Сколько лет городу пенджикент таджикистан
Перейти к содержимому

Сколько лет городу пенджикент таджикистан

  • автор:

Пенджикент

Пенджикент, Таджикистан

Пенджикент — это город, расположенный в западной части Таджикистана на левом берегу реки Заравшан восточнее Самарканда. Город возвышается на высоте 900 метров над уровнем моря. Пенджикент очень знаменит в туристских кругах своими достопримечательностями, памятниками архитектуры, а также замечательной зоной отдыха на побережье Заравшана. Статус города Пенджикент получил в 1953 году. Численность населения на 2003 год составила 34 тысячи человек.

Немного истории
Пенджикент является одним из древнейших городов Центральной Азии, почтенный возраст которого составляет 5500 лет. Название города на русский язык переводится как «Пять поселков». Есть вероятность, что именно с пяти поселений, когда-то располагавшихся на этой территории, собственно и началась история этого удивительного города.

В 5 — 8 веках н.э. Пенджикент представлял собой один из важнейших культурных и ремесленных центров зороастрийской Согдианы. Город того времени даже называли «Среднеазиатскими Помпеями» — настолько он был удивителен и необычен. Древний Пенджикент был великолепно укрепленным, благоустроенным городом с дворцом правителя, двумя храмами, рынками, богатыми жилищами горожан, украшенными многочисленными росписями, деревянной и глиняной скульптурой древних богов.

Пенджикент являлся последним городом на дороге Великого Шелкового пути, ведущей из Самарканда в горы Кухистана. И это было весьма выгодно, так как ни один караван, ни один человек, спускаясь с гор в Самарканд и возвращаясь обратно, не мог стороной обойти Пенджикент.

Пенджикент, Таджикистан

В 8 веке город был разрушен арабами, которые в результате решающего сражения на горе Муг одержали победу. Так, с огромной помощью пришедших с территории современного Ирака арабов, удивительный согдийский город был навсегда стерт с лица земли.

Руины древнего города были случайно обнаружены только в прошлом веке. Сегодня, приехав сюда, туристы могут увидеть руины жилых домов и административных зданий, цитадель с дворцом, дом ремесленников, церковь огнепоклонников. Среди уникальных археологических находок Пенджикента есть памятники каменного века (16 века до н.э.): навес Актанги эпохи бронзы и поселение Саразм. В небольшом горном селении Мазори-Шариф, в 20 километрах от Пенджикента находится замечательный памятник архитектуры и культуры 11 века — мавзолей Мухаммада Башоро.

Сохранившиеся в Пенджикенте памятники архитектуры, живописи и скульптуры Согда (5 — 7 веков) — это произведения искусства, которые не имеют аналогов больше нигде в Средней Азии, на лестнице общекультурных достижений Востока они занимают очень высокие позиции. Здесь археологами были найдены средневековая цитадель с дворцом, некрополь с великолепно сохранившимися элементами настенной клеевой росписи, общественные и жилые постройки. А такие находки, как многочисленные изящные восточные скульптуры из дерева и керамики, изделия из стекла и металла, коллекция серебряных и бронзовых монет были переданы в историко-краеведческий музей им. Рудаки. Кроме того, целью сохранения древнейших культурных ценностей Пенджикента был организован музей-заповедник.

Океан согдийской живописи
Зачастую Пенджикент называют «океаном согдийской живописи». Здесь древние мастера расписывали самые различные постройки: дворцы, храмы, дома богатых горожан.

Пенджикент, Таджикистан

Особого внимания здесь заслуживает сцена оплакивания, являющаяся одним из шедевров не только согдийской, но и всей восточной живописи раннего средневековья. Рассмотрим внимательнее эту сцену. Итак, в центре композиции умерший юноша, которого поместили в какое-то погребальное сооружение, возможно шатер. Позади покойника стоят бьющие себя по голове плакальщицы; а внизу, у основания сооружения, — три фигуры в белых одеждах. Двое из них держат предметы с толстой ручкой (не исключено, что это факелы) и сосуд без ручек. Ниже художник расположил четверых мужчин и женщину, спереди — еще две фигуры. Автору росписи прекрасно удается передать горе окружающих: здесь и печальные лица, и полные скорби глаза, и распущенные волосы, у многих на теле и лицах царапины и порезы. Двое мужчин даже запечатлены в тот момент, когда ножами надрезают мочки ушей, а один в знак преданности покойному пронзает себе нос. Плачущие истязают себя так, что кровь ручьями льется на землю, образуя багровую реку.

В левой стороне от этого фрагмента сохранилось изображение трех женских божеств, причем одно из них — многорукое. Они тоже оплакивают покойного юношу: поднесли руки к голове, как бы повторяя жесты плакальщиц.

Некоторые исследователи полагают, что люди в белых одеждах — это согдийцы, а в красных и желто-коричневых со скуластыми лицами и раскосыми глазами — тюрки. И если это предположение верно, то значит, в траурной процессии принимают участие как коренные жители этого региона, так и пришельцы, воспринявшие местные традиции и верования.

Детально рассмотрев картину, можно задаться вполне естественным вопросом: так кого же оплакивают все эти люди — согдийцы и тюрки, и многорукие боги? Среди ученых единого мнения относительно этого вопроса не существует. Одни считают, что в данной сцене нашли отражение представления манихеев о загробной жизни, другие видят прямые аналогии с эпическим сказанием о гибели Сиявуша — популярного персонажа среднеазиатской литературы; сказание передано в «Шахнаме» и бухарским историком 10 века Наршахи. Многочисленные древние письменные источники рассказывают о том, насколько силен был в Согдиане культ Сиявуша. Но говорить, что эта сцена напрямую связана с сюжетом о его гибели, определенно точно нельзя. Доказательств этому пока нет.

Пенджикент, Таджикистан

Достопримечательности Пенджикента
Окраина Пенджикента — это кусочек прошлого этого города, где можно найти древнее городище со средневековой цитаделью, окруженной жилыми и общественными зданиями, в некоторых из которых сохранились настенные росписи. Недалеко стоит некрополь. Найденные во время археологических раскопок глиняные и деревянные скульптуры хранятся в историко-краеведческом музее имени Рудаки. А здесь, на рабочем месте археологов был создан музей-заповедник. Недалеко от Пенджикента, на горе Муг, был также найден архив документов пенджикентского правителя, написанных на согдийском языке. Расшифровка этих документов может позволить нам сегодня получить представление о социальной, экономической и политической жизни населения Средней Азии 18 века.

Городище древнего Пенджикента. На окраине современного Пенджикента взору туриста открывается настоящая картина прошлого: средневековая цитадель, окруженная жилыми зданиями с настенными росписями, недалеко от центра городища стоит некрополь.
Местные жители зовут это место «Кайнар», по названию расположенного рядом источника. В 1946 году здесь начались археологические раскопки.
В результате были обнаружены стоящая отдельно на холме цитадель с дворцом Диваштича (последнего правителя Пенджикента), два храма с обширными дворами, улицы, лавки, мастерские, базары, крепостные стены, многокомнатные двух- и даже трехэтажные жилища, самые богатые из которых были украшены настенной живописью и деревянной скульптурой.

Городище древнего Пенджикента, Таджикистан

Но больше всего прославилось городище древнего Пенджикента живописными и красочными стенными росписями, довольно неплохо сохранившимися, несмотря на более чем 1300-летнее нахождение в завалах. Городище древнего Пенджикента является археологическим памятником 5 — 7 веков и занимает территорию в 13,5 гектаров. Городище состоит из 3-х поясов укреплений, шахристана с оборонительной стеной, пригородными усадьбами и некрополем. Стены многих домов сохранились до второго этажа. Всего было раскопано 2 дворцовых комплекса, 2 храмовых комплекса, 2 базарных комплекса, 8 улиц, десятки многокомнатных домов знати и рядовых граждан, городские стены 5 — 8 веков.

Мавзолей Рудаки. Мавзолей поэта, родоначальника классической таджикской поэзии Абу-Абдулло Рудаки, жившего в конце 9 — начале 10 веков, был построен в 1958 году. Этот исторический парадокс связан с тем, что биография великого деятеля до конца не была изучена, и, соответственно, не прослежено место его захоронения. Известно лишь, что Рудаки последние дни своей жизни провел в бедности и умер в 941 году в своем родном селении Панджруд, недалеко от города Пенджикента. Имеются сведения, что поэт умер слепым.

Пролить свет на многие вопросы из жизни Рудаки помогла кропотливая работа известного таджикского писателя Садриддина Айни. Досконально изучив, возможные исторические рукописи, он сумел установить место захоронения великого поэта, а известный скульптор- антрополог Михаил Герасимов восстановил его облик по останкам.

Мавзолей Рудаки (9-10вв). Пенджикент, Таджикистан

В 1956 году, в год 1100-летия со дня рождения Рудаки была вскрыта могила в кишлаке Панджруд — предполагаемом месте захоронения поэта. В погребении были обнаружены кости скелета, тщательное исследование которых показало, что они принадлежат мужчине, который скончался в возрасте примерно 85-87 лет. В склепе также были найдены предметы, относящиеся ко времени жизни поэта. Помимо этого был обнаружен еще ряд признаков, которые позволили ученым сделать вывод о том, что найденные останки действительно принадлежат Рудаки.

Поселение Саразм. Это поселение 4 — 2 тысячелетий до нашей эры, расположенное близ Пенджикента, с хорошо сохранившимися храмами огня, общественными и жилыми строениями, культовыми и дворцовыми сооружениями.
Здесь было найдено множество изделий из меди, бронзы, свинца, серебра, золота, оружия, украшений, относящихся к 4 — 2 тысячелетиям до н.э. Поселение представляет собой вытянутую с запада на восток возвышенность на левом берегу реки Заравшан. Общая площадь поселения превышает 100 га.

Саразм был центром древнего рудопроизводства. Его жители, обнаружившие в долине Заравшана золото и серебро, «экспортировали» его в страны Среднего и Ближнего Востока и Западной Индии.
Кроме того, Саразм был одним из крупнейших центров металлургии в Центральной Азии. Здесь были обнаружены фрагменты литейных форм, плавильные горны, массивные песты и молоты для дробления руды, металлические изделия в виде топоров, кинжалов, ножей, копий, булавок, рыболовных крючков, украшений.
При раскопках в Саразме был обнаружен дворцовый комплекс (площадь его более 250 кв.м). Сюда входили большой коридор, прихожая, два-три зала и несколько вспомогательных сооружений. Все строения связаны между собой широкими проходами. В одной из стен комплекса имеются окошки для освещения и вентиляции. А наличие круглых алтарей в центре двух залов дает повод думать, что он был не просто дворцом, но также местом для совершения культовых обрядов.

Мавзолей Мухаммада Башоро (11 - 14 века). Пенджикент, Таджикистан

Мавзолей Мухаммада Башоро (11 — 14 века). В горном селении Мазори Шариф, среди живописных рощ, находится мавзолей Мухаммада Башоро — знатока хадисов (сказаний о поступках и высказываниях пророка Мухаммада и его сподвижников). Первоначально, здание было построено без портала. Он был пристроен в 14 веке. Причем, отличался особой красотой: изящный и благородный по пропорциям, декорированный резной терракотой уникальной красоты и сложности. Портал двухцветный — розовые узоры терракоты обрамляет двойная рамка из бирюзовых глазурованных кирпичей — и имеет точную датировку, сохранившуюся среди надписей (743 год Хиджры, что соответствует 1342-1343 годам). В центре здания размещается просторный купольный зал, слева и справа от которого расположен ряд сводчатых помещений. Главный фасад мавзолея обращен к горной речке, откуда к нему ведет единственная дорога. В центре зала возвышается глинянный михраб (ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу — главную святыню ислама) с изящными орнаментальными и каллиграфическими надписями. Наличие михраба, указывает на то, что, возможно, сначала здание являлось не мавзолеем, а просто мечетью. И это не единственная загадка мавзолея Мухаммада Башоро. На сегодняшний день пока не доказано, действительно ли здесь захоронен прах этого религиозного деятеля.

Архитектурный комплекс Хазрати-Бобо. В некотором отдалении от Пенджикента, но в пределах Согдийского района, расположен архитектурный комплекс Хазрати-Бобо (кишлак Чорку, г.Исфара). Отсюда еще одно название комплекса — «Мавзолей Чорку».
В комплекс входят культовые сооружения, разные по времени постройки, но объединенные одной особенностью: все они размещены фасадом на север. Главным считается мавзолей некоего святого, которого местное население называет по-разному «Хаст-и-Подшох», «Хаст-и-Амир», «Амир Хамза Сохибкирон» («Сохибкирон» означает «Господин счастливого сочетания звезд»).
Согласно местной легенде, мавзолей был возведен за одну ночь, и в нем якобы погребен святой Хазрати-Бобо, легендарный герой, полководец и царь Амир Хамза Сохибкирон (Амир Хамза Хасти Подшох). Весь комплекс представляет собой уникальный памятник средневековой архитектуры и состоит из двух типов построек.

Архитектурный комплекс Хазрати-Бобо (кишлак Чорку, г.Исфара)

Первичное здание (10 — 12 века) — это деревянный мавзолей (мазар), с айваном (навесом) на резных колоннах, украшенных куфическим надписями и орнаментальной резьбой. Общее количество резных деревянных колонн, поддерживающих постройку — семь. Они уникальной формы, высотой примерно 2,5 м. Каждая колонна выполнена из цельного ствола дерева и покрыта орнаментом. Орнамент на всех деревянных деталях разнообразен, по характеру — это растительные, геометрические, зооморфные фигуры и узоры. Причем, деревянные носители украшены совершенно непонятными животными, напоминающими птиц, змей и рыб одновременно. Возможно, это связано с религиозными верованиями древних таджиков о переселении душ. В мазар ведут две входные двери: одна — с севера, над ней каллиграфически вписаны изречения из Корана, а также дата ремонта — 1321 год Хиджры (1903-1904 годы). Дверь была заложена декоративной решеткой, за которой верующие должны были выполнять соответствующие религиозные обряды. Другая дверь, ведущая с юго-запада, была предназначена для шейха. В центре помещения расположена могила святого.

Второй тип построек «Хазрати-Бобо» — более поздний. Комната с четырехколонным айваном (слева от мазара) датируется 18 — 19 веком. Стены и потолок также расписаны и отделаны декором. Это место, судя по всему, служило ночлегом паломникам. Также здесь совершались некоторые обряды, к примеру — худои (жертвоприношение). Во дворе комплекса также находится деревянный минарет в виде трехъярусной башни. Комплекс зданий окружен глинобитным забором. По словам старейших жителей, когда-то двор мазара являлся кладбищем.

Пенджикент — место, где творилась история древних согдийцев, один из центров восточной цивилизации. Приехав сюда, Вы сможете многое узнать о жизни, обычаях и традициях людей, некогда населявших торговый центр Согдианы, познакомитесь с результатами их деятельности и почувствуете на себе всё таинственное волшебство восточной зороастрийской сказки.

Фотографии местности:

Поселение Саразм. Пенджикент, ТаджикистанПоселение Саразм. Пенджикент, ТаджикистанПоселение Саразм. Пенджикент, ТаджикистанПоселение Саразм. Пенджикент, ТаджикистанПоселение Саразм. Пенджикент, ТаджикистанПоселение Саразм. Пенджикент, ТаджикистанПоселение Саразм. Пенджикент, ТаджикистанПоселение Саразм. Пенджикент, ТаджикистанПоселение Саразм. Пенджикент, ТаджикистанПенджикент, ТаджикистанПенджикент, ТаджикистанПенджикент, ТаджикистанПенджикент, ТаджикистанПенджикент, ТаджикистанПенджикент, ТаджикистанПенджикент, ТаджикистанПенджикент, ТаджикистанПенджикент, ТаджикистанПенджикент, ТаджикистанПенджикент, ТаджикистанПенджикент, Таджикистан

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала — только с разрешения автора.

Пенджикент

Современный Пенджикент находится на западе Таджикистана, среди живописных гор. Он расположен на левобережье горной реки Зарафшан (Зеравшан), на востоке от Самарканда. Пенджикент официально был признан городом только в 1953 г. Согласно переписи населения в 2020 году в нем проживает более 35 тыс. человек.

Пенджикент — туристический город. Он славится своими достопримечательностями и памятниками архитектуры. А после экскурсий можно отдохнуть на берегу Заравшана, в зоне отдыха.

Первые поселения на территории нынешнего Пенджикента появились более 5,5 тыс. лет назад. Он признан одним из древнейших в средней Азии. Изначально на месте города расположились пять селений, которые и дали ему название, ведь Пенджикент переводится как «Пятиградье».

В V—VIII вв. н. э. город выделялся среди остальных. О нем ходила слава как о «Среднеазиатских Помпеях»; он был крупным центром культуры и ремесел древней Согдианы.

В городе размещались рынки, два храма, дворец правителя, жилища знатных горожан. Их украшали деревянные и глиняные изображения богов и обильная роспись. Пенджикент был одним из наиболее обустроенных и хорошо укрепленных населенных пунктов того времени.

Развитию города немало способствовало то, что через него проходил Великий Шелковый путь. Пенджикент был первым крупным поселением, который встречали на своём пути человек или караван, спускаясь с гор Кухистана. И он же последним провожал путников по дороге из Самарканда в горы. То есть никто, идущий по Великому Шелковому пути, не мог пройти мимо Пенджикента.

В VIII в. н. э. произошла решающая битва с Арабским халифатом на горе Муг. В этой битве арабы одержали победу, а прекрасный город Пенджикент был полностью разрушен. Он был забыт на долгие годы, пока в прошлом веке на его руины случайно не наткнулись археологи.

Сейчас то, что было некогда великим городом, открыто для туристов. Развалины жилых домов, цитадель с двором, церковь огнепоклонников, административные здания — все это дает представление о прошлом Пенджикента. Есть на его территории и уникальные археологические памятки каменного и бронзового веков: поселение Саразм и навес Актанги. Саразм считается центром культуры Согда.

Оказавшись в Пенджикенте, нелишним будет немного проехаться до горного селения Мазори Шариф, которое известно величественным мавзолеем Мухаммада Башоро (XII—XIV вв. н. э.)

Есть в Пенджикенте и единственные в Средней Азии произведения искусства, созданные мастерами Согдианы в V—VII вв. Сохранившиеся образцы скульптуры и живописи признаны одними из наиболее значимых культурных памятников Востока.

Чтобы сохранить архитектурные ценности античного и средневекового Пенджикента, правительство республики основало Государственный музей-заповедник. В его коллекцию входят некрополь, в котором можно полюбоваться настенной клеевой росписью, средневековая городская крепость с дворцом, кварталы жилых построек, мастерские ремесленников и торговые лавки.

Немало интересных экспонатов хранится в музее имени Рудаки. Среди них есть монеты из серебра и бронзы, искусные деревянные и керамические скульптурные работы, металлические и стеклянные изделия восточных мастеров.

В Пенджикенте творили выдающиеся живописцы. Об этом свидетельствуют богато расписанные храмы, дворцы и дома знатных горожан. Недаром город известен как «океан согдианской живописи».

Город с 1953 г
Население: 35085 чел. (2020)
Валюта: таджикский сомони
Язык: таджикский
Оф.сайт: http://www.sugd.tj/

Время перелета:
Ближайший аэропорт в Самарканде:
из Москвы — от 4 часов
из Санкт-Петербурга — от 4 часов 50 мин.
из Казани — от 21 часа 05 мин. (1-4 пересадки)
из Екатеринбурга — от 22 часов (1-4 пересадки)
из Новосибирска — от 25 часов 30 мин. (1-4 пересадки)

Сколько лет городу пенджикент таджикистан

  • Главная
  • Государственные символы РТ
  • Министерство
    • Руководство
    • Структура
    • Присяга
    • Наша гордость
    • Конференции и научные работы
    • Международное сотрудничество
    • Это интересно
    • Культура
    • Спорт
    • Реформа милиции
    • История милиции
    • Угрозы современного мира
    • Сотрудничество с обществом
    • ГАИ сообщает
    • Новости (архив)
    • Мир сегодня
    • Приказы МВД РТ
    • Международные соглашения
    • Законы Республики Таджикистан
    • Указы Президента Республики Таджикистан
    • Постановления РТ
    • Программа реформы милиции
    • Положение об Общественном совете
    • Стратегия
    • Кодекс профессиональной этики сотрудников милиции
    • Положение о МВД
    • Розыск
    • Пропавшие
    • Телефон 1919
    • Телефон 02
    • Мобильный репортер
    • Прием граждан
    • Контакты

    Телефон доверия Министра внутренних дел Республики Таджикистан (+992 37) 221-21-21…Служба Помощи телефона 19-19 Министерства внутренних дел Республики Таджикистан

    Пенджикент

    1020

    Пенджикент (тадж. Панҷакент от согд. Pncy knδ, Pncyknδh > Panj(i)kat — «Пятиградье» — административный центр Пенджикентского района Согдийской области Республики Таджикистан. Пенджикент — это город, расположенный в западной части Таджикистана на левом берегу реки Заравшан восточнее Самарканда. Город возвышается на высоте 900 метров над уровнем моря. Пенджикент очень знаменит в туристских кругах своими достопримечательностями, памятниками архитектуры, а также замечательной зоной отдыха на побережье Заравшана. Статус города Пенджикент получил в 1953 году. Численность населения на 2003 год составила 34 тысячи человек.

    Немного истории
    Пенджикент является одним из древнейших городов Центральной Азии, почтенный возраст, которого составляет 5500 лет. Название города на русский язык переводится как «Пять поселков». Есть вероятность, что именно с пяти поселений, когда-то располагавшихся на этой территории, собственно и началась история этого удивительного города.
    В 5 — 8 веках н.э. Пенджикент представлял собой один из важнейших культурных и ремесленных центров зороастрийской Согдианы. Город того времени даже называли «Среднеазиатскими Помпеями» — настолько он был удивителен и необычен. Древний Пенджикент был великолепно укрепленным, благоустроенным городом с дворцом правителя, двумя храмами, рынками, богатыми жилищами горожан, украшенными многочисленными росписями, деревянной и глиняной скульптурой древних богов.
    Достопримечательности Пенджикента
    Окраина Пенджикента — это кусочек прошлого этого города, где можно найти древнее городище со средневековой цитаделью, окруженной жилыми и общественными зданиями, в некоторых из которых сохранились настенные росписи. Недалеко стоит некрополь. Найденные во время археологических раскопок глиняные и деревянные скульптуры хранятся в историко-краеведческом музее имени Рудаки. А здесь, на рабочем месте археологов был создан музей-заповедник. Недалеко от Пенджикента, на горе Муг, был также найден архив документов пенджикентского правителя, написанных на согдийском языке. Расшифровка этих документов может позволить нам сегодня получить представление о социальной, экономической и политической жизни населения Средней Азии 18 века.
    Городище древнего Пенджикента. На окраине современного Пенджикента взору туриста открывается настоящая картина прошлого: средневековая цитадель, окруженная жилыми зданиями с настенными росписями, недалеко от центра городища стоит некрополь.
    Местные жители зовут это место «Кайнар», по названию расположенного рядом источника. В 1946 году здесь начались археологические раскопки.
    В результате были обнаружены стоящая отдельно на холме цитадель с дворцом Диваштича (последнего правителя Пенджикента), два храма с обширными дворами, улицы, лавки, мастерские, базары, крепостные стены, многокомнатные двух-и даже трехэтажные жилища, самые богатые из которых были украшены настенной живописью и деревянной скульптурой.

    Мавзолей Мухаммада Башоро (11 — 14 века). В горном селении Мазори Шариф, среди живописных рощ, находится мавзолей Мухаммада Башоро — знатока хадисов (сказаний о поступках и высказываниях пророка Мухаммада и его сподвижников). Первоначально, здание было построено без портала. Он был пристроен в 14 веке. Причем, отличался особой красотой: изящный и благородный по пропорциям, декорированный резной терракотой уникальной красоты и сложности. Портал двухцветный — розовые узоры терракоты обрамляет двойная рамка из бирюзовых глазурованных кирпичей — и имеет точную датировку, сохранившуюся среди надписей (743 год Хиджры, что соответствует 1342-1343 годам). В центре здания размещается просторный купольный зал, слева и справа от которого расположен ряд сводчатых помещений. Главный фасад мавзолея обращен к горной речке, откуда к нему ведет единственная дорога. В центре зала возвышается глинянный михраб (ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу — главную святыню ислама) с изящными орнаментальными и каллиграфическими надписями. Наличие михраба, указывает на то, что, возможно, сначала здание являлось не мавзолеем, а просто мечетью. И это не единственная загадка мавзолея Мухаммада Башоро. На сегодняшний день пока не доказано, действительно ли здесь захоронен прах этого религиозного деятеля.
    Архитектурный комплекс Хазрати-Бобо. В некотором отдалении от Пенджикента, но в пределах Согдийского района, расположен архитектурный комплекс Хазрати-Бобо (кишлак Чорку, г.Исфара). Отсюда еще одно название комплекса — «Мавзолей Чорку».
    В комплекс входят культовые сооружения, разные по времени постройки, но объединенные одной особенностью: все они размещены фасадом на север. Главным считается мавзолей некоего святого, которого местное население называет по-разному «Хаст-и-Подшох», «Хаст-и-Амир», «Амир Хамза Сохибкирон» («Сохибкирон» означает «Господин счастливого сочетания звезд»).

    Археолог: Пенджикент — это эталон древнего среднеазиатского города

    ДУШАНБЕ, 16 авг — Sputnik. В древнем Пенджикенте, который находится в 240 километрах севернее Душанбе, приступила к работе 71-я по счету таджикско-российская археологическая экспедиция. В ее составе сотрудники Государственного Эрмитажа России и специалисты Института истории, археологии и этнографии имени А.Дониша Академии наук Таджикистана.

    О том, чем интересен этот памятник, в интервью радио Sputnik рассказал заведующий сектором Средней Азии Отдела Востока Государственного Эрмитажа, начальник Пенджикентской экспедиции Павел Лурье.

    © Фото : Из личного архива Павла Лурье Начальник Пенджикентской экспедиции Павел Лурье, архивное фото

    Начальник Пенджикентской экспедиции Павел Лурье, архивное фото
    © Фото : Из личного архива Павла Лурье

    — Как для Эрмитажа Пенджикент стал объектом археологии, изучающей древнюю Согдиану?

    — История согдийской экспедиции Эрмитажа началась в 1946 году. С самого начала она выбрала главным пунктом исследований древний Пенджикент.

    8 августа 2017, 18:25

    Почему именно древний Пенджикент? Попробую пояснить. В 1932-33 годах произошло очень важное и до сих пор неповторимое открытие. В горах, примерно в 80 километрах к востоку от Пенджикента, местный пастух случайно нашел корзину с документами. Это была единственная большая находка согдийских текстов на территории Советского Союза.

    До этого о согдийском языке было известно лишь только по письменным памятникам, которые согдийцы оставили в своих колониях на территории нынешнего Китая. В процессе расшифровки документов в Таджикистане стало ясно, что главное действующее лицо данного архива – это некто Деваштич, который был пенджикентским правителем. Следовательно, специалисты поняли, что все связи и дороги ведут в Пенджикент.

    Археологи сначала надеялись найти там какие-то документы, похожие на те, что обнаружил пастух на горе Муг. Но специалистов постигло разочарование. Были обнаружены только сургучные печати. Но вот с 1948 года археологи стали находить удивительного качества монументальную живопись. Специалистов поразило, что настенные росписи очень хорошо сохранились.

    Позднее прибавилась деревянная и глиняная скульптура. Реставраторы из Эрмитажа научились извлекать их из земли, реставрировать и выставлять в музее. И с тех пор, в течение 70 лет, тут непрерывно идут работы.

    20 сентября 2016, 18:11

    — Павел Борисович, чем Вам уже успел запомниться нынешний сезон?

    — Я хочу отметить, что в этом году изменились взаимоотношения между Академией наук Таджикистана, Пенджикентско-Саразмской археологической базой и нашей экспедицией. База очень много сделала. Она сильно изменилась.

    С Институтом истории, археологии и этнографии АН Таджикистана можно договориться о многочисленных совместных проектах. У нас сложились великолепные отношения с директором института Зикрие Акрами, с новым заведующим отдела археологии Нуриддином Сайфуллаевым, с главой базы Нуриниссо Худоеровой.

    Если же говорить о работах, скажу, что прошло 11 лет с момента кончины Бориса Маршака. Он был руководителем Пенджикентской экспедиции на протяжении более чем четверти века. С момента его смерти изменился состав экспедиции. Но мы только сейчас завершили те раскопки, которые были начаты при Борисе Ильиче.

    © Фото : Из личного архива Павла Лурье Фрагмент настенной росписи VIII века, архивное фото
    Фрагмент настенной росписи VIII века, архивное фото
    © Фото : Из личного архива Павла Лурье

    В этом году мы стали работать на новых объектах. Один из них расположен на западе городища. Там в слоях пожара нам удалось обнаружить прекрасной сохранности капеллу и массу керамики.

    В 722 году древний Пенджикент был взят арабами. Значительная часть его тогда была сожжена. Здания оказались под завалами. Соответственно мы сейчас находим нетронутую и немного разбитую керамику.

    4 октября 2016, 17:13

    В этом году нам также удалось обнаружить новые и неожиданные вещи. На цитадели, а это отдельно стоящий холм, мы зацепились за самую раннюю систему фортификации. Судя по керамическим находкам, она, возможно, относится к периоду III-IV веков нашей эры. Хотя ведь всегда считалось, что Пенджикент был основан в V веке и дожил до 760-х годов.

    — Что стало с Пенджикентом в период раннего средневековья? Вы отметили, что жизнь здесь остановилась в 760-е годы.

    — Как я уже упоминал, в 722 году город был занят арабскими войсками. Царь Пенджикента Деваштич с верными ему людьми бежал в горы. Часть города была сожжена. В Куме, в 80 километрах от Пенджикента, состоялась битва, в которой арабы взяли верх. Деваштич был пленен и распят. Следов жизни в 730-е годы на городище нет.

    И дальше происходит какой-то бурный всплеск: в 740-е годы строится много новых домов, старые строения обновляются. В этих домах мы встречаем самые лучшие, самые информативные образцы настенных росписей. В 750-е люди обращаются в ислам. Уже нет настенной живописи, иногда старые росписи умышленно портятся, в частности стираются лица. В это время происходит постепенное запустение городища, службы перестают работать, улицы забиваются мусором.

    30 июня 2017, 16:56

    В 760-е годы жизни никакой в древнем Пенджикенте уже не было. Но это не значит, что люди погибли или далеко ушли.

    — И куда же делись люди?

    — Мы находим следы жизни уже на более нижней террасе Зеравшана. Ближе к реке, к северу от городища мы встречаем уже памятники конца VIII века, IX-XIII столетий.

    Источники X-XI веков говорят, что город Пенджикент существовал. Тут уже был совершенно другой тип жизни. Люди перестали ютиться в сырцовых джунглях за высокими стенами. Они стали строить большие усадьбы с садами и виноградниками.

    — А позволяет ли Пенджикент представить жизнь других городов Средней Азии в период раннего средневековья?

    — Да, безусловно. В науке есть такое специфическое понятие, как case study. Оно определяет какой-то отдельный объем знаний на каком-то одном примере. А дальше этот пример можно экстраполировать на что-то другое. И вот Пенджикент в этом отношении стал эталонным памятником древней Согдианы.

    © Фото : Из личного архива Павла Лурье Археологические находки 2017 года
    Археологические находки 2017 года
    © Фото : Из личного архива Павла Лурье

    То есть Пенджикент в Таджикистане — это так называемый case study согдийского и шире — среднеазиатского города. Больше ни на одном материале мы не можем понять, как 15 веков назад строилась дорожная сеть в Средней Азии, как прокладывались улицы города, как менялся город. На примере Пенджикента мы это знаем.

    18 июля 2017, 17:28

    В Пенджикенте мы знаем микротопографию. Знаем, где были богатые домовладения, где жили бедные, как они взаимодействовали друг с другом. И дальше, мы ту же информацию можем переносить на другие города.

    К примеру, на прекрасное городище Афрасиаб. И тем самым реконструировать жизнь Самарканда на территории Узбекистана. А если взять намного дальше, то и Турфаны или Дуньхуаны в Китае, где значительную часть населения когда-то составляли согдийские колонисты.

    — Работы в древнем Пенджикенте начались в советское время. Изменился ли характер взаимоотношений России и Таджикистана после распада СССР?

    — Экспедиция всегда была совместной. И в годы СССР и после 1991 года. Да, сейчас Таджикистан и Россия — это два разных государства. И сейчас невозможно перевозить находки. В советское время было иначе. Тогда заключался договор о том, что какие-то материалы должны были остаться в Таджикистане, какие-то везли в Россию.

    При этом то, что оставалось в Таджикистане, все равно везли в Эрмитаж для реставрации, а потом возвращали в Пенджикент и Душанбе. Сейчас этого нет. В настоящее время все остается в Таджикистане.

    — В чем тогда заключается интерес Эрмитажа сейчас?

    21 октября 2016, 17:48

    — Самое главное для нас узнать больше о древней жизни. И в этих совместных работах, притом что все объекты и культурное наследие остаются в Таджикистане, обе стороны раскопок могут равноправно пользоваться научными материалами: чертежами, фотографиями, описаниями, сканами. Эрмитаж – это ведь не только гигантский музей. Это еще и крупный научный центр по искусствоведению, по истории, археологии, реставрации.

    Для нас как научного центра работы в Таджикистане очень важны. У нас есть масса материалов из Пенджикента старых лет. И эти материалы мы благодаря современным раскопкам начинаем лучше понимать.

    — Вы коснулись в разговоре темы настенных росписей, которые почти 15 столетий находились под землей. Как археологам удается так бережно освобождать картины от земли, поднимать их на свет и реставрировать?

    Это очень сложный, требующий профессионализма и массу времени процесс. Росписи были под землей в течение более тысячи лет. Их раскопали. Дальше надо закрепить роспись, ведь это водорастворимые краски и натуральные пигменты. Небольшой промах — и роспись уже не вернуть.

    9 октября 2016, 15:08

    Технология извлечения была придумана еще в 1948 году, когда пошли первые настенные росписи. С тех пор изменились разве что детали.

    Если говорить о схеме, то она следующая: роспись расчищается, закрепляется клеем, фотографируется, прорисовывается. Нередко прорисовка оказывается гораздо более информативной, чем фотография. Далее роспись заклеивается марлей и вместе с ней снимается полотном.

    — Все действия реставраторов обратимые?

    — Да, совершенно верно. Используется обязательно только обратимый клей ПБМА. Ни одно из действий реставраторов не является необратимым. Каждый шаг можно вернуть назад.

    — Сколько лет Вы уже работаете в Пенджикенте?

    С 1994 года. Получается, что уже 23 года.

    — Вы свободно владеете таджикским?

    16 сентября 2016, 16:03

    Во время учебы в университете я большую часть времени тратил на изучение персидского языка. С 1994 года тружусь в Пенджикенте и, конечно же, общаюсь здесь на таджикском. У нас еще есть один объект в районе Горной Матчи. Это в горах, на высоте более двух тысяч метров. Там я начинаю понимать даже матчинский диалект.

    — Говорят, что у каждого археолога есть мечта. С какой мечтой приезжаете Вы в Таджикистан?

    — Всегда страшно говорить о мечтах. А вдруг не сбудется. Но не будем суеверными. Всегда хочется найти что-то новое. Никакой археолог не откажется найти блестящее произведение искусства или сохранившиеся письменные памятники.

    © Фото : Из личного архива Павла Лурье Археологи из Санкт-Петербурга в Пенджикенте, архивное фото
    Археологи из Санкт-Петербурга в Пенджикенте, архивное фото
    © Фото : Из личного архива Павла Лурье

    — Еще 30-40 лет назад в мире был огромный интерес к истории древней Согдианы. Издавались книги, проводились конференции. В 1990-е годы этот интерес несколько угас. Как обстоит ситуация сейчас?

    — Да, вы точно заметили. Но сейчас я вижу, что интерес к этой теме возрождается. Причем заметно. Я сам часто читаю лекции про Согдиану, про Центральную Азию в лектории Эрмитажа. Вижу, сколько туда приходит людей, как им интересно и как они впитывают информацию. Так что тема достаточно увлекательная.

    Причем, я скажу, не только для россиян. Во всем мире сегодня приковано внимание к согдийской тематике.

    Особенно в Китае, потому что согдийцы, согдийские колонисты и торговцы оставили значимый след в истории китайской культуры в V-IX веках. Например, китайское слово «виноград» или «путао» заимствовано из согдийского языка.

    — Во многих странах мира на археологические работы сейчас приезжают волонтеры со всего света. Может ли такой опыт использоваться при раскопках в Таджикистане, и будет ли интерес?

    — Да, конечно, будет интерес. Я надеюсь мы с руководством Академии наук Таджикистана сможем продвинуться в этом направлении. Такой проект послужит популяризации истории археологии Таджикистана.

    Наконец, это будет какая-то небольшая помощь в полевых работах. Хочу сказать, что такая практика сейчас активно продвигается в Греции, Италии и Франции. Там есть сотни экспедиций, которые нанимают волонтеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *