Московский метрополитен как достопримечательность москвы
Перейти к содержимому

Московский метрополитен как достопримечательность москвы

  • автор:

10. Достопримечательности России. Метро II

Московский метрополитен, открытый 15 мая 1935 года, — это основа транспортной системы столицы. Он надёжно связывает центр города с промышленными районами и жилыми массивами. Сегодня Московский метрополитен перевозит 60 % пассажиров городского пассажирского транспорта столицы.
В метро 12 линий, всего 312,9 км, 188 станций и более 10 тысяч поездов. 44 станции признаны объектами культурного наследия. В среднем услугами Московского метрополитена каждый день пользуются более 8 миллионов пассажиров. И это — наивысший показатель в мире!

Московский метрополитен — исторически первое и крупнейшее метро в СССР. В мире данная система метро — четвёртая по интенсивности использования (после метрополитенов Токио, Сеула и Пекина). Московское метро известно также богатой отделкой ряда станций образцами искусства эпохи социалистического реализма. Первая линия открылась 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры».

Правила пользования метрополитеном
В Московском метрополитене запрещается:

проходить за линию турникетов без оплаты проезда.
Курить.
Распивать спиртные напитки и находиться в состоянии опьянения.
Наносить надписи или расклеивать объявления.
Провозить громоздкий багаж, велосипеды (кроме складных), огнестрельное оружие и колющие предметы, легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества.
Передвигаться по станции на роликах, самокатах и других транспортных средствах, кроме инвалидных колясок.
Заходить за ограничительную линию у края платформы до прибытия поезда.
Прислоняться к дверям вагона и мешать входу и выходу пассажиров.
Проезжать в поездах, не осуществляющих или прекративших перевозку пассажиров.
Открывать двери вагонов во время движения и препятствовать их закрытию.
Проезжать в кабинах поездов.
Спускаться на путь, проникать в производственные помещения и тоннели.
Производить видеосъёмку и фотосъёмку со стационарным оборудованием без письменного разрешения руководства метрополитена (при этом прямо говорится, что для фотографирования без стационарного оборудования такого разрешения не требуется).

Находясь на эскалаторе, необходимо стоять справа, лицом по направлению движения. Проходить слева, держась за поручень.
На эскалаторе запрещено: бежать, сидеть на ступенях, наступать на ограничительную линию на ступенях, ставить вещи на поручень.

15 самых красивых и запоминающихся станций московского метро

Московское метро часто называют одним из самых красивых в мире. Столичная подземка – это рассказ о российской истории и культуре, патриотизме советского народа, архитектурных течениях, европейских городах. Многие станции украшены дорогими материалами, мозаиками, панно, скульптурами. Туристам даже предлагают экскурсии по самым красивым вестибюлям, платформам и переходам, а мы приглашаем вас на виртуальную прогулку по наиболее запоминающимся уголкам метрополитена.

1. Станция «Киевская»: история воссоединения России и Украины

Линия: Арбатско-Покровская
Год открытия: 1953

Станция «Киевская», расположенная на «синей линии», сооружена по типовому проекту. Уникальной ее сделало оформление, которое посвящено теме воссоединения Украины и России, дружбе братских народов. Над пилонами красуются фрески в лепных медальонах. На них изображены спортсмены, железнодорожники, фермеры, строители, архитекторы и другие рабочие.

В конце станции расположено масштабное панно, показывающее народные гулянья, которые были устроены в честь 300-летия воссоединения Москвы и Киева. На фресках со стороны платформ показаны в основном необычные растения.

Композиция выглядит гармонично благодаря единому стилю в отделке станции. Пилоны, путевые стены и боковые нефы выполнены с применением мрамора «коелга» благородного светло-серого цвета. Пол выстлан одним из лучших видов украинского камня – янцевским гранитом. Для освещения используются авторские люстры из хрусталя.

2. Станция «Киевская»: еще немного о дружбе братских народов

Линия: Кольцевая
Год открытия: 1954

Станция названа в честь расположенного над ней Киевского вокзала. Ее оформление напоминает о дружеских отношениях российского и украинского народа, истории СССР. Пилоны с абстрактными орнаментами незаметно переходят в своды залов. Они украшены мозаиками, рассказывающими о деятельности партизан, революции 1917 года, Полтавской битве, Великой Отечественной войне, съездах партии.

Проходы декорированы лепным жгутом, который был популярен в украинской архитектуре XVII века. Помещения освещают эффектные подвесные люстры золотистого цвета. На полу – темный гранит с красной каймой. Стены отделаны дорогим светлым мрамором. Ранее их украшали панно, барельефы с изображением Сталина. После осуждения культа личности и политики Иосифа Виссарионовича его портреты были удалены.

3. Станция «Комсомольская»: шедевр в духе сталинского ампира

Линия: Кольцевая
Год открытия: 1952

«Комсомольская» – одна из последних работ архитектора А. Щусева, автора проектов Мавзолея, Казанского вокзала и других известных построек. Станция входит в число самых красивых, а за счет своего расположения на Кольцевой линии и под площадью трех вокзалов является весьма оживленной. Главная тема ее оформления – героизм русского народа, его борьба за независимость, свободу.

На потолке – масштабные мозаики. Они рассказывают о важных фрагментах отечественной истории. В центре сюжетов – М. Кутузов, Д. Донской, А. Суворов, Д. Пожарский и К. Минин. За освещение отвечают массивные подвесные многорожковые люстры. Отделка выполнена преимущественно в золотисто-желтых тонах. Станция получилась парадной, помпезной, грандиозной. Немного фантазии – и создается впечатление, что находишься не в «подземке», а в залах дворца или дворянской усадьбы.

4. Станция «Маяковская»: памятник истории и культуры

Линия: Замоскворецкая
Год открытия: 1938

«Маяковская» может «похвастаться» рядом достижений. В 1939 году ее проект получил гран-при на всемирной выставке, состоявшейся в Нью-Йорке. Кроме того, она стала первой в мире колонной станцией глубокого заложения. В 2001 году «Маяковская» пополнила список памятников культуры и истории регионального значения.

Свое название станция получила в честь великого советского поэта. Она выполнена в стиле сталинского неоклассицизма с добавлением авангардных элементов. Вдоль платформ проходят арки и колонны. Они отделаны рифленой сталью, родонитом и его аналогами. Своды покрыты белоснежной штукатуркой. В овальных нишах размещены лампы и панно из смальты. Мозаики рассказывают о жизни в СССР.

5. Станция «Площадь Революции»: подземный музей скульптуры

Линия: Арбатско-Покровская
Год открытия: 1938

Данная станция, признанная объектом культурного наследия, расположена рядом с площадью Революции и названа в честь нее. Она отделана мрамором в черно-белых и серо-золотых тонах. На полу – гранит. Для освещения используются оригинальные лампы, напоминающие блюдца.

Зал станции разделен арками, в нишах которых красуются бронзовые фигуры. Прототипами для статуй стали простые советские граждане, образы которых раскрывают мощь, силу, гордость России. Со многими скульптурами связаны обычаи и суеверия. Так, считается, что прикосновение к флагу, который держит в руках сигнальщик, принесет удачу. Сдать экзамен студентам поможет пес композиции «Пограничник с собакой», для этого надо потереть его нос.

6. Станция «Славянский бульвар»: элегантная и современная

Линия: Арбатско-Покровская
Год открытия: 2008

Станция узнаваема благодаря стенам, выполненным из зеленого мрамора «Верде Гватемала» и украшенным стальными конструкциями. Не менее эффектно выглядит высокий потолок (около 10 метров).

С балкончика вестибюля открывается вид на платформу, которая напоминает «бульвар». В ее центре установлены скамейки-ладьи, рядом с которыми возвышаются изящные фонари. Декоративные решетки с растительным орнаментом усиливают эффект: кажется, что находишься не в «подземке», а в центре живописной аллеи.

Современный стильный вид – не единственное достоинство станции. В технологическом плане она также отвечает требованиям времени. Лестничные сходы закрыты прозрачными павильонами, защищающими пассажиров от возможных осадков. Ступени оборудованы системами обогрева. Установленные в вестибюлях лифты помогают людям с ограниченными возможностями без лишних сложностей пользоваться услугами метрополитена.

7. Станция «Трубная»: выставка работ З. Церетели

Линия: Люблинско-Дмитровская
Год открытия: 2007

Строительство станции рядом с Трубной площадью запланировали еще при первом проектировании метрополитена в Москве. Но в силу разных причин открылась она лишь в начале XXI века.

Вестибюли и холлы станции отделаны мрамором: стены выполнены в светлых тонах, а простенки и колонны – в зеленых. Лавочки украшены ажурными металлическими конструкциями, которые используются как подлокотники и подставки для фонарей. Дополняют композицию эффектные светильники в стиле ар-нуво.

Визитная карточка «Трубной» – витражи, выполненные знаменитым Зурабом Церетели. Они размещены между колоннами платформы. Панно показывают красоту столицы и других российских городов. Они посвящены религиозным достопримечательностям Суздаля, Великого Новгорода, Владимира, Пскова, Ярославля и др.

8. Станция «Новослободская»: сказка под землей

Линия: Кольцевая
Год открытия: 1952

Данная станция по-своему уникальна и очаровательна. Архитектура проста, но при этом «Новослободскую» называют «сказкой» или «каменным цветком». Ее наземный вестибюль признан объектом культурного наследия. Он напоминает античный храм с портиком из шести колонн.

Но главная изюминка станции кроется под землей. Внутри пилонов, выполненных из белоснежного мрамора с применением золоченой латуни и стали, установлены 32 панно. Стекла для их изготовления доставили из Рижского кафедрального собора. Изначально они предназначались для оформления костёлов.

Отдельного внимания заслуживает мозаика «Мир во всем мире», на котором изображена женщина с ребенком. На стенах залов – уральский мрамор различных оттенков – от светло-серого до желтоватого. Пол выложен гранитными плитами. Пространство освещают витражи и люстры в форме тарелок.

9. Станция «Парк Победы»: самая глубокая и «орденоносная»

Линия: Арбатско-Покровская и Солнцевская
Годы открытия: 2003—2014

Станцию составляют два однотипных зала, расположенных параллельно. Один из них декорирован панно, созданным Церетели. Произведение посвящено войне 1812 года. Ранее во втором зале размещалось еще одна работа Зураба Константиновича, рассказывающая о победе над фашистской Германией.

Помещения отделаны мрамором в светлых, серых, черных и коричневых тонах. Для освещения используются лампы, скрытые за карнизами. Стена одного из переходов украшена изображениями медалей и орденов, которые вручались за победу, оборону городов, отвагу, боевые заслуги. Станция является наиболее глубокой в Москве и отличается самым длинным эскалатором.

10. Станция «Арбатская»: бесконечный тоннель в стиле барокко

Линия: Арбатско-Покровская
Год открытия: 1953

Свое название станция получила благодаря близкому расположению к Старому Арбату. За уникальный дизайн она признана объектом культурного наследия. Центральный зал отличается эллипсовидной формой. Особо выделяются пилоны, низ которых создан из красного мрамора. Они, как и своды, украшены керамическими цветами.

Плиты на полу имитируют ковровый орнамент. Стены оформлены в черно-белых тонах и декорированы лепниной. Для освещения использованы массивные люстры золотистого цвета. Убранство выполнено в стиле барокко. Основная тема – ягоды, лозы винограда, листья, фрукты – выбрана неслучайно. Ранее здесь, на месте наземного вестибюля и здания Минобороны, располагался продуктовый рынок.

«Арбатскую» смело можно считать транспортным хабом метро Москвы. С нее можно попасть на три другие станции. Протяженность центрального зала составляет 220 м (длиннее лишь «Воробьевы горы»), при этом под землей можно пройти от Арбата до Кремля.

11. Станция «Новокузнецкая»: ода великим полководцам, воинам и патриотам

Линия: Замоскворецкая
Год открытия: 1943

Станция строилась и начинала работать в военное время, это определило тематику ее оформления. Она посвящена противостоянию русских людей захватчикам, борьбе за свободу, героизму народа. Вестибюль «Новокузнецкой» расположен в наземном павильоне, который выполнен в виде ротонды. Внутреннее пространство оформлено барельефами-портретами М. Кутузова, Д. Пожарского, К. Минина, Д. Донского и др.

Потолки декорированы мозаиками, созданными по эскизам народного художника, героя соцтруда А. Дейнека. Изначально предполагалось, что они украсят «Павелецкую». На мраморных арках и колоннах – не менее эффектные горельефы. Внимания заслуживают мраморные скамейки. До 1931 года они стояли в Храме Христа Спасителя и были вывезены перед его уничтожением. «Новокузнецкая» – патриотическая станция метрополитена, признанная объектом культурного наследия регионального уровня.

12. Станция «Проспект мира»: от Сталина до матерей всего мира

Линия: Кольцевая
Год открытия: 1952

Ранее станция носила название «Ботанический сад». Именно поэтому темой ее оформления стало развитие сельского хозяйства, преобразование природы. Вход в подземку находится в жилом доме. Фасад оформлен весьма эффектно: между большими дверьми-арками установлена скульптура женщины с корзиной фруктов, над ней – оригинальные часы.

«Проспект мира» ранее украшал барельеф с профилем Сталина. После разоблачения культа личности вождя в вестибюле появилась мозаика «Матери Мира», созданная художником А. Кузнецовым и ставшая «визитной карточкой» станции.

В залах – кубические пилоны с карнизами, облицованные светлым мрамором. Немного выше расположены керамические фризы с рельефным орнаментом из бутонов, листьев, венков и медальонами, показывающими работу агрономов, садоводов. Пол выполнен из черных и серых плит, расположенных в шахматном порядке. На стенах – красно-белый мрамор.

13. Станция «Таганская»: «готический замок» в русском духе

Линия: Кольцевая
Год открытия: 1950

Название станция получили в честь расположенной рядом площади, на которой находится ее вестибюль. В холлах возвышаются колонны и полуколонны, отделанные мрамором. На полу – черные и красные гранитные плиты.

Оформление «Таганской» посвящено истории и подвигам Красной Армии, но она не напоминает музей или зал славы. Спускаясь на эскалаторе, попадаешь, скорее, в коридоры какого-то готического замка. Взору открывается круглое помещение с потолком-куполом. Он украшен фреской «Салют победы», которая в этом загадочном интерьере походит на мозаики европейских костелов. Эффектно выглядят керамические панно в форме русских кокошников на сводах залов.

На путевых стенах – рельефный кафель в бело-бежевых тонах. Пространство освещают оригинальные многорожковые люстры, созданные А. Дамским. Они отличаются необычными витыми элементами и вазами, расположенными снизу, между плафонами.

14. Станция «Тропарево»: мир в стиле футуризма

Линия: Сокольническая
Год открытия: 2014

Свои название и дизайн станция получила благодаря расположенному поблизости Тропаревскому лесопарку. Она выглядит весьма нестандартно. Наземный павильон выполнен в форме холма, который часто сравнивают с раковиной, появляющейся из недр земли.

Пространство внутри не менее интересное и необычное. Через всю платформу тянется аллея металлических деревьев со стеклянными листьями-светильниками. Рядом с каждым «растением» – скамейка. Путевые стены отделаны зеркальными панелями. Недалеко от касс, над турникетами закреплены современные панно, на которых как бы переплетаются ветви и кроны деревьев.

15. Римская: русская история итальянской столицы

Линия: Люблинско-Дмитровская
Год открытия: 1995

«Римская» переносит нас в столицу Италии, рассказывает о ее истории, культуре, архитектуре. В оформлении станции приняли участие специалисты из этой европейской страны – А. Куатрокки и Д. Имбриги. Отделка помещений традиционная: пилоны выполнены из мрамора, пол – из гранита.

Станция выделяется скульптурным комплексом. Интересна композиция, состоящая из римских колонн-развалин с фигурами Рема и Ромула. За ними – единственный в московском метрополитене фонтан. Над эскалатором расположена скульптура Мадонны с младенцем Христом. Привлекает внимание маска, получившая название «Уста Истины». Считается, что она скопирована с каменной маски Эркола, которая хранится в одной из римских церквей. Тем не менее, «реплика» сильно отличается от оригинала.

Метро – настоящая туристическая достопримечательность столицы. Станции – истинные произведения искусства, красота которых признана во всем мире.

Метрополитен

Каждый день, опускаясь под землю для поездок по Москве, люди не обращают внимания на оформление станций, не задумываются о том, что многие из них являются шедеврами социалистического реализма и входят во всемирное наследие. В метро Москвы проводят экскурсии и находят много интересных и познавательных историй, которыми можно восхищаться и гордиться.

История Московского метро

Строить московскую подземку начали в 1931 году, после решения высших органов государственной власти. К этому времени 4-миллионный город испытывал серьезные транспортные проблемы. Запустили метро 15 мая 1935 года от Сокольников до Парка культуры. На первой линии было 13 станций. Часы работы метро и цена на билеты позволяла москвичам уже без пробок передвигаться по городу.

Для оформления первых станций подземки привлекались лучшие художники и архитекторы страны. Государство не жалело средств на создание «Подземных дворцов». Продолжали строить метро и в годы войны. На каждой станции, сооруженной в годы лихолетья, установлены мемориальные таблички.

В хрущевскую пору станции для экономии средств строили по типовым проектам. В 70–80-е годы подземка пришла в спальные районы и во многом решала транспортную проблему столицы.

В последнее время метро вышло за пределы МКАД и устремилось на территорию Московской области. Сегодня метрополитен является достопримечательностью столицы. Такой красоты и изящества, как в московском метро, не найти ни в одной подземке мира.

Всемирно известные станции

Еще в конце 30-х годов проекты станций московского метрополитена участвовали в выставках и завоевывали главные призы.

  • «Сокольники» – станция, от которой отправился первый поезд метро, была построена в лаконичном исполнении. На фото изображено начало строительства станции. Кстати, первозданная отделка сохранилась до наших дней, на платформах поменяли только освещение. Уже в 1937 году советские метростроевцы с проектом станции «Сокольники» участвовали в Международной выставке в Париже и привезли из французской столицы гран-при.

На этой же выставке гран-при получила еще одна станция метро московского метрополитена – «Красные ворота». Вестибюль «Красных ворот» выполнен в духе авангарда и принадлежит творческому гению архитектора Николая Ладовского. В авангардном стиле Ладовский построил «Дзержинскую», ныне «Лубянка».

  • Станция «Маяковская» получила высшую награду на выставке в Нью-Йорке (1939 год). Сооружение находится на глубине 34 метра. Своды держат на себе большепролетные арки из нержавеющего металла. А купола создают легкость и воздушность конструкции за счет мозаики с изображением самолетов в синем небе.

На линиях московской подземки 44 станции входят в перечень объектов культурного наследия. Фотографии не передают всю красоту и уникальность строений – это все нужно увидеть своими глазами. Исследуя карту московского метрополитена, вы можете для себя определить маршрут по самым старым и, безусловно, самым красивым станциям метро и пройти его самостоятельно.

Интересные факты

  • Метро использовали в войну как бомбоубежища. За эти годы в подземке родилось 217 малышей.
  • За всю свою историю метро в Москве не работало один день – 16 октября 1941 года, когда его предполагали уничтожить (затопить, взорвать) перед угрозой захвата города врагом.
  • В годы холодной войны строили станции глубокого залегания, так как рассчитывали их использовать в качестве бомбоубежищ на случай ядерного удара противника.
  • Вначале метрополитен носил имя Кагановича, а с 1955 года – имя Ленина.
  • Сегодня метрополитен насчитывает 221 станцию, протяженность сети 379,1 км.

Музей метро в Москве

Для более подробного изучения истории и настоящего московского метро вы можете воспользоваться услугами проекта «Метротур», который проводят совместно Музей Москвы и Московский метрополитен.

Специалисты предлагают к вашим услугам обзорные и тематические туры, рассчитанные на разную аудиторию: взрослых, детей, иностранных туристов.

  • посещение станций, входящих в объекты культурного наследия;
  • туры в закрытые зоны – депо;
  • знакомство с самыми красивыми станциями;
  • ознакомление с историей строительства первых станций и описанием современных технологий метростроения;
  • мифы и легенды московской подземки.

Более подробную информации вы можете получить на официальном сайте организации. Здесь же узнаете о времени и месте проведения экскурсии, стоимости билетов. На прогулки можно записаться и по телефону. Заказать билеты и оплатить их можно онлайн.

Бюро находится по адресу: вестибюль станции «Выставочная», расположенной на Филевской линии. Режим работы учреждения с понедельника по субботу с 10:00 до 18:00.

Самые красивые станции московского метро

Московское метро — не просто средство передвижения для жителей и гостей города. Это самостоятельная достопримечательность со своими тайнами и легендами.

Станции Московского метрополитена по-настоящему красивы и изысканны, они с постоянным успехом получают Гран-при на международных конкурсах и входят в учебники по строительству и дизайну как образцы, на которые нужно равняться.

Московское метро было и остаётся лучшим в мире по целому ряду показателей. Впрочем, эти показатели волнуют разве что специалистов. Нас же интересует красота, воплощённая в камне. Есть станции, осмотреть которые должен каждый уважающий себя москвич и гость столицы. Это настоящие произведения искусства, признанные во всём мире. Да-да, вот так, просто посетив московское метро, вы сможете легко приобщиться к настоящему искусству.

Фото: Gubin Yury / Shutterstock

Станция «Комсомольская» — подземный дворец

«Комсомольская» считается одной из самых «парадных» станций и неудивительно, ведь проектировал её легендарный архитектор Щусев, тот самый, что проектировал Мавзолей. Декором же занимался не менее именитый Павел Корин, художник, известный далеко за пределами Отечества.

Больше всего станция напоминает дворец, настолько всё пышно, нарядно, торжественно и просторно. Размах такой, что даже сейчас пассажирам хватает места. Блистательная архитектура, невероятной красоты отделка и мозаичные панно. Кстати, майоликовые панно, изображающие строителей станции, получили в своё время Сталинскую премию.

Рядом с Комсомольской много предложений жилья на короткий срок

Фото: Milosz Maslanka / Shutterstock

Станция «Маяковская» — устремлённая в будущее

Станция получилась несколько футуристической. Но она и сейчас выглядит вполне современно и свежо. Сложно даже представить, какое впечатление она производила вначале.

Футуристической станция получилась неслучайно. Здесь масса символов и посылов, заложенных при строительстве — как для современников, так и для грядущих поколений.

В частности, металлическая окантовка, так сильно повлиявшая на архитектуру, состоит из фрагментов дирижабля, построенного ранее по проекту Циолковского. Они показывают стремление к звёздам, к некоему «вселенскому» коммунизму у людей советской формации. Да и Маяковский считался самым «советским» поэтом в то время. Современники прекрасно умели читать между строк и символизм, заложенный в станции, был им абсолютно понятен. Ещё одна гордость станции — 34 мозаичных панно, выполненных самим живописцем Дейнекой.

«Маяковская» в 1938 году получила Гран-при в Нью-Йорке, в 1980 году — статус памятника архитектуры. Проект станции вошёл не просто в учебники архитектуры, а стал «классикой», на которую равняются по сей день.

Снять посуточно квартиру около метро Маяковская тут.

Фото: SSV-Studio / Shutterstock

Станция «Новослободская» — храм интеллигенции

«Новослободская» почти сразу получила среди жителей столицы два прозвища — «Подземная сказка» и «Каменный цветок». Согласитесь, нужно было произвести невероятное сильное впечатление, чтобы заслужить такие прозвища.

Архитектура станции изысканно проста, но простота эта настолько продумана, что стала эталоном. Главное же украшение «Новослободской» — 32 витража потрясающей красоты.

Интересно, что стёкла витражей взяли из кафедрального собора Риги (они там просто хранились), орнаменты были позаимствованы из книг православных священников и даже главное панно — «Мир во всём мире» — иконописец Корин создал по образцу икон Богоматери. С учётом того, что станция была посвящена интеллигенции, получился этакий храм знаний с массой интереснейших замаскированных посланий.

Читайте также:

Фото: Marco Rubino / Shutterstock

«Площадь Революции» — самая «советская» станция метро

«Площадь Революции» планировалось сделать не просто станцией, но ещё и частью достаточно оригинального проекта — Большого Академического театра СССР, соединённого с нижними этажами гостиницы «Москва».

Первоначально молодой архитектор Душник планировал сделать её светлой и просторной. Однако его соавтор Матвей Манизер, настоял на том, чтобы на станции разместили массу скульптур. Итог получился достаточно тяжеловесным и нельзя сказать, чтобы очень изысканным. Тем не менее «Площадь Революции» производит сильнейшее впечатление и у туристов это одно из самых популярных мест.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *