Что находится в исаакиевском соборе
Перейти к содержимому

Что находится в исаакиевском соборе

  • автор:

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Слава о красоте этого собора давно перешагнула границы России. Этот венец архитектурного искусства восхищает ценителей прекрасного во всем мире. И петербуржцы по праву гордятся своим сокровищем. Величественный Исакий, как многие ласково называют этот храм, вызывает целую гамму эмоций своим благородным, но в то же время роскошным обликом. Его золотой, безупречный по силуэту купол, ярко выделяющийся на фоне синего неба, является символом Северной столицы. Начнем с того, что Исаакиевский собор является одним из высочайших купольных зданий в мире: его высота составляет 102 м. Площадь 4000 квадратных метров, вместительность 14000 человек. А диаметр его золотого купола — 22 м. По величине он уступает только собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Храм способен вместить 10 тысяч человек. На убранство его ушло 400 кг золота, 16 тонн малахита.

История собора по-своему уникальна и даже драматична, как, впрочем, и судьба многих грандиозных храмов на Руси. Инициатором строительства собора стал император Всея Руси Петр I. Он задумал постройку как посвящение своему небесному покровителю — византийскому святому Исаакию Далматскому. Первоначально Петр построил деревянную церковь в 1710 году. А уже 19 февраля 1712 здесь состоялось венчание Петра I с Екатериной I. В августе 1717 года заложили новую каменную церковь. Но из-за близости к Неве она стала оседать. На её месте появился третий вариант Исаакиевского собора по проекту архитектора Антонио Ринальди, но его вид был настолько нелеп и не сочетался с парадным обликом города, что в 1809 году Александр I объявил конкурс на лучший проект нового собора. Его выиграл французский архитектор Огюст Монферран. Монферран начал строительство в 1818 году и строил его долгих 40 лет. Итогом его блестящей работы стал монументальный пятиглавый собор в классическом стиле.

Исаакиевский собор был торжественно открыт 30 мая 1858 года и провозглашён кафедральным собором Русской Православной церкви. В нем проводили церковные службы, крестили членов царской семьи. В соборе бывали царственные особы разных государств, президенты, иностранное духовенство: восточные митрополиты, католические и англиканские епископы, армянские католикосы. Весь облик Исаакиевского собора пронизан идеей роскоши и имперского величия. Стены собора облицованы серым мрамором, в них прорезаны большие арочные окна. Украшают собор колонны из красного гранита. Каждая из них достигает высоты 15 м и веса в 100 тонн. У собора огромные, с горельефами и орнаментом, бронзовые двери, каждая створка весит 10 тонн. На углах фронтонов здания расположены 16 статуй апостолов и евангелистов. Также углы акцентированы статуями ангелов со светильниками. На фронтонах можно увидеть композиции на библейские темы. Позолоченный купол имеет оригинальную конструкцию и составлен из трех оболочек. На его золочение было израсходовано около 100 кг червонного золота.

Собор прекрасен как внешне, так и в своем внутреннем интерьере. В оформлении интерьера были использованы более 300 произведений живописи, мозаики, скульптуры, различные виды драгоценных камней и позолота. Особый интерес представляет один из крупнейших в России витражей, площадь которого составляет 28.5 квадратных метра. Внутренние стены собора облицованы дорогими сортами итальянского и русского мрамора и другими породами ценных камней: малахитом, лазуритом, порфиром. Вот почему Исаакиевский собор называют еще и «Музеем камней».

Художественное оформление собора включает крупнейшее собрание русской монументальной живописи середины XIX века, насчитывающее более 150 произведений. Среди них работы известных художников Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Свыше 300 статуй, скульптурных групп и рельефов выполнены Иваном Витали. Исаакиевский собор не имеет аналогов в отечественной и мировой культуре. Музей-памятник Исаакиевский собор является одним из лучших кафедральных соборов Европы и одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга. В 1859 году в центре Исаакиевской площади под руководством Монферрана был установлен конный монумент императора Николая I работы скульптора П. Клодта. В 1928 году собор был закрыт и функционировал, как атеистический музей. А в 1990 году в Исаакиевском соборе вновь состоялось торжественное богослужение.

Достопримечательности

  • Адмиралтейство
  • Александрийский столп
  • Александро-Невская лавра
  • Андреевский собор
  • Владимирский собор
  • Гостиный двор
  • Государственный Эрмитаж
  • Дворцовая площадь
  • Домик Петра I
  • Исаакиевский собор
  • Казанский собор
  • Крейсер «Аврора»
  • Кунсткамера
  • Летний сад
  • Мариинский театр
  • Марсово поле
  • Медный всадник
  • Музей-квартира А. С. Пушкина
  • Невский проспект
  • Николо-Богоявленский собор
  • Петропавловская крепость
  • Петропавловский собор
  • Русский музей
  • Сампсониевский собор
  • Сенатская площадь
  • Смольный собор
  • Соборная мечеть в Санкт-Петербурге
  • Спас-на-Крови
  • Спасо-Преображенский собор
  • Стрелка Васильевского острова
  • Троице-Измайловский собор
  • Чесменская церковь

Что находится в исаакиевском соборе

  • История возведения Исаакиевского собора.
  • Архитектура
  • Мозаика
  • Живопись
  • Наружная скульптура
  • Внутренняя скульптура
  • Декоративный камень в Исаакиевском соборе
  • Витраж
  • «Чтобы помнили…»
  • Видеоэкскурсия «Музей в блокадные дни»

История возведения Исаакиевского собора

Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. Строительство храма неразрывно связано с историей города и отражает архитектурно-художественные и градостроительные тенденции от начала XVIII до первой половины XIX века.

Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Петр I. Существующий ныне собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра.

Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном «чертежном амбаре», напротив Адмиралтейства. Церковь отличалась простотой архитектурных форм и скромностью отделки, характерными для первых зданий петровской эпохи. В этом храме 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.

6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Ее возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику построенный примерно в то же время архитектором Д. Трезини Петропавловский собор. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I (Медный всадник). Из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.

Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней. Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор В. Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.

Непропорциональное и приземистое сооружение не соответствовало парадному облику центра столицы. В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана.

Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.

Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн.

Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за ее подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга. О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.

В отличие от сложившейся строительной практики, колонны четырех портиков поставили до возведения стен храма. Стены строили из кирпича, скрепленного известковым раствором и коваными железными связями. Одновременно с кирпичной кладкой выполнялась мраморная облицовка.

Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади.

На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга.

Исаакиевский собор, возведенный по проекту О. Монферрана, стал одним из крупнейших купольных сооружений Европы. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 м, длина 111,28 м, ширина 97,6 м.

Что находится в исаакиевском соборе

  • История возведения Исаакиевского собора.
  • Архитектура
  • Мозаика
  • Живопись
  • Наружная скульптура
  • Внутренняя скульптура
  • Декоративный камень в Исаакиевском соборе
  • Витраж
  • «Чтобы помнили…»
  • Видеоэкскурсия «Музей в блокадные дни»

Декоративный камень в Исаакиевском соборе

Среди многих выдающихся памятников архитектуры Санкт-Петербурга Исаакиевский собор выделяется тем, что при его возведении и отделке необычайно широко применялись различные породы цветного камня. Здесь были использованы гранит, различные виды мраморов, шокшинский порфир, брекчия, шунгитовый сланец, а также малахит и лазурит.

В качестве строительного материала архитектор О. Монферран использовал крупнозернистый финский гранит – рапакиви. Граниты отличает не только высокая прочность, но и возможность получения крупных блоков, что позволило использовать этот камень при сооружении основных конструкций собора – фундамента, стилобата и 112 колонн.

Добывали гранит на территории огромного Выборгского массива, разрабатываемого еще с 1740-х годов. Каменоломни Питерлакс находились на территории Финляндии близ города Фридрихсгама (нынешняя Хамина), на нескольких островках близ побережья Финского залива, что облегчало транспортировку блоков камня в Петербург. Их доставляли к месту строительства собора по воде на специально построенных для этой цели судах.

Блоки стилобата собора, а также колонны решено было полировать. Полировка предохраняла камень от атмосферных воздействий, препятствовала проникновению влаги, а также давала замечательный декоративный эффект: красные гранитные колонны четко выделяются на светло-сером фоне мраморной облицовки стен, и в сочетании с позолотой куполов создают нарядную цветовую гамму. Таким образом, гранит при строительстве Исаакиевского собора был использован не только как конструктивный, но и как декоративный материал.

Как декоративный элемент убранства в Исаакиевском соборе широко применялись различные виды мрамора. Этот камень может иметь различную окраску; выше всего ценится мелкозернистый белый мрамор. Однако в природе больше распространены цветные мраморы, окраска которых обусловлена наличием разнообразных пылевидных минеральных примесей. В структуре камня примеси, как правило, распределяются неравномерно, поэтому цветные мраморы обычно рисунчатые или полосатые. Они легко поддаются обработке, но не отличаются высокой прочностью. Мрамор плохо переносит резкую смену температуры, влажности, сернистый газ в атмосфере, поэтому в русской архитектуре его для отделки фасадов применяли довольно редко. Исаакиевский собор – один из немногих архитектурных памятников, чей фасад и интерьер облицованы мрамором.

Для фасадов храма использовали рускеальский мрамор. Месторождение этого камня находится в северном Приладожье, у села Рускеала, и разрабатывается с середины XVIII века. Этим же мрамором были облицованы стены третьего Исаакиевского собора, строившегося по проекту Ринальди, но со временем каменоломни были заброшены. В 1819 году они расчищаются и, по Высочайшему повелению, передаются в ведение Комиссии по строительству Исаакиевского собора. Рускеальские мраморные ломки давали разнообразные по окраске камни: от снежно-белого до темно-серого, и от светлого желто-зеленого до темно-зеленого. Мрамор был узорчатым, с неоднородной окраской и структурой, легко обрабатывался и принимал зеркальную полировку. Но был у рускеальских мраморов и существенный недостаток: он недостаточно погодоустойчив, и, при использовании в наружной отделке, примерно через 50 — 60 лет требует частичной или полной замены. Тем не менее, им были облицованы фасады Исаакиевского собора, из него же выполнены резные порталы трех больших и четырех малых наружных дверей. Рускеальским светло- и темно-серым мрамором выложен пол храма в виде косой шахматной клетки.

В отделке собора широко использовался тивдийский мрамор, добывающийся в Карелии, к северу от Петрозаводска, у села Тивдия. Иногда его называли белогорским, поскольку добывали в месторождении «Белая Гора». Ломки известны с 1750-х годов, в них также готовили камень для третьего Исаакиевского собора. Ринальди собирался использовать всю богатую палитру тивдийского мрамора: от светло-розового и палевого до темно-красного и лиловато-красного. Преобладание розовых и красных тонов в окраске объясняется наличием минерала гематита. Эти мраморы очень тверды из-за высокого содержания кварца, и их по степени обработки относили к высшей группе сложности. В отделке Исаакиевского собора Монферран применил тивдийский мрамор розового цвета.

Вместе с отечественным камнем в интерьере собора использован привозной, из Италии и Южной Франции. Это, прежде всего, белый итальянский мрамор серавеццо, которым облицованы стены.

В Италии были приобретены также темный серовато-зеленый генуэзский и желтый сиенский мраморы. Генуэзский камень именуют также левантийским, так как его добывали к северо-западу от города Леванто. Это относительно непрочный мрамор с ярко выраженным рисунком, окраска которого объясняется наличием в его составе серпентинита. Месторождение сиенского мрамора, как это видно по его названию, находится в окрестностях города Сиены. У него мелкозернистое строение и окраска от палевой до интенсивно-желтой. С юга Франции был привезен красный мрамор гриотто. Его заготавливали в отрогах Пиренеев, близ города Нарбона. Этот камень очень эффектен, темный вишнево-красный или ярко-красный с темными прожилками и небольшими пятнышками кальцита.

Исаакиевский собор замечателен тем, что в его отделке использованы породы камня, редко применяемые в убранстве интерьеров. Например, шокшинский порфир, названный от porphyreos (греч.) – «пурпурный». Этот камень имеет насыщенный темно-красный или вишневый цвет и относится к группе кварцитов (основной породообразующий материал – кварц, зерна которого сцементированы кварцевым материалом в плотную массу). Цвет определяется присутствием железистого пигмента, поэтому кварциты чаще всего красные, розовые или коричневые. Реже встречаются серые, почти черные кварциты. Шокшинское месторождение, где добывался камень для Исаакиевского собора, известно было в России более 200 лет, оно находится на западном берегу Онежского озера, в 60 км к югу от Петрозаводска. Разрабатывается месторождение и в настоящее время. Благодаря своей структуре шокшинский порфир очень прочен, погодоустойчив. Он очень труден в обработке, но отлично полируется до зеркального блеска.

В Карелии добывалась также соломенская брекчия, сложная по составу и структуре горная порода, редко применявшаяся в отделке зданий. Она состоит из небольших обломков диабазовых порфиритов, плотно сцементированных мелкозернистым доломито-серпентиновым материалом. Ранее эту породу называли мрамором, но она более хрупкая. Добывалась брекчия в окрестностях Петрозаводска, близ деревни Соломино. Ее добыча и обработка были сопряжены с немалыми трудностями из-за хрупкости материала. При откалывании крупных глыб камень производил впечатление достаточно прочного монолита, но при дальнейшей обработке, особенно при лощении и полировке, начинали отламываться кусочки различной величины, обломки диабазовых пород, составляющих структуру камня. Поэтому детали отделки стен Исаакиевского собора из брекчии – свидетельство огромного мастерства и терпения русских мастеров.

В небольших количествах встречается в интерьере аспидный сланец. Он относится к группе шунгитовых сланцев, основная составляющая которых – шунгит, переходный продукт между аморфным углеродом и графитом, содержит также глинистое вещество, зерна кварца и полевых шпатов. Цвет камня обычно серый или угольно-черный, он легко обрабатывается, но до зеркального блеска не полируется, и обычно отличается матовым блеском. Добывается аспидный сланец в Карелии, близ села Нигозеро, потому его называли еще нигозерским сланцем, или черным аспидом.

В убранстве Исаакиевского собора декоративный камень играет очень важную роль.

В 1843 году был утвержден проект отделки интерьера, разработанный О.Монферраном, в соответствии с которым и выбирались образцы камня. Внутри собора пол был выложен плитами светло- и темно-серого рускеальского мрамора. В соответствии с основными архитектурными членениями интерьера его рисунок подчеркивают полосы розового тивдийского мрамора. Центральную часть пола под куполом украшает нарядная мраморная розетка из тивдийского мрамора. Стены и пилоны храма окаймлены шокшинским порфиром.

Цокольная часть стен и пилонов на высоту 1 м 40 см облицована белым мрамором серавеццо и розовым тивдийским. В обрамлении тивдийского минерала размещены прямоугольные, вытянутые по горизонтали филенки и круглые медальоны из брекчии. Цоколь завершается внизу широким плинтом из аспидного сланца, который служит своеобразным переходом к серому мраморному полу.

На стенах у мрамора серавеццо чуть сероватый тон, местами, слабо выраженный рисунок. Белый каррарский мрамор использован для облицовки главного и малых иконостасов. Из него же выполнены отделка ниш пилонов, детали балюстрады перед главным иконостасом. Особым изяществом отличается резьба по мрамору боковых стен главного алтаря.

Из розового тивдийского мрамора изготовлены многочисленные каннелированные пилястры коринфского ордера, определяющие основной тон декоративного решения интерьера. Из него же выполнен астрагал фриза, проходящего на уровне золоченых капителей пилястр. Желтый сиенский мрамор в виде крупных прямоугольных профилированных плит в обрамлении зеленого генуэзского мрамора украшает четыре центральных пилона, оживляя своим теплым тоном интерьер. Такой же желтый мрамор использован для мелких декоративных деталей на стенах, во фризе над иконами первого яруса главного иконостаса, орнамента в виде меандра на стенах. Зеленый генуэзский мрамор украшает также устои в арках боковых нефов, из него выполнены декоративные вертикальные детали в облицовке стен и в обрамлении трех больших дверей собора. Красный французский мрамор гриотто применен для вставок во фризах над большими дверями собора (фон под надписи) и под иконами в пилонах. Из него же выполнены небольшие вставки в цоколях стен приделов.

Плитами шокшинского порфира выложена солея перед главным иконостасом, из него же – ступени, детали цоколя главного иконостаса (великолепно сохранившие полировку) и элементы облицовки его внутренней стороны, а также фриз над пилястрам в интерьере здания.

Выше карниза аттик и своды собора, а также барабан купола облицованы искусственным мрамором, который называли также «стюк», «стукко» , stucco (итал.) – «штукатурка». Его достаточно сложно изготовить, но на большой высоте дорогостоящий итальянский мрамор решено было не использовать. Основная составляющая этого материала – тонкотертый гипс, в который входят также мел, алебастр, известь, цемент, мраморная крошка и цветные пигменты. Массу накладывали на стену, и после затвердевания, для имитации цветного камня, по заданному рисунку процарапывали углубления, в которые вносили добавочные пигменты, создающие видимость прожилок и включений естественного камня. Искусственный мрамор полировали вручную пемзой и оловянным пеплом, а окончательный глянец наводили стеблями болотного растения хвоща. Процесс был достаточно сложным и трудоемким, но мастера абсолютно точно копировали природный камень.

В целом внутреннее убранство Исаакиевского собора поражает исключительной красочностью, разнообразием отделочного материала. В облицовке стен применен довольно яркий по тону камень, но цветовые контрасты умело распределены и не создают ощущения пестроты. Различные породы камня выделяют архитектонику здания. Так, при помощи разных цветов подчеркнуты элементы ордера: на белой глади стен ясно читаются розовые пилястры, темным порфиром четко очерчен цвет антаблемента. В целом интерьер храма производит впечатление торжественности и праздничности.

Своеобразным цветовым акцентом стало оформление главного иконостаса, отличающееся особой красочностью. Десять больших колонн иконостаса облицованы зеленым малахитом, а две малых, обрамляющих царские врата, – бадахшанским лазуритом. Это один из немногих примеров использования таких минералов в отделке интерьеров подобного масштаба.

Малахит – непрозрачный, хрупкий и исключительно красивый по цвету камень, с окраской от светло-бирюзовой до темно-зеленой с атласным отливом, причем светлый малахит ценится выше темного. Минерал легко обрабатывается и полируется. Он был известен еще в Древнем Египте. В России крупные месторождения малахита были открыты в XVIII веке на Урале и связаны с активной разработкой медных рудников. По химическому составу малахит – водная углекислая соль меди. В природе он встречается чаще всего в виде округлой формы образований, так называемых «почек» сравнительно небольшого размера. Крупные глыбы этого камня – редкость, недаром в музее петербургского Горного института хранится добытая на Гумешевском руднике близ Екатеринбурга глыба малахита массой 1,5 т. Известны также Медноруднянские залежи этого камня, принадлежавшие известным заводчикам Демидовым и дававшие в то время ежегодно от 30 до 80 т камня. Именно этот малахит был использован для облицовки колонн главного иконостаса Исаакиевского собора.

Соглашение на поставку малахита для собора было заключено с конторой П.Н.Демидова на следующих условиях: 1500 пудов камня должны были быть доставлены в течение 1843 и 1844 годов. Минерал поставлялся согласно отобранным Комиссией образцам одинакового цвета и качества, в больших кусках, от 8 до 80 фунтов в каждом. Цену назначили в 175 рублей серебром за пуд.

Облицовка колонн велась методом «русской мозаики», применявшимся из-за хрупкости этого камня. Камень распиливали на тонкие, толщиной несколько миллиметров, пластинки. Затем согласно рисунку камня их вырезали и подгоняли так, чтобы составить красивый рисунок, и чтобы швы между отдельными пластинками были незаметны. Набор наклеивали на форму из металла или камня с помощью горячей мастики из воска и канифоли, неровности зашлифовывали и полировали.

Таким же способом выполнена облицовка колонн главного иконостаса. Способ отделки каннелированных столпов высотой около 10 м и диаметром 1 м заключался в следующем: конструктивную основу колонн составляли чугунные цилиндры, которые покрывались отлитыми из бронзы тонкостенными профилированными тамбурами. На каждой колонне укрепляли по три таких тамбура. Малахит на них наклеивался упомянутым способом. Соприкасающиеся друг с другом края тамбуров должны были оставаться неоклеенными на 9-14 см в высоту по всей окружности. Когда тамбуры надевались на основу, места соединений тщательно облицовывались так, что места стыка становились незаметными для глаз. Помимо колонн, из малахита были изготовлены различной формы вставки в цоколях главного и малых иконостасов и в арках.

Обрамляющие царские врата колонны облицованы темно-синим с золотистыми искрами бадахшанским лазуритом, который считается по качеству лучшим в мире. В России есть месторождения лазурита в Прибайкалье, но он не столь эффектен: менее интенсивной окраски и с многочисленными белыми вкраплениями. Афганский лазурит не только очень красив, его окраска необыкновенно прочна, он не теряет свой цвет даже при нагревании свыше 1000 градусов Цельсия. В старину этот камень живописцы использовали для изготовления ультрамарина – краски, которая не тускнела от времени. В таких масштабах, как в Исаакиевском соборе, лазурит не применялся более нигде. Высота лазуритовых колонн – около 5 м, диаметр – 0,5 м.

Собор св. Исаакия Далматского – единственный памятник архитектуры, в отделке которого в таких масштабах применялись различные виды природного цветного камня. Все камнерезные работы выполнены с исключительным совершенством, они демонстрируют высочайшее мастерство русских умельцев, их технические и художественные достижения.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор является крупнейшим православным храмом города Санкт-Петербурга, которому присвоен статус музея. При этом церковная община, которая была зарегистрирована летом 1991 года, имеет право совершать богослужение по определенным дням с разрешения дирекции музея.

Исаакиевский собор является крупнейшим православным храмом города Санкт-Петербурга. Он располагается на знаменитой Исаакиевской площади. Ему присвоен статус музея. К тому же церковная община, которая была зарегистрирована летом в 1991 году, имеет право совершать богослужение по определенным дням с разрешения дирекции музея. Освящен собор во имя преподобного Исаакия Далматского, которого всегда почитал Петр I. Причиной является то, что император был рожден в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.

Исаакиевский собор был построен в период с 1818 по 1858 годы. Над созданием проекта работал архитектор Огюст Монферран. Строительство проводилось под руководством императора Николая I. Первое торжественное освещение Исаакиевского собора было проведено 30 мая 1858 года по юлианскому календарю митрополитом Новгородским в присутствии императора Александра II и других членов семьи. Здесь были выстроены войска, которых приветствовал перед началом освещения сам император.

Исаакиевский собор является четвертым храмом в Санкт-Петербурге, возведенным в честь Исаакия Далматского. Его высота составляет 101,5 метров, а внутренняя площадь — более 4 000 квадратных метров.

Снаружи собор украшен ста двенадцатью гранитными колоннами. Высота колонн четырех нижних портиков составляет около 17-ти метров, а колонны барабана центрального купола достигают 14 метров. Огромные столпы вырубались из гранита близ Выборга и по воде доставлялись к месту постройки. Здесь они полировались и посредством специальных рычагов на стальных канатах ставились войсками на свои места. На строительстве Исаакиевского собора в течение сорока лет круглые сутки трудились десять-двенадцать тысяч человек.

Интерьер собора заполняют десятки мозаичных картин. В окне за престолом главного алтаря открывается цветной витраж, представляющий воскресшего Спасителя. В создании мозаик использована смальта более 12000 оттенков, их общая площадь — 600 квадратных метров.

Адрес: Исаакиевская пл., д. 4
Режим работы: Музей работает ежедневно, кроме среды
С 16 сентября по 30 апреля — с 11:00 до 19:00. Касса закрывается в 18:00.
C 1 мая по 15 сентября — с 10:00 до 19:00. Касса закрывается в 18:00.
С 7 августа по 30 сентября в вечернее время музей — с 19:00 до 22:30. Касса закрывается в 22:00.
Выходной день — среда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *