Музей изобразительных искусств им пушкина открытый в москве в 1912 году как музей
Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств им пушкина открытый в москве в 1912 году как музей

  • автор:

Задание №16

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (1) открытый в Москве (2) в 1912 году как Музей изящных искусств (3) образовался на основе (4) созданного в середине XIX века Кабинета изящных искусств Московского университета (5) превращённого по инициативе И.В. Цветаева в Музей слепков при университете.

Нажмите чтобы посмотреть ответ

Другие задания

«izilearn.ru» © 2018 — 2024. Связь с администрацией — izilearn@mail.ru

Музей изобразительных искусств им пушкина открытый в москве в 1912 году как музей

Задание ЕГЭ по русскому языку
Линия заданий — 17
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

6331. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (1) открытый в Москве (2) в 1912 году как Музей изящных искусств (3) образовался на основе (4) созданного в середине XIX века Кабинета изящных искусств Московского университета (5) превращённого по инициативе И.В. Цветаева в Музей слепков при университете.

Проверить Показать подсказку

Верный ответ: 135

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 6331.

История коллекций

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, один из ведущих российских музеев мирового искусства, создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета в качестве учебного и публичного просветительского учреждения. В России он стал первым музеем подобного типа. Как это практиковалось в европейских университетских музеях того времени, в гипсовых слепках, макетах и гальванокопиях по единой научной программе были представлены основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени.

Проекты создания такого рода музея в Москве выдвигали еще в XIX веке княгиня З.А. Волконская и С.П. Шевырев (1831), профессор К.К. Герц (1858), директор Московского Публичного Румянцевского музея Н.В. Исаков (1864). Воплотить эту идею удалось Ивану Владимировичу Цветаеву, заслуженному профессору Московского университета, доктору римской словесности. Создав Музей, он стал его первым директором (1911–1913). Вблизи Кремля, на территории бывшего Колымажного двора, в 1895–1896 гг. безвозмездно переданной университету Московской Городской думой, по проекту архитектора Романа Ивановича Клейна (1858-1924) в 1898–1912 годах возводилось музейное здание – главным образом, на собранные пожертвования.

Для устройства Музея изящных искусств и сбора средств был образован Комитет (1898 г.), председателем которого стал великий князь Сергей Александрович (1857–1905). Его активное участие и заинтересованность в деле созидания музея придали этому предприятию необходимую значимость и популярность в среде столичной знати и высшего чиновничества. Товарищем председателя Комитета состоял Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913), крупный промышленник, выпускник Московского университета, который с 1897 и до открытия Музея в общей сложности потратил на строительство и приобретение коллекций 1 800 тыс. руб. Начальный капитал на строительство составили 150 тыс. руб., внесенные в 1895 г. душеприказчиками купеческой вдовы В.А. Алексеевой. Часть средств поступила от членов Комитета и других жертвователей, среди которых были: братья А.Е., Е.Е. и Э.Е. Арманд, А.Д. Мейн, М.Н. Журавлев, Л.С. Поляков, С.А. Протопопов, Ф.О. Шехтель, Д.А. Хомяков, П.М. Третьяков, К.Т. Солдатёнков, З.Н. и Ф.Ф. Юсуповы и многие другие.

Образцами для создания музея нового типа стали музеи Германии, и прежде всего Дрездена (Albertinum), директор которого, Георг Трей, всемерно способствовал осуществлению замысла И.В. Цветаева. В качестве консультантов выступали В. Боде, В. Дерпфельд. К работе в Музее И.В. Цветаев в разные годы привлекал известных русских ученых: Н.П. Кондакова, В.К. Мальмберга, Б.А. Тураева, – и выдающихся художников: В.М. Васнецова, В.Д. Поленова, А.Я. Головина. Гипсовые слепки и гальванокопии заказывались в 1890–1911 годах в знаменитых европейских мастерских. При открытии музея его экспозиция занимала 22 зала и насчитывала более тысячи слепков, копий настенной живописи и мозаик.

Созданию коллекций слепков, представляющих «подборку всего самого выдающегося» (Г. Трей), в музейном мире XIX века сопутствовала идея экспонирования в одном музее и слепков, и оригиналов. Так было в Альбертинуме, не стал исключением и Московский музей. Помимо античной и нумизматической коллекции университетского Мюнцкабинета, в 1910 г. в музей поступили произведения итальянской живописи и декоративно-прикладного искусства XIII-XV веков из собрания М.С. Щекина (более 90 памятников). Украшением музея стала уникальная древнеегипетская коллекция (свыше 6000 памятников), собранная В.С. Голенищевым, приобретенная государством в 1909 и переданная музею в 1911 г.

Дальнейшая жизнь созданного И.В. Цветаевым музея и формирование его собрания были связаны с событиями в стране. Одним из важнейших этапов в развитии музея стало сложение картинной галереи.

В 1923 г., в соответствии с общей политикой национализации частных художественных собраний и перераспределения музейных ценностей и в связи с созданием общемосковской сети музеев, Наркомпрос принял решение об устройстве в Москве центрального Музея старой западной живописи. Он создавался на основе западноевропейского собрания Московского Публичного и Румянцевского музеев с размещением его в здании Музея изящных искусств. Таким образом, созданный И.В. Цветаевым музей был выведен из подчинения университету и приобрел статус уже не учебного, но самостоятельного художественного музея. В 1924 г. сюда поступили картины из национализированных частных собраний Г.А. Брокара, Д.И. Щукина, из Государственного музейного фонда. В 1920-е – 1930-е годы музей пополнился произведениями западноевропейской живописи из национализированных московских собраний и подмосковных усадеб, упраздненного Музея иконописи и живописи И.С. Остроухова, а также из Исторического музея, Музеев Кремля, Третьяковской галереи – за счет «непрофильных» для них произведений западноевропейского искусства. Несколько партий картин было получено из Эрмитажа, других ленинградских музеев, Ленинградского музейного фонда.

Таким образом сложилось ядро картинной галереи старых западных мастеров – нового музейного подразделения. Первую научную экспозицию картинной галереи создавал тогдашний директор музея, проф. Н.И. Романов. Залы галереи были открыты 10 ноября 1924 г.

В эти же годы расширилось и древневосточное собрание музея. Свыше 1000 клинописных табличек и около 3000 других памятников Древнего Востока было передано из бывшего Музея-института классического Востока.

Во время Великой отечественной войны в 1941-1944 гг. большая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 г. при деятельном участии директора музея, знаменитого скульптора С.Д. Меркурова, началось восстановление здания музея, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции под руководством зам. директора по научной работе – известного ученого Б.Р. Виппера и главного хранителя А.А. Губера (открыта 3 октября 1946 г.). Возобновлены популяризационная работа и комплектование, а также археологические экспедиции, проводившиеся музеем в Крыму и на Тамани с 1927 г.

В 1948 г. картинная галерея Музея пополнилась 286 произведениями, главным образом, французских художников конца XIX – начала XX веков из собрания бывшего Музея нового западного искусства в Москве (ГМНЗИ). Это произведения французских импрессионистов и постимпрессионистов, в свое время приобретенные выдающимися московскими коллекционерами И.А. Морозовым и С.И. Щукиным, графические собрания и архив. Новое пополнение расширило хронологические рамки коллекции, придав музею значение как места хранения и экспонирования всемирно известных произведений французских мастеров. Сформировалась и внушительная коллекция оригинальной западноевропейской скульптуры и прикладного искусства. Так определился современный состав картинной галереи.

В 1974 году экспозиция искусства XIX–XX веков открылась в залах второго этажа. В 2006 году она получила отдельное здание (Галерея). Был образован новый отдел.

В 2007 году в основном здании создана новая расширенная экспозиция картинной галереи старых мастеров. Одновременно развита и экспозиция античных древностей, также получившая дополнительные площади.

В 1985 г. по инициативе известного коллекционера, доктора искусствоведения И.С. Зильберштейна и директора музея И.А. Антоновой был создан новый научный отдел ГМИИ – Музей личных коллекций (МЛК, ныне – Отдел личных коллекций (ОЛК). С 1994 г. он размещался в отдельном, специально реконструированном здании, бывшем флигеле усадьбы кн. Голицыных. В 2005 г. отдел был переведен в комплекс новых зданий, отреставрированных и оборудованных на современном уровне.

Все произведения, составляющие собрание Отдела, были принесены в дар. Начало этому «музею в музее» положила известная коллекция И.С. Зильберштейна (более 2000 произведений русских и западноевропейских мастеров XVI – начала XX вв.). В дальнейшем в музей поступили русские иконы – из собраний М.И. Чуванова и Т.А. Мавриной, коллекция произведений из стекла от античности до конца XIX в. – от семьи Е.П. и Ф.В. Лемкулей, произведения русских художников XIX – XX в. из коллекций С.В. Соловьева, А.Н. Рамма, а также творческие наследия Л.О. Пастернака, А.М. Родченко и В.Ф. Степановой, А.Г. Тышлера, Д.П. Штеренберга, Г.С. и О.Г. Верейских, художников нон-конформистов – Д.М. Краснопевцева и В.Г. Вейсберга.

Зарубежные коллекционеры Н.Д. Лобанов-Ростовский, С.В. Папков так же подарили произведения русского искусства начала ХХ в. из своих собраний.

Произведения поступали в музей и в виде отдельных даров из собраний В.М. Исаевой, Ф.П. Зелинской-Кальканье, К.М. Муратовой, М.В. Кончаловского и др.

Собрание отдела продолжает активно пополняться и в настоящее время. За последние пять лет в музей поступили произведения декоративно-прикладного искусства XIX в. – от Е.М. Макасеевой и А.И. Старцева-Кунина, живописи и графики русского «серебряного века» – из коллекций Б.М. Михайловского и И.В. Корецкой, М.Н. Барышникова, советского андеграунда – от О.Я. Рабина и В.Я. Кропивницкой, Н.Ю. Биргер, художников «парижской школы» – от М.В. Салиной и С.А. Кривошеева, Б. Сапиро.

Создание Музея личных коллекций расширило диапазон собрания ГМИИ за счет значительного включения произведений русского искусства.

Музейное собрание оригиналов умножалось, но идеи И.В. Цветаева, его усилия по созданию «маленького Albertinum» сохранили свою актуальность. В 1996 г., снова при образовательном учреждении, был организован Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева – новый отдел ГМИИ, размещенный в здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Экспозиция его построена на гипсовых слепках, не вошедших в основную экспозицию ГМИИ, по тому же замыслу, что и экспозиция музея 1912 г. На площади около 2000 кв. м экспонируется и хранится более 1 000 слепков.

История музея

В конце 1896 года в столичной печати были опубликованы условия конкурса на составление проекта здания для Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, который по просьбе университета проводила петербургская Академия художеств. С этого момента началось осуществление давней мечты о создании в Москве художественно-образовательного общедоступного музея.

Проекты подобного учреждения неоднократно излагались в печати княгиней Зинаидой Александровной Волконской и Степаном Петровичем Шевырёвым (1831), профессором Карлом Карловичем Гёрцем (1858), директором Публичного и Румянцевского музеев в Москве Николаем Васильевичем Исаковым (1864). О необходимости Москве такого музея неоднократно с 1893 года писал и профессор кафедры теории и истории искусства Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев (1847–1913). Он же разработал условия конкурса.

На конкурс было представлено 18 проектов 15 архитекторов, из которых семь удостоены премий и наград. Три главные денежные премии присудили проектам: Г.Д. Гримма (девиз «Hic Rhodus, hic salta») – первая премия; Л.Я. Урлауба (девиз «ΈΛΛΑΣ») – вторая премия; Б.В. Фрейденберга (девиз «Паллада») – третья премия. Четыре проекта получили дополнительные награды, не предусмотренные условиями конкурса: П.С. Бойцов (девиз «Мысль») – золотая медаль, Р.И. Клейн (девиз «Anno MDCCCXCVII») – золотая медаль, М.С. Шуцман (девиз «Москвичам») – серебряная медаль, И.Н. Сеттергрен и Э.И. Гедман (девиз – четыре свитых кольца) – серебряная медаль. В комиссию по рассмотрению проектов входили: В.А. Беклемишев, Альб.Н. Бенуа, П.А. Брюллов, Н.В. Султанов, А.О. Томишко, М.А. Чижов. Заключение комиссии утверждалось Собранием Академии художеств; премии оплачивались университетом из средств, пожертвованных на музей из наследства купеческой вдовы В.А. Алексеевой. Правление университета, по условиям конкурса, имело право выбрать для строительства любой проект и пригласить архитектора по собственному усмотрению. Избран был сравнительно молодой, но известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858–1924). Он и вырабатывал окончательный проект, отвечавший требованиям правления и комитета по устройству музея. В сооружении здания с 1898 года участвовал инженер Иван Иванович Рерберг (в его обязанности входило наблюдение за строительством и отчетность).

Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Ему придали вид античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах. Электрического освещения в экспозиционных залах не планировалось. Считалось, что осматривать скульптурный музей лучше всего при естественном освещении, и открыт он будет лишь в светлое время суток.

Значительна роль Цветаева в формировании облика музея. Он рассматривал его не только в градостроительном смысле, в качестве здания, имеющего общественно-культурное назначение, располагающегося на территории вблизи Кремля и напротив храма Христа Спасителя, но и как учебный объект по истории архитектуры. Желая избежать распространенного в то время в архитектурной практике эклектического соединения стилей, Цветаев, составляя условия для участников архитектурного конкурса, особенно подчеркнул, что проект должен быть выполнен или в формах античной архитектуры, или в стиле эпохи Возрождения. В убранстве интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам. Стремясь к научной точности и в деталях, Цветаев постоянно обеспечивал архитектора новейшей специальной литературой по наиболее характерным, образцовым для своих эпох архитектурным памятникам, которые предполагалось использовать в качестве ориентиров или прообразов при проектировании фасада и интерьеров. Так, например, главный фасад музея украшает колоннада, в увеличенном масштабе воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона, храма, находящегося на афинском Акрополе (построен в 421–406 годах до н.э.). Рисунок капителей этих колонн в точности повторяет древний образец.

Для организации музея при Московском университете в 1898 начал функционировать комитет по устройству Музея изящных искусств имени Александра III. Он задумывался как добровольное сообщество лиц, желающих активно участвовать в систематическом распространении научных знаний в области изящных искусств среди широких кругов русского общества, и объединял руководство университета (правление в полном составе), профессоров историко-филологического факультета и высших представителей властей с частными лицами, приносившими средства на организацию музея, дарившими экспонаты или оказывавшими другие важные услуги работе комитета. Участие в его работе для всех членов, кроме архитектора и его помощника, было безвозмездным. Назначение комитета – содействие университету в сооружении здания музея и в комплектовании его художественными и научными коллекциями, в изыскании денежных средств для дальнейшего существования музея. Полученные суммы передавались правлению университета, которое утверждало их расходование по представлению комитета. Комитет учреждался на период сооружения Музея изящных искусств, однако фактически существовал до февраля 1917 года.

Председателем комитета со дня его основания вплоть до своей гибели в феврале 1905 года был великий князь Сергей Александрович (1857–1905), который еще в 1894 году начал оказывать покровительство создаваемому университетскому музею. По его докладу в июле 1895 года Николай II распорядился приостановить закладку на Колымажном дворе здания Промышленно-технического училища в память 25-летия царствования Александра II, чтобы освободить это место для музея, а в 1898 году вся территория была безвозмездно передана для строительства. В том же году, благодаря ходатайству великого князя, из государственной казны было выделено на постройку музея 200 тысяч рублей. Активное участие и заинтересованность великого князя в деле созидания музея во многом предопределили общественный резонанс цветаевского начинания, выдвинули его за рамки внутриуниверситетского и стали одним из решающих моментов в судьбе музея на весь период его строительства.

Товарищем (заместителем) председателя комитета состоял Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913), крупный промышленник и придворный. На его средства был добыт и доставлен с Урала белый морозоустойчивый мрамор для облицовки фасадов музея и для колоннады, оплачена стоимость гранитного цоколя и внешней лестницы музея, цветных мраморов для парадной лестницы. Им заказаны два скульптурных фриза для фасада музея. В 1897 году Нечаев-Мальцов приобрел для музея первые оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта. Благодаря ему музей получил целый ряд ценных копий со всемирно известных произведений искусства древности. В общей сложности им было потрачено на строительство и комплектование около 2 миллионов рублей (две трети всей стоимости музея). Нечаев-Мальцов внес свою лепту и в разработку парадной части музея. Его мнение оказалось решающим при обсуждении планировки Центрального зала и ведущей к нему главной лестницы. Секретарем комитета, а по сути фактическим организатором музея являлся Цветаев.

Церемония торжественной закладки здания музея на Колымажном дворе состоялась 17 (29) августа 1898 года в присутствии членов императорской фамилии, попечителя Московского учебного округа, ректора и профессоров Московского университета, членов комитета и почетных гостей.

Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета, включавшего античные вазы, нумизматическую коллекцию, некоторое количество слепков с античной скульптуры и небольшую специальную библиотеку. С приходом к заведованию кабинетом И.В. Цветаева в 1889–1890 годах началось его планомерное развитие, в особенности скульптурного раздела и библиотеки, и превращение его в Музей изящных искусств (с 1895 – имени императора Александра III) – учебно-образовательный и публичный, где в гипсовых слепках, макетах и гальванокопиях по единой научной программе должны были быть представлены основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени (по XVI век). В этом качестве музей становился первым в России учреждением такого типа.

С 1881 года скульптурное собрание Кабинета изящных искусств располагалось в двух комнатах бывшего Больничного корпуса университета на Б. Никитской ул. Несмотря на тесноту и ветхость здания с 1894 года этот небольшой учебный музей стал доступен не только для студентов кафедры классической филологии, но и для всех любителей искусства. Однако в 1898 году, в связи со сносом здания, экспозиция была свернута. Слепки, непрерывно поступавшие из-за границы, в упакованном виде хранились в подвалах университета и Румянцевского музея, в складском помещении на территории строительства на Колымажном дворе. В 1904 году их начали перевозить во временные хранилища возводимого здания Музея изящных искусств на Волхонке.

Слепки и другие копии заказывались Цветаевым в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев они делались впервые. Большую часть экспозиции музея занимало античное искусство, главным образом ваяние. Коллекция отражала новейшие на тот момент археологические открытия и научные реконструкции скульптурных памятников. Искусство Средних веков, итальянского и Северного Возрождения, впервые представленное в России, составляло самостоятельные разделы экспозиции. Многие произведения, показанные в музее в первоклассных слепках и копиях, стали открытием для любителей искусств и художников хотя бы уже потому, что отображали оригиналы в их реальном масштабе.

В музее с самого начала стали формироваться собрания оригинальных произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Уникальная коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше 6 тысяч памятников), собранная русским ученым-востоковедом Владимиром Семёновичем Голенищевым, была приобретена у него государством и, благодаря хлопотам Цветаева, передана в музей в 1909–1911 годах. Это событие выдвинуло университетский музей в число обладателей выдающихся древневосточных коллекций. Незадолго до открытия музея русский дипломат Михаил Сергеевич Щёкин пожертвовал собранные им произведения итальянской живописи и предметы декоративного искусства XIII–XV веков, великая княгиня Елизавета Фёдоровна и сын славянофила Алексея Степановича Хомякова Дмитрий Алексеевич подарили музею первые подлинные итальянские скульптуры XVI–XVII веков. Через племянника коллекционера была получена небольшая коллекция графики старых европейских и русских мастеров Сергея Васильевича Пенского. В 1913 году этнограф граф Алексей Алексеевич Бобринский передал в музей свое фамильное собрание бронз: канделябры, часы и другие образцы французского художественного литья XVIII–XIX веков.

В 1909 году, за три года до открытия, законодательно были утверждены ежегодные штатные суммы для Музея изящных искусств. До этого времени музей строился и экспонаты заказывались главным образом на денежные средства членов-учредителей комитета и других жертвователей, общее количество которых первоначально превышало 40 человек. В 1895 году 150 тысяч рублей на строительство здания выделили из капиталов купеческой вдовы Варвары Андреевны Алексеевой ее душеприказчики Михаил Степанович Нагаткин и Константин Алексеевич Казначеев, симпатизировавшие Цветаеву и его начинанию. Единственным условием пожертвования было присвоение будущему музею имени императора Александра III – в этом они ссылались на устную просьбу своей доверительницы. Получение этой суммы определило намерение строить музей в значительных масштабах и не в переулке, как думали раньше, а на видном месте. Новое местоположение потребовало высокого художественного уровня проекта, обеспечить который должен был архитектурный конкурс.

На строительство экспозиционных залов в разное время внесли средства предприниматель и благотворитель Степан Алексеевич Протопопов, владельцы текстильных фабрик братья Арманд, великие князья Сергей и Павел Александровичи, московская благотворительница Мария Семёновна Скребицкая, писатель и издатель Николай Иванович Пастухов, предприниматель и благотворитель Павел Григорьевич Шелапутин, мануфактурист и собиратель произведений новых русских и французских художников Михаил Абрамович Морозов, владельцы усадьбы Архангельское княгиня Зинаида Николаевна и князь Феликс Феликсович Юсуповы, предприниматель Иван Андреевич Колесников и его жена Ксения Фёдоровна, Александра Васильевна Протасова, душеприказчики Елизаветы Ивановны Бенардаки, а также банкир Иван Михайлович Рукавишников (Нижний Новгород) и промышленник Михаил Николаевич Журавлёв (Рыбинск). Некоторые оплатили по два зала. На экспонаты деньги пожертвовали чаеторговец Константин Семёнович Попов, коллекционеры Козьма Терентьевич Солдатёнков и Павел Михайлович Третьяков, тесть Цветаева Александр Данилович Мейн, архитектор Фёдор Осипович Шехтель, князь Александр Алексеевич Щербатов, королева греческая, урожденная великая княжна Ольга Константиновна, основатель Кустарного музея в Москве Сергей Тимофеевич Морозов, гравер и собиратель редких гравюр Николай Семенович Мосолов, земский деятель и литератор Дмитрий Фёдорович Самарин, банкир Лазарь Соломонович Поляков, вдова и сын знаменитого врача-терапевта Григория Антоновича Захарьина Екатерина Петровна и Сергей Григорьевич, а также его дочь Александра Григорьевна Подгорецкая и другие.

Создавая музей, Цветаев пользовался консультациями таких специалистов, как автор книг по древнерусскому, византийскому и итальянскому искусству Дмитрий Власьевич Айналов, историк византийского и древнерусского искусства Никодим Павлович Кондаков, фольклорист и этнограф Всеволод Фёдорович Миллер; художников Виктора Михайловича Васнецова и Василия Дмитриевича Поленова. К оформлению интерьеров здания привлекались художники Павел Васильевич Жуковский, Александр Яковлевич Головин, Игнатий Игнатьевич Нивинский, Клавдий Петрович Степанов. Из зарубежных ученых наибольшим авторитетом у Цветаева пользовался археолог, директор скульптурного собрания Дрезденских королевских музеев Георг Трей. Первыми сотрудниками музея были профессор Московского университета антиковед Владимир Константинович Мальмберг (после смерти Цветаева – директор музея), и петербургский востоковед Борис Александрович Тураев, создававший первую экспозицию Египетского и Вавилоно-Ассирийского залов. В музей пришло молодое поколение: Александр Владимирович Назаревский, Николай Арсеньевич Щербаков и ученики Цветаева, только что окончившие Московский университет, практиканты Александр Николаевич Зограф, Дмитрий Саввич Недович, Алексей Алексеевич Сидоров. К работе были привлечены также ученицы Цветаева – слушательницы московских Высших женских курсов.

Научная программа Музея изящных искусств была связана с лекционным курсом, читавшимся в Московском университете на кафедре теории и истории искусства. Организовав художественный музей, Цветаев способствовал тому, что в Московском университете, впервые в России, вспомогательная кафедра истории искусств фактически превратилась в 1909 году в отделение, а сам предмет приобрел значение самостоятельной профилирующей дисциплины.

Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке 31 мая (13 июня) 1912 года. На церемонии присутствовали император Николай II и вдовствующая императрица Мария Фёдоровна.

Первым директором музея с 1911 года до дня смерти был И.В. Цветаев.

Новый музей сразу приобрел популярность у широкой публики: посещаемость его доходила в будни до 700–800 человек, а по воскресеньям и в праздники – до 2 500 человек. Приходили в основном преподаватели и учащиеся гимназий, Высших женских курсов, Московского археологического института, Народного университета им. А.Л. Шанявского. Музей интересовал и художников, и представителей духовного сословия. В залах проводились занятия со студентами и экскурсии для публики.

Кардинальные перемены, которые несла с собой революционная эпоха, не обошли и музей. Весной 1923 года, в связи с общей реорганизацией музейной сети и перераспределением художественных ценностей, Наркомпрос РСФСР принял решение об устройстве в Москве центрального Музея старой западной живописи на основе иностранной части картинной галереи ликвидируемого Румянцевского музея с размещением его в здании Музея изящных искусств. Последний утрачивал статус учебного. С ноября 1923 года он был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств. В 1924 году, помимо Румянцевского музея, сюда передавались картины из бывших собраний Генриха Атанасовича Брокара, Дмитрия Ивановича Щукина, из Государственного музейного фонда и некоторые картины из музеев Ленинграда. Эти поступления в соединении с хранившейся в музее коллекцией М.С. Щёкина позволили научному коллективу музея во главе с его директором профессором Николаем Ильичом Романовым создать научную экспозицию картинной галереи и 10 ноября 1924 года открыть первые ее залы.

До 1930 года продолжался процесс передачи в музей картин из национализированных московских усадеб, из ликвидированного Музея иконописи и живописи И.С. Остроухова, а также из Исторического музея, Музеев Кремля, Третьяковской галереи – непрофильных для них произведений западноевропейского искусства. Несколько партий картин было получено из Эрмитажа, других ленинградских музеев, Ленинградского музейного фонда. В итоге в музее сложилось ядро картинной галереи старых западных мастеров. К древневосточному собранию музея было присоединено свыше тысячи клинописных табличек и около 3 тысяч других древневосточных памятников из бывшего Музея-института классического Востока.

В 1932 году музей был вновь переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему присвоено имя А.С. Пушкина.

В 1941–1944 годах бóльшая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года началось восстановление здания музея, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции (открыта 3 октября 1946 года) под руководством директора музея, скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова, зам. директора по научной работе, профессора Бориса Робертовича Виппера и главного хранителя Андрея Александровича Губера. Были возобновлены популяризационная работа и комплектование, а также археологические раскопки, проводившиеся музеем в Крыму и на Тамани с 1927 года.

Помимо регулярных экспедиций в Северное Причерноморье в 1951–1973 годах ГМИИ участвовал своим отрядом в работе Закавказской археологической экспедиции на территории древнего Эребуни совместно с Институтом археологии АН Армянской ССР и Государственным Эрмитажем; часть добытых памятников урартского искусства и культуры поступила в музейные фонды.

В 1948 году в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) и разделом его коллекций между Москвой и Ленинградом в музей было передано около 300 живописных и свыше 80 скульптурных произведений западноевропейских и американских мастеров второй половины XIX – первой трети ХХ веков, главным образом работы французских импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитых собраний московских коллекционеров Ивана Абрамовича Морозова и Сергея Ивановича Щукина, графическое собрание и архив. Это поступление приблизило хронологические рамки музейных коллекций к современности и придало музею славу обладателя всемирно известных шедевров. Фактически же зрители смогли понемногу знакомиться с этой частью коллекции только с 1953 года, когда отдельные произведения стали включаться в постоянную экспозицию картинной галереи. Лишь в 1974 году, в результате реорганизации всей экспозиции музея, был осуществлен широкий показ живописи и скульптуры из бывшего собрания ГМНЗИ.

С конца 1949 по 1953 год в большинстве залов музея разместилась выставка подарков И.В. Сталину. Однако 25 декабря 1953 года обновленная постоянная экспозиция была открыта, а с середины 1950-х годов выставочная деятельность музея приобретает всё больший размах. В целом, за время существования музея в его стенах состоялось свыше 1200 выставок, где экспонировались произведения как из собственных фондов музея, так и из многих других отечественных и зарубежных собраний.

Значительным событием в культурной жизни Москвы стала демонстрация в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1955 году шедевров Дрезденской картинной галереи, спасенных советскими солдатами от уничтожения во время войны и отреставрированных в стенах музея под руководством Павла Дмитриевича Корина. Эта выставка стала первой в ряду выставок художественных произведений, перемещенных на территорию Советского Союза во время Второй мировой войны и сохраненных стараниями музейных сотрудников. На базе фонда перемещенных ценностей в 1958-м, а затем в 1995–2007 годах в ГМИИ были подготовлены экспозиции: «Произведения искусства из музеев Германской Демократической Республики. Живопись, графика, скульптура, прикладное искусство», «Выставка произведений европейской живописи XIV–XIX веков», «Пять веков европейского рисунка. Рисунки старых мастеров из бывшего собрания Франца Кёнигса», «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана», «Археология войны. Возвращение из небытия», «Эпоха Меровингов – Европа без границ».

В 1985 году по инициативе советского коллекционера, доктора искусствоведения Ильи Самойловича Зильберштейна и директора музея Ирины Александровны Антоновой был создан Отдел личных коллекций. По своему замыслу этот отдел явился новацией в музейном деле – впервые сами коллекции, а не только отдельные произведения из их состава становились предметом изучения и музейного собирания. Экспозиция отдела открылась для посетителей в специально реконструированном здании (Волхонка, 14) 24 января 1994 года. В 2005 году он был переведен в другое помещение (Волхонка, 10/2).

В настоящее время в ГМИИ им. А.С.Пушкина сочетаются четыре типа экспозиции. Во-первых, это скульптурно-архитектурная экспозиция слепков, сохранившаяся с некоторыми изменениями от университетского периода музея – скульптура Передней Азии, Античности, Средних веков, памятники итальянского и Северного Возрождения. Во-вторых, это раздел, посвященный искусству и культуре древних цивилизаций в оригиналах – в экспозицию включены также и материалы из раскопок, проводившихся музеем. В-третьих – это картинная галерея VIII–XX веков. В ней представлены произведения старых европейских мастеров, включая византийские иконы и древние мозаики, и работы западноевропейских и американских художников и скульпторов XIX–XX веков. Экспозиция организована по принципу показа национальных школ и смены художественных эпох. Наконец, в-четвертых – экспозиция Отдела личных коллекций, где демонстрируются художественные собрания как культурное явление, с сохранением их целостности и с вниманием к личности их авторов.

Помимо экскурсионной и лекционной работы, ведущейся в музее с самого его открытия, в области популяризации истории искусств ГМИИ является инициатором различных форм работы с детьми: это Клуб любителей искусств для учащихся средних классов, Клуб юных искусствоведов для старшеклассников, изостудия. Проводятся занятия для родителей с детьми («семейные группы»). В 2006 году при ГМИИ, в близлежащем старинном особняке, открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., 6, стр. 2, 3).

С августа того же года в бывшем помещении Отдела личных коллекций развернута значительно расширенная экспозиция живописного и скульптурного собрания ГМИИ, относящегося к XIX–XX векам. Это здание это получило название Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

Музей имеет отделы и в других районах Москвы. В 1996 году был организован Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева – отдел ГМИИ, размещенный в здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и открытый 30 мая 1997 года (ул. Чаянова, 15). Его экспозицию составляют гипсовые слепки прежнего, университетского музея, которые не вошли в основную экспозицию ГМИИ, или их дублетные экземпляры.

С 1981 года по предложению и при активном участии Святослава Теофиловича Рихтера музей начал проводить в своих стенах международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», с 1997 года – «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». С 1999 года, по завещанию музыканта, в состав музея включена его квартира, превращенная в мемориальную (Большая Бронная, 2/6, кв. 58).

В настоящее время собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает свыше 670 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.

В рукописном фонде хранятся документы по истории музея, научное и эпистолярное наследие его основателя, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции поступили в ГМИИ.

При музее имеются научно-реставрационные мастерские и одна из лучших в Москве специальная Научная библиотека.

В 1991 году ГМИИ им. А.С. Пушкина внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *