В фильме будут сцены погони, признания в любви, около семи песен и групповой танец.

Девдас, 2002

Масала — самый массовый и популярный жанр, а также одно из проявлений эскапизма. Граждане Индии и сами любят сходить в кино на такой незамысловатый мюзикл с элементами экшена, потому что это помогает отвлечься от бедности, антисанитарии и других глобальных проблем страны, которые они не в состоянии решить. Масала — утопия, в которой всё непременно будет хорошо и других вариантов просто не существует. И если проблемы общества и затрагиваются в масале, то они меркнут на фоне традиционных индийских ценностей, которыми проникнуто это кино.

Неклассический Болливуд

Параллельно массовому кино, развлекающему местного зрителя, в Индии развивался и авторский кинематограф. Его так и назвали — «параллельное кино». Авторские фильмы обычно не были очень кассовыми и снимались не в Мумбаи, а в Калькутте. Это связано с тем, что в городе сохранилось больше всего памятников колониальной эпохи — параллельное кино обычно остросоциальное и говорит о классовых и глобальных проблемах в стране. Соответственно, это совсем не Болливуд.

Предательство, 1998

Но нельзя утверждать, что Болливуд застрял в жанре масалы и не развивается дальше — напротив, для авторского кино он сделал немало. Фильм «Предательство» (1998) стал поворотной точкой, показавшей, что жители Индии готовы смотреть авторское кино, если оно будет хорошо сделано. У фильма были отличные сборы и при этом небанальный сюжет.

Ланчбокс, 2013

Фильмы Болливуда повлияли в том числе и на международное признание индийского кинематографа. Например, премьера «Ланчбокса» (2013) состоялась на Каннском кинофестивале. Фильм собрал отличные отзывы критиков и зрителей и стал самым кассовым иностранным фильмом в Северной Америке, а также выиграл 25 кинонаград. После его премьеры мумбайский режиссер Ритеш Батра стал одним из самых перспективных молодых режиссеров современной Индии.

Не знаете, как поддержать разговор о только что просмотренном фильме? Получите готовый гайд по составлению собственного экспертного мнения с саммари «Кинокритика: как правильно анализировать кино». А специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *