Из чего сделана триумфальная арка в москве
Перейти к содержимому

Из чего сделана триумфальная арка в москве

  • автор:

Из чего сделана триумфальная арка в москве

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В МОСКВЕ

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы (в конце нынешней улицы Горького) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной. Составление проекта поручили крупнейшему русскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. В том же году он разработал и первоначальный ее проект. Однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта. Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 г.

Торжественная закладка арки состоялась 17 августа того же года. В основание будущего памятника была вмурована бронзовая доска с надписью: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Постройка Триумфальных ворот — первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г.,— растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке.

У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали улица Горького — Ленинградское шоссе. Триумфальная арка, кордегардии (помещения для воинского караула) и остатки соединявшей их когда-то кованой ограды были разобраны. Богатое скульптурное убранство арки 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры имени А. В. Щусева (на территории бывш. Донского монастыря). Там и теперь еще можно увидеть справа от северного входа в Большой собор фрагменты старого литья — чугунные доски с рельефными воинскими доспехами и гербовым оформлением, основание и капитель одной из колонн.

В 1966 г. Московский Совет депутатов трудящихся принял решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3». Задача перед ним стояла не из легких: ведь в одном только венчающем арку карнизе требовалось разместить 1276 самостоятельных деталей. Архитекторам, художникам и инженерам предстояло по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора. Руководимый одним из старейшин московской реставрации В. Либсоном, ведущий коллектив реставраторов в составе архитекторов Д. Кульчинского и И. Рубена, инженеров М. Гранкиной и А. Рубцовой смело взялся за дело.

Скульпторы-реставраторы Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР, что на Профсоюзной улице, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей — точных копий каждого восстанавливаемого элемента декора.

Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами вместо подлинных, вмонтированных в стены вестибюля музея-панорамы «Бородинская битва» в 1962 г.

Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды из воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной «одежды» Триумфальных ворот.

Вопрос о новом месте размещения и объеме восстановительных работ вызвал много споров и предложений. Одни считали, что Триумфальная арка должна быть восстановлена на Ленинградском шоссе, недалеко от площади Белорусского вокзала. Другие полагали, что арку следует вынести за черту города, на Поклонную гору, и восстановить непременно такой, какой ее создавал Бове, т. е. с небольшими, богато украшенными кордегардиями, симметрично расположенными по обеим сторонам арки. Подобно могучим крыльям, кордегардии соединялись с телом арки ажурной кованой решеткой. Этот ансамбль создавал в свое время очень удачное архитектурное завершение одной из основных московских магистралей. Однако архитекторы 4-й мастерской «Моспроекта-1», которая решала вопросы размещения, были убеждены, что Триумфальные ворота нужно восстанавливать как монумент, т. е. без кордегардий, на въездной площади Кутузовского проспекта.

Проблема установки грандиозного памятника не ограничивалась выбором места на Кутузовском проспекте. Если Бове ставил арку на окраине столицы, среди маленьких домов, где она являлась центром архитектурной композиции, то современным градостроителям предстояло установить монумент в сложившемся городском пейзаже, среди высоких зданий, превосходящих своими размерами арку. Необходимо было поставить памятник так, чтобы его не закрывали многоэтажные дома, чтобы он не потерялся между ними и чтобы издали можно было рассмотреть его неповторимое декоративное убранство. Наиболее подходящим местом архитекторами была признана нынешняя площадь Победы. Теперь Триумфальная арка ставилась без кордегардий и ограды не как проезжие ворота, а как монумент с таким расчетом, чтобы ее с обеих сторон обтекали оживленные транспортные потоки, а она объединяла и украшала пространство между окружающими домами, в то же время не сливаясь с ними.

После того как Исполком Моссовета утвердил проект реконструкции въездной площади на Кутузовский проспект, приступили к работам строители. Им предстояло сделать абсолютно ровной площадь вокруг будущей арки, срыв возвышенность у Староможайского шоссе, проложить новый проезд шириной 15 метров для автотранспорта и подземный переход, соединяющий обе стороны проспекта с участком в середине проезжей части, на котором вырастала арка.

Над возведением монумента с большой любовью трудились бетонщики, облицовщики, монтажники, камнерезы и сварщики 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов.

6 ноября 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь. Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей был воссоздан, пожалуй, самый грандиозный московский памятник в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.

Триумфальная арка стоит теперь на площади Победы, недалеко от Поклонной горы, образуя единый историко-мемориальный комплекс вместе с музеем-панорамой «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и расположенными рядом с ними памятниками.

Лицевой стороной арка обращена к въезду в столицу. Размещая ее таким образом, архитекторы соблюдали старую традицию, по которой триумфальные ворота и арки всегда ставились главным фасадом к ведущей в город дороге.

Основу памятника составляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых чугунных колонн пышного коринфского ордера, расположенных вокруг двух арочных опор — пилонов. Колонны, весом 16 тонн каждая, были заново отлиты на московском заводе «Станколит» по деталям единственной сохранившейся старой колонны. Между каждой парой колонн, в образованных ими нишах, на высоких постаментах размещены мощные литые фигуры воинов с сердцевидными щитами и длинными копьями, в древнерусских кольчугах и островерхих шлемах, с наброшенными на плечи плащами в виде римских мантий. Бородатые лица витязей суровы и выразительны. Ритмичные, несколько искусственные позы воинов, их тесные, римского типа туники — дань господствовавшему в начале XIX века классическому образу.

Над фигурами воинов, в верхней части пилонов, укреплены искусно выполненные, изящные, полные динамизма горельефы. На рельефе «Изгнание французов», названном создателями «Изгнание галлов из Москвы» или «Побитие двунадесяти языков», изображен рукопашный бой на фоне зубчатой кремлевской стены. Неудержимо надвигающиеся справа плотными рядами русские воины в античных доспехах теснят врага, войско которого бежит, бросая оружие. На переднем плане русский воин. Левой рукой он держит круглый щит с гербом России. Взмахом правой он занес меч над по верженным врагом. В словно ожившей на рельефе фигуре русского воина воплощена мощь народов России, поднявшихся на борьбу с завоевателем. Ужасу и обреченности врагов противопоставлена твердая уверенность и безграничная решимость русских воинов — освободителей Москвы. Выразительно исполнена и фигура убитого неприятельского воина с обнаженной грудью.

Композиция решена мастерски. Впечатление движения усилено созданием пространственной глубины. Фигуры на переднем плане и в глубине рельефа различны по размерам, а ближайшие фигуры являются почти самостоятельными скульптурами. Однако это не мешает горельефу удачно вписываться в плоскость стены Триумфальной арки. Условность и реальность слиты здесь воедино. Рельеф исполнен с большим патриотическим чувством, страстностью и глубокой жизненностью рисунка.

Другой горельеф — «Освобожденная Москва»—выполнен в более спокойной манере. Полулежащая русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с древним московским гербом, на котором изображен святой Георгий Победоносец, поражающий дракона, олицетворяет Москву. Ее фигура облачена в сарафан и мантию, голову украшает небольшая корона. Правую руку она протягивает императору Александру I. На нем богатое платье римского цезаря. Эти центральные фигуры окружены изображениями Геракла с палицей на правом плече, Минервы, старца, женщины и юноши. Фоном для них служит зубчатая стена Московского Кремля.

В одежде персонажей заметно сочетание русских национальных черт с античными, как и в предыдущем рельефе. Бесспорно, этот горельеф во многом уступает «Изгнанию французов», однако они близки друг другу по направлению, выходящему за традиционные рамки классицизма и приобретающему черты романтизма.

Традиционные фигуры трубящих о победе Слав парят в простенках над изгибами арки. А по всему периметру сильно выступающего карниза помещены гербы административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором.

Над карнизом застыли в спокойных позах аллегорические статуи Побед, отчетливо выделяющиеся на светлом фойе аттика. Сидящие фигуры строго ориентированы по вертикалям пилонов и как бы венчают каждую пару колонн. У ног Побед сложены военные трофеи. В руках богинь венки и скипетры как символы властвующей победы. Классически строгие лица оживлены легкой улыбкой.

Арку венчает колесница Славы, словно летящая над аттиком. Шестерка коней, выступая мерным шагом, влечет колесницу. В колеснице гордо стоит крылатая богиня Победы. Высоко поднятым в правой руке лавровым венком она венчает победителей. Плотные, округлые формы ее тела дышат энергией. Взгляд древнегреческой богини обращен к въезжающим в столицу. Она словно стремится сообщить им радостную весть о победе русского оружия.

Интересно заметить, что московский митрополит отказался освятить Триумфальную арку при ее открытии в 1834 г. из-за размещения на ней скульптурных изображений мифологических богов.

В центре аттика, над проезжей частью, по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Та из них, что смотрит на город, составлена из слов М. И. Кутузова, обращенных в 1812 г. к русским воинам: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». На главном фасаде повторен текст закладной доски. И, читая эти строки, мы, потомки пятого поколения героев Двенадцатого года, словно теряем ощущение времени и как бы встаем рядом с теми, кто сражался у стен Москвы, кто поднимал ее из руин, кто совершил свой ратный и трудовой подвиг более 160 лет назад.

Стены арки облицованы белым камнем, добытым близ подмосковного села Татарова. В свое время Бове частично использовал и белый камень, которым отделывали мытищинский самотечный водопровод,— он тогда перестраивался. Умелое сочетание в одном монументальном сооружении разнообразных материалов, контрастных цветов — черного чугунного литья и белого камня — усиливает художественную выразительность памятника.

Архитектурный и скульптурный замыслы в нем в полном единстве. Виртуозно задуманная и выполненная постановка скульптуры арки прекрасно учитывала игру света и тени ее частей. В этом легко убедиться, если обойти арку при восходе или закате солнца, т. е. при максимальной ее освещенности. За счет того что колонны и стоящие между ними фигуры воинов не примыкают к стене арки, свет словно обтекает их и, отражаясь от белых стен, дополнительно подсвечивает черные фигуры сзади и с боков.

Великолепно было найдено создателями и решение стройных архитектурных пропорций всех элементов Триумфальной арки. Попробуйте мысленно увеличить высоту фигур воинов — и они помешают восприятию горельефов. Измените размеры цоколя арки — и придется менять размеры чугунных колонн. Поднимите арку выше ее нынешних 28 метров — и все ее лепное убранство станет мелким и потеряется на фоне стенных проемов. Это подтверждает правильность выбранных пропорций, их жесткую взаимозависимость.

Идею ясного и спокойного сознания победы Бове помогли выразить талантливые русские скульпторы Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора, наметившего в общих чертах скульптурное убранство арки. В работах Витали и Тимофеева чувствуется стремление к простоте и правдивости. Их произведения отличаются сдержанностью и величавым спокойствием.

Совершенная красота формы, жизненность лепки, твердость линий говорят о глубоком понимании скульпторами сущности античного искусства и появлении в их работах реалистических мотивов. Заслугой Витали и Тимофеева является то, что в композиции Триумфальной арки монументальная скульптура удачно сочетается с массивными архитектурными формами.

Имена создателей, история сооружения и возобновления Триумфальной арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки: «Московские Триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. сооружены в 1829—1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 г.».

Прошло девять лет с момента воссоздания арки, и в сентябре 1977 г. ее снова окружили строительные леса. В течение нескольких недель здесь трудились, сменяя друг друга, кровельщики, пескоструйщики, герметчики, сварщики, механики, монтажники, гранильщики, каменщики треста Мосстрой № 7. Рубероидную крышу арки под копытами бронзовых коней заменили более устойчивой к воздействию дождя, снега и солнца теоколовой мастикой, проложенной стеклотканью; цинковое покрытие — медным с усиленной системой закрепления. Кое-где появившийся на литье коррозионный налет счистили до блеска, а эти места покрыли свинцовым суриком и специальной черной краской с темно-зеленым отливом под старину. Подновили гранитный цоколь, расчистили стены и надписи, выровняли плиты на окружающей арку площадке.

Триумфальная арка — это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» —писал В. Г. Белинский. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы — лучшее тому подтверждение.

© 1981, изд. «Московский рабочий», «Москва — героям 1812 года», Смирнов Александр Александрович. Публикуется с любезного согласия автора.
Материал к публикации в электронном виде подготовил Поляков О.

Триумфальная арка

Триумфальная арка — памятник героям Отечественной войны 1812 года. Она располагается на Кутузовском проспекте и вместе с «Кутузовской избой» и музеем-панорамой «Бородинская битва» составляет единый мемориальный комплекс на площади Победы в районе Поклонной горы. Первая каменная Триумфальная арка, созданная по проекту архитектора Осипа Бове, была открыта в сентябре 1834 года у Тверской заставы. Арка простояла 102 года, но в 1936 году её демонтировали во время перепланировки площади Белорусского вокзала. Разобранная арка пролежала в запасниках музея архитектуры около 20 лет. В 1966 году её восстановили в первозданном виде и разместили на Кутузовском проспекте. В 2012 году была проведена масштабная реконструкция памятника, и теперь Триумфальная арка встречает москвичей и гостей города во всей красе. Пилоны арки, изготовленные из белого камня, дополняют шесть пар чугунных колонн 12-метровой высоты. Между колоннами располагаются скульптуры воинов в античных доспехах. Выше размещаются горельефы, на которых изображены сцены победы русских воинов над врагами, и статуи богинь Победы. Композицию венчает колесница, запряжённая шестёркой лошадей. Арка гармонично вписывается в городской пейзаж и в то же время эффектно выделяется на фоне окружающих зданий.

Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+

Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.

Найди свою любовь

  • Самые необычные свидания в Москве
  • Игровые знакомства Speed Dating № 1 в Москве
  • Японские свидания GOKON
  • Вечеринка «Большой Speed Dating»
  • Вечер знакомств «EYEGAZING, или Свидания без слов»

Триумфальная арка

Прямо на Кутузовском проспекте – между Поклонной горой и Музеем-панорамой «Бородинская битва» возвышается грандиозная и величественная Триумфальная арка, будто созданная для того, чтобы с почестями встречать настоящих национальных героев.

Это дивное по своей красоте сооружение действительно создано в честь победителей и для победителей в Отечественной войне 1812 года, в память об освобождении России от французских завоевателей. Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот в качестве памятника в честь Победы принадлежит императору Николаю I. Торжественная церемония закладки памятника состоялась 17 августа 1829 г. Открытие ворот состоялось 20 сентября 1834 г., в 20-ю годовщину завершения Отечественной войны.

Это величественное сооружение было создано архитектором Осипом Бове в честь победы России в Отечественной войне 1812 года и первоначально установлено в 1834 г. у Тверской заставы, нынешней площади Белорусского вокзала. В 1936 г., в ходе реконструкции этой площади, арка была разобрана. Через 30 с лишним лет хранения в Музее архитектуры ее восстановили и в 1968 году установили на Кутузовском проспекте.

Основу Триумфальной арки составляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых коней. Арку венчает скульптурная группа Колесницы Славы. В колеснице стоит крылатая богиня Победы с высоко поднятым в правой руке лавровым венком. Стоящие между колоннами фигуры воинов в древнерусских доспехах и аллегорические женские фигуры над ними олицетворяют Мощь и Победу. Стены арки облицованы белым камнем. Общая высота сооружения — 28 метров. Главный фасад арки обращен в сторону Бородинского поля и Поклонной горы, на которой 2 октября 1812 году Наполеон тщетно ожидал делегацию москвичей с ключами от города. Триумфальная арка является композиционным центром площади Победы.

Топ-10 музеев Москвы

  • Бородино
  • Музей Пушкина
  • Музей истории
  • Третьяковская галерея

Триумфальные ворота (Москва)

Моско́вские Триумфа́льные воро́та (Триумфальная арка) — триумфальная арка в Москве. Первые каменные ворота были построены на площади Тверской заставы в 1829 — 1834 годах по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Разобраны в 1936 году, затем в 1966 — 1968 годах на Кутузовском проспекте (ныне — площадь Победы) воссоздана их копия. Ближайшая станция метро — «Парк Победы».

Триумфальные ворота отнесены к категории объектов культурного наследия регионального значения [1] .

Деревянная арка (1814)

13 мая 1814 года министр полиции Сергей Кузьмич Вязмитинов, управляющий Санкт-Петербургом на время отсутствия Александра I, разослал по всем губерниям постановление о торжественной встрече русской армии, возвращающейся после победы в Отечественной войне 1812 года [2] . Также в мае 1814 года император Александр I отправил письмо московскому главнокомандующему графу Ростопчину с сообщением о заключенном мире [3] .

В июне 1814 года в Москве прошли пышные торжества в честь заключения Парижского мира [4] . Для торжественной встречи русских войск велено было соорудить деревянные триумфальные ворота на площади Тверской заставы, так как обычно именно здесь представители власти, дворянство и почётные граждане Москвы встречали императора [5] . Это была одна из многих арок, установленных по маршруту возвращения русской армии.

7 июля 1814 года Александр I, опасаясь народных манифестаций, направил генералу Вязмитинову рескрипт, о запрете устройства различных торжественных встреч и приёмов. Сенат вынужден был разослать повсюду новое постановление — об отмене начатых приготовлений с приложением копии царского распоряжения [2] .

Триумфальная арка Осипа Бове

Триумфальные ворота на площади Тверской Заставы в 1848 году

Идея сооружения в Москве каменных Триумфальных ворот как памятника принадлежит императору Николаю I. В апреле 1826 года во время коронационных торжеств он высказал желание построить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в Петербурге.

Составление проекта поручили российскому архитектору Осипу Ивановичу Бове, над которым он работал около двух лет. 17 августа 1829 года состоялась торжественная закладка ворот в присутствии московского генерал-губернатора князя Дмитрия Голицына и митрополита Филарета. В фундамент арки бросили горсть серебряных монет чеканки 1829 года — «на счастье» и заложили бронзовую плиту с надписью [6] :

«Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества Российских воинов в 1814 году…».

Для строительства арки был использован кирпич, а для облицовки белый камень, из подмосковного села Татарово, где в то время добывался белоснежный камень. Скульптуры отливались из чугуна на Мышегском заводе в Алексине Тульской области [6] . Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевичем Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове [7] .

Площадь Тверской заставы и Триумфальные ворота в Москве в 1920-е годы

По одним сведениям, из-за недостатка денежных средств, по другим, из-за безразличия со стороны городских властей строительство растянулось на пять лет.

20 сентября (2 октября) 1834 года памятник был торжественно открыт [8] .

В 1872 году под аркой Триумфальных ворот прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (ныне — площадь Революции). В 1899 году её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (ныне — Пушкинская площадь) до Петровского парка [5] . Кондуктор трамвая объявлял: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Брестский вокзал». До 1912 года Белорусский вокзал носил имя Брестский, а в период с 1912 года по 1917 год кондукторы объявляли его как Александровский [9] .

Описание первой каменной арки

Триумфальные ворота, 1883 год

Скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев создали великолепные рельефы, выполненные по эскизам самого архитектора Бове: это и барельефы с военными доспехами, и декоративные розетки, и многофигурные композиции, в аллегорической форме повествующие об освобождении Москвы и изгнании французов из России [7] .

Высокие постаменты ворот с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах обрамляли 12 колонн. Одной рукой они опираются на овальные щиты, в другой — держат длинные копья. Над ними, в нишах, скульптурные рельефы, повествующие в аллегорических мотивах о событиях Отечественной войны 1812 года, о «Побиении двенадесяти языков» или «Изгнании галлов из Москвы» и об «Освобождении Москвы». Их всего шесть, по одному рельефу, трижды повторяющемуся на фасадах правого и левого пилонов.

На декорированном фризе расположили гербы российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы [5] .

На аттике поместили надпись (обращённую внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), утверждённую государем:

«Благословенной памяти Александра I, воздвигшего из пепла и украсившего многими памятниками отеческого попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826» [10] .

Триумфальные ворота, 1931 год

Демонтаж (1936)

В 1936 году, в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы 1935 года, началась реконструкция Тверской заставы. Триумфальные ворота были разобраны, при демонтаже специалисты измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали памятник со всех сторон. Элементы ворот, некоторые скульптуры и барельефы были переданы в Музей архитектуры имени А. Щусева на территории бывшего Донского монастыря, где они выставлены в настоящее время [5] .

Согласно планам А. В. Щусева, который разрабатывал проект реконструкции площади, планировалось восстановить арку, однако это не было сделано. Чугунные колонны ворот долгое время лежали на Миусской площади, а в годы Великой Отечественной войны все, кроме одной, были переплавлены [9] .

Восстановление Триумфальных ворот

10 декабря 1965 года Совет Министров СССР принял Постановление № 1059 «О восстановлении Триумфальной Арки Отечественной Войны 1812 года в г. Москве», признав художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот [11] .

Для сооружения копии Триумфальных ворот Бове было выбрано новое место — на Кутузовском проспекте рядом с панорамой «Бородинская битва». Проект был разработан под руководством В. Я. Либсона группой архитекторов (И. П. Рубен, Г. Ф. Васильева, Д. Н. Кульчинский). Для воссоздания арки использовались чертежи и зарисовки 1936 года, однако копия ворот отличается от оригинала. В конструкциях стен вместо кирпича использовали железобетон, а белый камень заменили на крымский известняк сероватого оттенка. Также не были восстановлены кованные решётки и кордегардии. Сохранившиеся архитектурные детали от ворот Бове не были использованы — на Мытищинском заводе заново было отлито 150 чугунных скульптур. По образцу единственной сохранившейся чугунной колонны на заводе «Станколит» было отлито 12 новых [12] .

Надписи на памятных досках тоже изменились: со стороны Можайского шоссе поместили надпись с закладной доски 1829 года, а со стороны города — строки, обращённые к русским воинам, из приказа Михаила Илларионовича Кутузова от 21 декабря 1812 года:

«Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нём громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем» [9] [13] .

Торжественное открытие новых Триумфальных ворот на Кутузовском проспекте состоялось 6 ноября 1968 года [9] .

Реставрация (2012)

Открытие Триумфальной арки после реставрации

В феврале 2012 года в ходе подготовки к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года началась реставрация Триумфальной арки в Москве. Перед началом работ мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии [14] .

Ремонтно-реставрационные работы выполняло ГКУ «Мосреставрация». В результате была заменена основная часть пришедшей в негодность облицовки, проведена расчистка каменных стен и скульптурных групп, а также выполнены реставрационные работы по металлическим скульптурным элементам, не подлежавшим демонтажу. В ходе работ пришлось снимать венчающую врата колесницу и скульптуру богини Ники. 31 мая 2012 года статуя была установлена на прежнее место. Была смонтирована новая архитектурно-художественная подсветка [15] .

Торжественное открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось 4 сентября 2012 года в присутствии премьер-министра РФ Дмитрия Медведева [16] .

Примечания

  1. ↑Объекты культурного значения(неопр.) . Архив культурного наследия. Дата обращения: 27 июля 2023.
  2. ↑ 2,02,1Нарвские ворота(неопр.) . Дата обращения: 27 июля 2023.
  3. ↑Император Александр — графу Ростопчину(неопр.) . Дата обращения: 27 июля 2023.
  4. ↑Московский генерал-губернатор Ф. В. Ростопчин(неопр.) . Дата обращения: 27 июля 2023.
  5. ↑ 5,05,15,25,3Триумфальные ворота: как в столице появился символ воинской славы(неопр.) . Дата обращения: 27 июля 2023.
  6. ↑ 6,06,1Московские Триумфальные ворота(неопр.) . Дата обращения: 27 июля 2023.
  7. ↑ 7,07,1Ворота и арки в городах России(неопр.) . Дата обращения: 27 июля 2023.
  8. ↑Московские триумфальные ворота (Триумфальная арка) (Москва)(неопр.) . Дата обращения: 27 июля 2023.
  9. ↑ 9,09,19,29,3Триумфальные ворота: история знаменитого памятника Победы(неопр.) . Дата обращения: 27 июля 2023.
  10. ↑https://posmotrim.by/article/triumfalnye-vorota.html(неопр.) . Дата обращения: 27 июля 2023.
  11. ↑Постоянная экспозиция «Барельефы Триумфальной арки Осипа Бове»(неопр.) . Дата обращения: 28 июля 2023.
  12. ↑С площади Тверская Застава на Кутузовский проспект: как переезжала Триумфальная арка(неопр.) . Дата обращения: 28 июля 2023.
  13. ↑Московские Триумфальные ворота(неопр.) . Дата обращения: 28 июля 2023.
  14. ↑Триумфальные ворота на Кутузовском в Москве: история возникновения и строительства(неопр.) . Дата обращения: 28 июля 2023.
  15. ↑Закончена реставрация Триумфальной арки(неопр.) . Дата обращения: 29 июля 2023.
  16. ↑На Триумфальной арке в Москве построят смотровую площадку(неопр.) . Дата обращения: 29 июля 2023.

Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

  • Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
  • Знание.Вики:Статьи без ссылки на Викисклад
  • Статьи с шаблонами-карточками без имени
  • Знание.Вики:Готовые статьи по архитектуре
  • Все статьи
  • Региональные объекты культурного наследия в Москве
  • Триумфальные арки Москвы
  • Появились в 1834 году
  • Воссозданные здания и сооружения Москвы
  • Здания и сооружения, построенные в 1968 году в России
  • 1968 год в Москве
  • Снесённые сооружения
  • Памятники архитектуры Москвы
  • Отечественная война 1812 года в памятниках

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *