Императорский царскосельский лицей где находится
Перейти к содержимому

Императорский царскосельский лицей где находится

  • автор:

Царскосельский лицей

В начале XIX века в Российской империи открылся первый привилегированный лицей — Царскосельский лицей для дворянских детей. За свою недолгую историю существования он успел выпустить выдающихся деятелей искусства, политиков, военных командующих и чиновников. Самым известным был Александр Пушкин, в честь которого сейчас и назван мемориальный музей в Царском селе.

Расположение
Россия, Санкт-Петербург, Садовая ул., 2
Время работы
СР-ПН, c 10:30 до 18:00; ВТ, выходной

История Царскосельского лицея

Лицей в Царском селе просуществовал в 1811 по 1843 год. За это время он успел выпустить 12 классов с 280 лицеистами, многие из которых стали известными людьми и внесли свой вклад в развитие Российской империи.

Основание лицея в Царском селе

В 1810 году Александр I подписал указ о создании бесплатной школы для дворянских детей. Подразумевалось, что в ней будут готовить чиновников, государственных деятелей и помощников императора. Разработку программы поручили графу Михаилу Сперанскому.

Сперанский хотел, чтобы Лицей не просто подготавливал образованных чиновников, а воспитывал благочестивых людей. Лицеистам за 6 лет предстояло изучить не только технические и гуманитарные науки, но и этику, логику и риторику.

Для занятий и проживания учеников переделали одну из построек Екатерининского дворца. Уроки проводили в классах с конторками — прародители современных парт, а жили лицеисты в том же здании, в небольших комнатках.

За время работы правила Лицея, предметы и срок обучения изменялись. Но основная направленность оставалась неизменной — главное место в программе всегда занимали гуманитарные и юридические науки.

Позже при Лицее открыли Благородный пансион, в котором ребята проходили подготовку к учебе. Его создали, чтобы устранить разницу в уровне знаний у учеников и готовить их к поступлению в Лицей или к военной службе. В отличие от лицейского образования, учеба в пансионе была платной.

Лицей проработал до 1843 года, после чего был перенесен из Царского Села в Санкт-Петербург. Его переименовали в Александровский лицей и разместили в здании петербургского сиротского дома.

Лицей в воспоминаниях Пушкина

В 1811 году родители привезли Пушкина в Петербург и почти отдали его в Иезуитский коллегиум. Но услышав о новом Лицее, Сергей Львович добился, чтобы сыну разрешили сдавать вступительные экзамены. Это решение кардинально изменило будущее 12-летнего Александра.

Пушкин успешно сдал экзамен и стал одним из 30 первых лицеистов. В Лицее он изучал нравственные дисциплины, русский и иностранные языки, историю, физику и математику. В свободное время занимался изящными искусствами и гимнастическими упражнениями.

В Лицее Пушкин написал свои первые стихи, а его поэтический дар высоко оценили одноклассники и педагоги. Еще во время учебы он отправлял свое творчество в журналы для печати и вступил в литературный кружок «Арзамас».

Поэт был признателен своим педагогам, а особенно — Куницыну. Он посвятил ему не один стих. Его потрясла вступительная речь педагога о служении Отечеству и гражданском долге, которую он запомнил на всю жизнь.

Свою комнату в Лицее Пушкин называл «студенческой келью». Комнатка была очень скромной и действительно напоминала монашеское жилище. По площади была меньше 10 квадратных метров, а из мебели — только железная кровать, комод, стол и стул.

Интересно, что хоть Пушкин и был рад возможности учиться в Лицее, учеба его напрягала. Давил жесткий распорядок дня, надзиратели, неинтересные обязательные предметы и отсутствие возможности уехать их Царского Села. Но, с другой стороны, здесь он нашел своё признание и верных друзей.

Музей в Царскосельском лицее

Сейчас в здании бывшего Царскосельского лицея находится мемориальный музей, посвящённый Пушкину и лицеистам. Всего 9 залов, где выставлено более 500 экспонатов, связанных с учебой и жизнью в Царском селе.

Ежегодно в музее-лицее проходят десятки выставок коллекций из других музеев, благотворительные акции и вечера. А сотрудники музея устраивают научные конференции и проводят лекции.

Интересные факты о Царскосельском лицее

  • Царскосельский лицей был первым в России. Его создали по указу Александра I для обучения дворянских детей.
  • В лицее с самого начала был запрет на телесные наказания, об этом даже написано в уставе. Для того времени это было нетипично — в гимназиях и школах сечение розгами было нормой.
  • В лицее были очень строгие правила. Каникул как таковых не было — только один месяц отдыха летом, в который все равно нужно было оставаться в Царском селе. Родным разрешали навещать только в праздники и выходные. Свободного времени ученикам не давали: поднимали в 6 утра и расписывали день вплоть до молитвы в 10 вечера.
  • Здесь участвовал в своей первой дуэли Александр Пушкин. Будущий писатель повздорил с Вильгельмом Кюхельбекером, и они действительно стреляли друг в друга. Правда, обошлось без жертв — револьверы были заряжены клюквой.
  • «Пушкинский» выпуск был первым и самым успешным за всю историю лицея. В одно время с поэтом учились будущие канцлер Горчаков, дипломат Сергей Ломоносов и директор Императорской библиотеки Корф.
  • События войны 1812 года лицеисты переживали с болью и тревогой. После Московского пожара начальство даже стало разрабатывать план по эвакуации на Север, а ученикам и педагогам уже начали шить теплые бараньи тулупы.
  • Одной из традиций лицея стал раскол чугунного колокола перед выпуском. Разбивали тот самый колокол, который призывал на занятия, а осколки раздавали выпускникам.

Режим работы и стоимость посещения

Музей в Царскосельском лицее открыт каждый день с 10:30 до 18:00, по вторникам закрыт на выходной.

Входной билет для взрослых стоит 150 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров — 60 рублей. За аудиогид доплачивают еще 150 рублей, за экскурсию с гидом в группе — 180 рублей.

Где находится Царскосельский лицей и как до него добраться

Царскосельский лицей находится в Пушкине, в 30 километрах от центра Санкт-Петербурга. На машине доберетесь за час, на общественном транспорте за 1 час 30-45 минут.

На карте найдете лицей по адресу улица Садовая, дом 2.

Рядом есть остановка т«Леонтьевская улица». Туда доберетесь на автобусе 371, 382, 385 или маршрутке К-342.

Царскосельский лицей

Царскосельский лицей — это престижное учебное заведение, возведённое в Царском Селе в начале XIX века по указу Александра I. Предназначался для обучения детей из дворянских семей. Наибольшую известность лицей получил благодаря А. С. Пушкину, входившему в первый учебный поток. Сейчас в здании бывшего Императорского Царскосельского лицея, являющемся объектом культурного наследия России, расположен мемориальный музей.

1 096 1 0 18 мин. на чтение

История Царскосельского лицея

Здание бывшего Императорского Царскосельского лицея находится на Садовой улице небольшого городка Пушкина, относящегося к Санкт-Петербургу. Сооружение, в котором изначально были жилые покои членов императорской семьи, в XIX веке стало учебным заведением, а сейчас является мемориальным музеем, расположено на территории государственного музея и неразрывно связано с Царским Селом.

Царское Село, в котором в начале XIX века был образован лицей, стало загородной императорской резиденцией веком ранее. В 1717 году тут был заложен Екатерининский дворец, строившийся на протяжении 40 лет. В истории Царскосельского лицея важным моментом является строительство в конце 1790-х годов флигеля дворца, который изначально предназначался для Ольги Павловны и других дочерей правителя Павла I.

Начало правления Александра I ознаменовалось реформаторской деятельностью в разных сферах общественной жизни, в том числе в образовании. Среди тех, кто помогал императору в этом, был Михаил Сперанский, разработавший систему преобразования государства. Одним из этапов было совершенствование образовательной системы, и Михаил Михайлович инициировал создание в Царском Селе нового учебного учреждения — лицея.

После того как в 1810 году Александром I был подписан указ об основании Императорского Царскосельского лицея, флигель был перестроен в соответствии с новыми потребностями. Так, помещения, которые ранее планировались как жилые, были оборудованы всем необходимым для учебных занятий и проживания в них лицеистов и педагогов. Перестройка флигеля осуществлялась под руководством архитектора В. П. Стасова.

Открытие Царскосельского лицея состоялось 19 октября 1811 года. Эта дата стала «Днём лицея» и не раз фигурировала в произведениях Пушкина. Среди принимаемых в лицей детей 10—12 лет из дворянских семей должны были учиться и братья императора, однако Александр I всё же решил не отказываться от частного домашнего обучения. Новых учащихся в Императорский Царскосельский лицей принимали раз в три года.

Изначально учебное учреждение находилось в ведении МНП Российской империи, а позже — Военного министерства. Несмотря на то, что обучение на территории Царского Села считалось очень престижным, оно было бесплатным. Однако для поступления нужно было соответствовать требованиям, касающихся уровня знаний и родословной. Целью создания лицея была подготовка госслужащих высших рангов.

Программа с гуманитарно-юридическим уклоном, по которой обучались воспитанники учебного учреждения в Царском Селе, была составлена лично Михаилом Михайловичем Сперанским. Длилось пребывание юношей в лицее шесть лет, на протяжении которых они изучали богословие, словесность, физику, математику, искусство, а также тренировались в фехтовании и выполняли другие физические упражнения.

Важным отличием образовательного процесса в лицее от многих других учебных заведений было отсутствие телесных наказаний. Такой запрет был введён для того, чтобы юноши учились «не из-под палки». Вставали лицеисты в 6 часов утра, а возвращались в свои комнаты к 10 часам вечера. Занятия, чередовавшиеся с продолжительными прогулками по живописным уголкам Царского Села, начинались в 7 часов утра.

Полученное в Императорском Царскосельском лицее образование было приравнено к университетскому. Для I—V выпусков (1817, 1820, 1823 и 1826 гг.) было характерно деление на тех, кто определялся на гражданскую и военную службу. Так, сразу после выпуска из этого учреждения бывшие воспитанники в зависимости от успехов обретали гражданские чины XIV—IX классов или чины офицера гвардии/армии.

При Николае I комнаты воспитанников были объединены в общие спальни-казармы. В 1840-х гг. лицей был переведён в Санкт-Петербург и был переименован в Александровский, а опустевшее сооружение стали обживать чиновники с семьями. Спустя 75 лет, когда к власти пришли Советы, лицей и вовсе был закрыт, а старое его здание в Царском Селе стало использоваться в качестве коммунальных квартир.

В военное время территория Царского Села какое-то время была оккупирована, однако само здание лицея уцелело. Здесь и начали складировать сохранившиеся предметы дворцовых помещений и парковых участков. После того как был восстановлен интерьер помещений пушкинского времени, на территории бывшей императорской резиденции был открыт мемориальный музей. Это произошло в середине прошлого века.

На сегодняшний день здание высшего учебного заведения, созданного Александром I более двух веков назад, относится к объектам культурного наследия федерального значения. В бывшем флигеле Екатерининского дворца уже около 70 лет находится мемориальный музей-лицей, посвящённый истории учреждения, его руководству и воспитанникам, в частности Александру Пушкину.

Екатерининский дворец и Царскосельский лицей

Екатерининский дворец и Царскосельский лицей

Знаменитые выпускники Царскосельского лицея

Александр Сергеевич Пушкин

Всего за период существования Царскосельского лицея было 12 выпусков, наиболее «звёздным» среди которых был первый. Этот выпуск называется пушкинским, несмотря на то что Пушкин был по успеваемости на 26-м месте. Точные науки не давались юноше, однако он был силён в языках, исторических дисциплинах и фехтовании. Александр Сергеевич испытывал к лицею тёплые чувства и отразил свою признательность во многих стихотворениях.

В лицее Пушкин встретился с такими известными поэтами, как Державин, Батюшков и Жуковский, которые стали для юноши учителями на поэтическом поприще. Именно здесь Александр Сергеевич начал писать, обеспечив себе своим творчеством громкую славу в будущем. Помимо него, к самым известным выпускникам Императорского Царскосельского лицея 1817 года также относятся А. М. Горчаков, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, Ф. Ф. Матюшкин и др.

Александр Михайлович Горчаков

Первое место по успеваемости в рейтинге класса занимал Александр Горчаков, с которым у Пушкина во время обучения были тёплые дружеские отношения. Уже на выпускном он получил чин титулярного советника и, всё время поднимаясь по карьерной лестнице, дослужился в итоге до должности министра иностранных дел Российской империи. На этом посту А. Горчаков пребывал более 25 лет. Также он был последним канцлером государства.

Антон Антонович Дельвиг

Антон Антонович Дельвиг, известный русский поэт и издатель, занимал в лицее последнюю позицию рейтинга и был близким другом Пушкина в лицейские годы и после завершения обучения. Несмотря на увлечение литературной деятельностью, он работал в Горном департаменте, канцелярии Министерства финансов, а также был помощником И. А. Крылова, служившего библиотекарем в петербургской Императорской публичной библиотеке.

Фёдор Фёдорович Матюшкин

Адмирал и известный полярный исследователь Фёдор Матюшкин начинал учиться в пансионе при Московском университете, а затем был переведён в Царскосельский лицей. С детства он грезил морем, преуспевая в изучении географии и исторических дисциплин. После окончания учёбы он поступил на флот, где дослужился до адмирала. Среди наиболее ярких событий жизни бывшего лицеиста — кругосветное плавание и участие в экспедиции Врангеля.

Иван Иванович Пущин

Иван Пущин, прославившийся членством в антиправительственном движении, с 1811 по 1817 годы был хорошим другом Пушкина и прилежным лицеистом. После выпуска он вступил в тайное общество, а в 1825 году в числе декабристов предпринял попытку государственного переворота, за что был арестован. Именно к нему, отправленному на пожизненную каторгу на север, были обращены строки Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Владимир Дмитриевич Вальховский

Будущий генерал-майор и капитан Гвардейского генерального штаба Владимир Вальховский воспитывался в Московском университетском пансионе. В 1811 году благодаря своим успехам продолжил получать образование в Императорском Царскосельском лицее. Несмотря на то, что был замечен среди участников антиправительственных обществ, осуждён не был и прославился участием в сражениях Русско-турецкой войны и должностью консула в Египте.

К известным лицеистам относится и Михаил Евграфович Салтыков, творивший под псевдонимом Николай Щедрин. В отличие от Пушкина, он тяготился своим пребыванием в лицее, который к тому времени был уже реформирован и напоминал военное учебное заведение со строгим солдатским режимом. В подобных условиях, несмотря на своё недворянское происхождение, также учились будущий поэт Лев Мей, революционер Михаил Петрашевский и другие.

Царское Село

Особенности архитектуры и интерьера Царскосельского лицея

Царскосельский лицей с самого своего основания размещался во флигеле Екатерининского дворца. В 1811 году это было четырёхэтажное сооружение, выполненное в классическом стиле без обилия декора снаружи. Изначально арка лицея была украшена четырьмя круглыми барельефами, а пространство над верхним рядом окон — рельефными архитектурными элементами в виде гирлянд. Ничего из этого декора не уцелело после пожара 1820 года.

Этажи здания отличались по высоте. На нижнем В. П. Стасов, руководивший перестройкой флигеля, расположил хозяйственные помещения и комнаты для персонала учебного заведения, выше — больничное отделение, аптеку, канцелярию, актовый зал, столовую и директорский кабинет. На третьем этаже находились классные комнаты, кабинеты и большой актовый зал, а над ними — дортуары, т.е. комнаты воспитанников, называемые Пушкиным «кельями».

Много раз перестраивавшиеся помещения дворцового флигеля сейчас вернулись к облику, привычному для лицеистов первого выпуска, к которым относится и сам поэт. При нём спальни занимали весь четвёртый этаж. Каждая комнатка предназначалась для ночного отдыха одного воспитанника. Здесь находились железная кровать, комод, стул, зеркало, столы для письма и для умывания. Все дортуары были объединены узким коридором.

Восстановленный актовый зал представляет собой помещение площадью 88 м², оформленное в имперском стиле. Зал с потолком, опирающимся на четыре колонны, и паркетным полом отделан лепниной и росписью. Символом того, что принципы обучения в лицее базируются на модели античных учебных заведений, служат изображения с древнеримскими мотивами. Несмотря на скромные размеры, зал кажется просторным за счёт двух рядов окон.

В переходе из дворца во флигель, ставший лицеем, располагались библиотека и Газетная комната, предназначавшаяся для изучения и обсуждения новостей. В этом помещении стоят столики с 2—3 стульями, а на стене висит карта Российской империи начала XIX века. Библиотека же представляет собой несколько шкафов, установленных вдоль коридора, где в период обучения Александра Сергеевича были тысячи книг.

Больше всего дневного времени лицеисты проводили на третьем этаже. В главном учебном классе преподавали все дисциплины, кроме физики, пения и рисования. Квадратные парты, рассчитанные на одного человека, были расставлены полукругом. Преуспевающих по конкретному предмету учащихся садили на первые ряды (так, на занятиях по словесности и французскому Пушкин сидел впереди), а тех, кто справлялся плохо, — на последний.

Снаружи здания висят две мемориальные доски, созданные в едином стиле. Первая появилась тут в 1899 году, в год 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина, обучавшегося в учебном заведении в 1811—1817 гг. В честь поэта в Лицейском саду в 1900 году был возведён и памятник, именуемый в народе «Бронзовым мечтателем». Также на здании висит доска, посвящённая 100-летию с момента создания Императорского Царскосельского лицея.

Царское Село

Экспозиции Царскосельского лицея

В мемориальном музее воссоздана обстановка, близкая лицеистам первого выпуска. Сегодня для осмотра посетителями доступны стилизованные под 1820-е годы Большой зал, Газетная комната, квартира одного из учителей и библиотека с деревянными шкафами, где хранятся материалы, использовавшиеся воспитанниками Императорского Царскосельского лицея во время их обучения.

Приобщиться к атмосфере лицейского братства можно также при посещении классов и спален. Интерьеры комнат были восстановлены по уцелевшим архивным документам благодаря сохранившимся с пушкинских времён личным вещам учащихся и учителей лицея. Экспозиция «Живём мы памятью Лицея» знакомит с двухвековой историей и жизнью знаменитых выпускников Царскосельского лицея.

В экспозиции содержатся и реликвии, среди которых особенно выделяется грамота с уставом Императорского Царскосельского лицея, жалованная новообразованному учебному учреждению Александром I в 1811 году. Этот экспонат представляет собой небольшую книжку, обложка которой украшена орнаментальной рамкой и вензелем императора. Текст устава учреждения обрамлён рисунками в виде рамки и содержится на 12 листах.

Экспозиция «Живём мы памятью Лицея», вмещающая порядка 500 экспонатов, открыта на втором этаже учреждения Царскосельского лицея и размещается в девяти помещениях. Тут можно увидеть портреты руководства, педагогического коллектива и выдающихся деятелей, выпустившихся из этого учебного учреждения. Кроме того, здесь представлены рукописи, заметки и художества воспитанников.

Так, в классах пения и рисования находятся зарисовки Константина Данзаса, Ивана Малиновского, Александра Пушкина, Александра Бакунина и других. На одном из старинных фортепиано можно увидеть текст «Прощальной песни воспитанников Царскосельского лицея», который Дельвиг написал для выпускного вечера. Ценным экспонатом является и табель успеваемости в кабинете физики за 5-й год обучения Пушкина и 28 его однокурсников.

Учитывая то, что важную роль в судьбе Александра Сергеевича Пушкина сыграл Александровский лицей, один из залов посвящён годам, проведённым поэтом в нём. Тут размещена такая известная репинская картина, как «Пушкин на лицейском экзамене» 1911 года, а также картина «Дуэль А. С. Пушкина с Дантесом», написанная русским живописцем Алексеем Аввакумовичем Наумовым в 1884 году.

Среди ценных экспонатов, представленных для осмотра, и папка, в которой лежало написанное рукой Александра Сергеевича стихотворение «19 октября» (1825). Эту папку лицею подарил однокурсник и один из лучших друзей поэта Михаил Лукьянович Яковлев. Используется в музее и новейшее оборудование, позволяющее познакомиться с содержанием цифровых фотоальбомов и документальных фильмов об учебном заведении.

Царскосельский лицей

Условия посещения и режим работы Царскосельского лицея

Здание бывшего Императорского Царскосельского лицея принимает гостей каждый день с 10:30 до 18:00, кроме вторника и последней пятницы месяца. Вход в лицейский парк бесплатный, а для посещения сооружения мемориального музея-лицея нужно купить билет. Входной билет можно приобрести до 17:00 в кассе на территории ГМЗ или онлайн на официальном сайте Всероссийского музея А. С. Пушкина.

Полная стоимость билета на обзорную экскурсию составляет 400 рублей. Для учащихся школ, учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, для пенсионеров и людей, относящихся к другим льготным категориям, действует скидка. Кроме того, любой желающий может попасть в здание лицея бесплатно в Международный день музеев, отмечаемый 18 мая, в День русского языка 6 июня, а также в День лицеиста 19 октября.

Памятник Александру Пушкину в Царском Селе

Памятник Александру Пушкину в Царском Селе

Как добраться

Царскосельский лицей находится на территории государственного музея-заповедника «Царское Село», в 25 километрах от Северной столицы. Его адрес: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 2. Из Петербурга сюда можно доехать с пересадками на общественном транспорте за 1,5—2 часа или на автомобиле менее чем за час. Оставить машину можно поблизости от ГМЗ, на Оранжерейной улице, д. 1. Координаты лицея: 59°43′03″с.ш. 30°23′49″ в.д.

Если вы воспользуетесь метрополитеном, сойти надо будет на станции «Купчино» или на «Московской». Чтобы добраться до музея-лицея самым удобным способом, после выхода на одной из станций нужно двигаться в сторону автобусной остановки, через которую проходят маршруты автобусов №186, №342 или №299. На этих автобусах можно доехать до остановки «Садовая улица — Екатерининский дворец». От неё до лицея менее полкилометра.

Если сподручнее сесть на Витебском вокзале или платформе «Купчино» на электропоезд, отправляйтесь на нём до станции «Царское Село — г. Пушкин». Отсюда можно доехать на автобусе №376 или №378 до остановки «Средняя улица», откуда пройти пешком ещё 450 метров. Если же вы едете на автомобиле, оставить машину можно поблизости от ГМЗ, на Оранжерейной улице, д. 1. GPS-координаты лицея: 59°43′03″с.ш. 30°23′49″ в.д.

Мемориальный Музей-Лицей в здании бывшего Императорского Царскосельского Лицея в Пушкине (Царское Село): в гости к Пушкину на 200 лет назад

Мемориальный Музей-Лицей в здании бывшего Императорского Царскосельского Лицея в Пушкине (Царское Село): в гости к Пушкину на 200 лет назад

Музей-Лицей А. С. Пушкина в городе Пушкине – место, которое будет интересно не только поклонникам таланта величайшего из русских поэтов. Тщательно восстановленный интерьер знаменитого учебного заведения перенесёт экскурсантов на два века назад, прикоснётся к ним «Лучом лицейских ясных дней!», позволит проникнуть в тайны обучения, позволившие в полной мере проявить таланты славных сынов России.

История

В 1789 г. по проекту И.Е. Неелова к зданию Екатерининского дворца начали пристраивать дополнительный флигель, рассчитанный на пребывание внуков императрицы. Спустя 20 лет указом императора Александра сооружение отошло новообразованному учебному заведению для юных дворян – Лицею.

Последователь аристотелевского Ликея, Царскосельский Лицей ставил задачу воспитания нового поколения дворян, как мыслящих, трудолюбивых и деятельных людей, способных воплотить в жизнь самые грандиозные замыслы во славу Отечества. Девизом учебного заведения стал призыв «Для общей пользы».

Первый курс, названный впоследствии в честь самого знаменитого ученика пушкинским, включал 30 дворян в возрасте от 10 до 12 лет. Первый выпуск Лицея дал стране таких известных деятелей, как канцлер Российской Империи Александр Михайлович Горчаков, поэт Антон Антонович Дельвиг, полярный исследователь Фёдор Фёдорович Матюшкин, деятельный декабрист Иван Иванович Пущин.

32 года спустя, в 1843 г. царскосельский Лицей получил статус Императорского Александровского и переехал в Санкт-Петербург, однако память о лицеисте Пушкине бережно хранилась новыми поколениями учащихся. Первое же здание Лицея сменило назначение. Классные кабинеты и комнаты учеников были вновь переделаны в жилые помещения.

От СССР до наших дней

Первый музей на территории Лицея был открыт в 1949 г. и представлял собой 5 помещений, окружённых коммунальными квартирами. После многолетней реконструкции, сбора материалов и воссоздания обстановки внутренних помещений с максимальной исторической достоверностью, обновлённый музей вновь открыл двери посетителям уже в 1974 г.

В XXI в. на территории Мемориального Музея-Лицея реконструирована оригинальная историческая среда времён обучения первого (пушкинского) выпуска. Здание в Пушкине входит в состав Всероссийского музея великого русского поэта.

Снаружи и изнутри

Классический архитектурный стиль флигеля будущего Царскосельского Лицея был продиктован необходимостью вписать сооружение в дворцовый ансамбль Екатерининских палат. Четырёхэтажное «великокняжеское» помещение по проекту Неелова сообщалось с Церковным корпусом двухъярусным верхним переходом, опирающимся на три арки.

Перепланировкой помещений под будущий Лицей в начале XIX в. занимался известный архитектор В.П. Стасов, создатель Спасо-Преображенского собора и Московских Триумфальных ворот.

Восстановлением здания после ВОВ было поручено архитектору Александру Александровичу Кедринскому.

Интерьер и экспозиции

Четырёхэтажное здание Мемориального Музея-Лицея в г. Пушкине является действующим музеем. Основные экспозиции восстановлены по историческим документам и находятся на трёх верхних этажах.

Первый этаж

Исторически на первом этаже находились комнаты для служащих и вспомогательные помещения для бытовых нужд.

Второй этаж

На территории второго этажа представлена экспозиция, рассказывающая об истории становления Лицея и музея. В выставке представлена информация о жизненном пути и успехах наиболее талантливых выпускников знаменитого учебного заведения.

Третий этаж

На третьем этаже находились все учебные залы Лицея. Здесь можно увидеть классы для занятий естественными и гуманитарными науками, физическую лабораторию и рекреационные комнаты. В переходе к Церковному корпусу располагается библиотека с оригинальными изданиями времён ученичества Пушкина. Гордость третьего этажа — Большой зал. Обширное помещение с высокими окнами и торжественной обстановкой служило вместилищем наиболее торжественных мероприятий. Среди экспонатов находятся оригинальные табели пушкинских времён, маски для фехтования и работы лицеистов.

Четвёртый этаж

На последнем этаже находятся комнаты учеников и гувернёров. Традиции Лицея поддерживали идеи равенства между лицеистами, соответственно каждому из них выделялась небольшая комната с самым простым набором мебели. Низкие перегородки между «кельями» сотоварищей по учёбе позволяли свободно делиться своими мыслями, не выходя из комнат.

Интересные факты

  • В советские времена огромная библиотека Лицея была расформирована по разным учебным заведениям страны. На сегодняшний день более 700 экземпляров из подлинной библиотеки Лицея удалось вернуть в Alma-Mater великого русского поэта.
  • Великолепный фехтовальщик А.С. Пушкин имел по этому предмету оценку «1». Вопреки современной системе оценок, единица означала высшую успеваемость, «0» ставился за полное незнание предмета, а между ними шли баллы от 2 до 7.
  • Лицеисты пушкинского выпуска не имели постоянных мест за партой. Ученики пересаживались по мере проявления успехов в учёбе. Наиболее успевавшие по конкретному предмету садились в первые ряды, отстающим приходилось пересаживаться назад.
  • День лицеистов начинался с ежедневного подъёма в 6 утра, занятия науками занимали до 7 часов в сутки, а отдыхом считались прогулки, гимнастика, музицирование и рисование.
  • Друг и секундант Пушкина на роковой дуэли, Константин Карлович Данзас, так же был лицеистом первого выпуска.
  • Пушкин мог бы и не учиться в Царском селе, однако, благодаря дяде, поэту Василию Львовичу Пушкину, лично знакомому со Сперанским, ему позволено было сдать экзамены. Вторым помощником будущего лицеиста стало прекрасное знание французского языка, благодаря которому он блестяще прошёл вступительные испытания.
  • Из 30 первых выпускников лицея юный Пушкин был всего лишь 26 по успеваемости с превосходными оценками в области словесности и фехтования.
  • Последний факт имеет весьма скромное отношение к Царскосельскому лицею. В городе Эфиопии, Адис-Абеба, 17 лет назад установлен памятник Александру Сергеевичу с надписью «Нашему поэту».

Экскурсии

Мемориальный Музей-Лицей находится по адресу: г. Пушкин, Садовая-2, и открыт для посещения со среды по понедельник. Часы работы: с 10-30 до 18-00. Выходной: вторник.

Как посетить?

Пушкин (Царское Село) - Екатерининский дворец и парк

Экскурсия в Пушкин (Царское Село) — Екатерининский дворец и парк

«ФОРТУНА» приглашает петербуржцев и гостей города посетить бывшую загородную резиденцию царской семьи в Пушкине — Царское Село. Дворцово-парковый ансамбль Царского Села считается одним из выдающихся произведений дворцово-паркового искусства, входящий в список ЮНЕСКО.
Продолжительность: ~ 5 — 5,5 часов
Расписание: в 11:30 и 14:00, ежедневно, кроме вторника

График экскурсий:

в 11:30 и 14:00, ежедневно, кроме вторника

Царскосельский музей-лицей

Фото: А-Парк.рф

Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории – о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Морее.

Великолепные аутентичные заведения в городе ждут вас также, чтобы погрузиться в древние русские традиции и укрепить свое здоровье. Воспользуйтесь каталогом бань Санкт-Петербурга, чтобы выбрать идеальную сауну или баню под свой вкус и провести время с удовольствием и пользой. Откройте для себя истинную русскую культуру отдыха!

История учреждения лицея

«Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», – гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России – вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».

По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «. разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих».

Царскосельский лицей

Традиции образования в лицеи

Одна из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, – подчеркивалось в лицейском уставе, – состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.

Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей – считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству. При составлении учебной программы были учтены возрастные особенности воспитанников. В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени отводилось на изучение языков: российского, французского, латинского и немецкого. Бывали дни, когда учащиеся были обязаны между собой говорить на каком-либо иностранном языке.

Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа.

В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда – три часа занятий. В шестом – прогулка и гимнастические упражнения.

Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, – рисование, чистописание, музыка, пение – и сейчас есть в программе средней школы.

В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что «все воспитанники равны . а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было»; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику – значит не уважать его». Запрещалось кричать на дядек или бранить их. В лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. У каждого воспитанника была отдельная комната. В первые годы обучения оценок в лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка.

Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.

Воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», – вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой совета лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: «Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? – спрашиваешь ты меня. Можешь ли в этом сомневаться. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности. »

Своих современников – русских писателей и поэтов – лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: «. до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова». Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, – вспоминал позднее Иван Пущин, – когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами».

Одно из любимых занятий лицеистов – собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать – выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.

Известные ученики лицея

В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был девиз более гуманнее и благороднее, чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса, – «Для Общей Пользы». Жить «Для Общей Пользы» учили директора лицея – Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели. В течение 32 лет существования Императорского лицея в Царском Селе (с 1811 по 1843 годы) это привилегированное учебное заведение окончили 286 человек. В его стенах в разное время учились: выдающийся писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт Л. А. Мей, организатор общества социалистов-утопистов М. В. Буташевич-Петрашевский, философ, историк Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» академик Я. К. Грот. И все же славой своей лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта А. С. Пушкина, поэта, журналиста А. А. Дельвига, активного участника восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, одного из самых мужественных, стойких декабристов И. И. Пущина, поэта, декабриста В. К. Кюхельбекера, мореплавателя контр-адмирала Ф. Ф. Матюшкина, участника турецкой и персидской кампаний генерала В. Д. Вольховского, видного государственного деятеля, министра иностранных дел А. М. Горчакова.

Матюшкин - фото, потрет Бакунин - фото, потретВольховский - фото, потрет

Матюшкин Ф. Ф. Бакунин А. П. Вольховский В. Д.

Корсаков - фото, потрет Яковлев - фото, потретГорчаков - фото, потрет

Корсаков Н. А. Яковлев М. Л. Горчаков А. М.

Карамзин - фото, потрет Державин - фото, потретМалиновский - фото, потрет

Карамзин Н. М. Державин Г. Р. Малиновский В. Ф.

Энгельгардт - фото, потрет Пущин - фото, потретДельвиг - фото, потрет

Энгельгардт Е. А. Пущин И. И. Дельвиг А. А.

Интервью с нынешним директором лицея, Сергеем Некрасовым, читайте в разделе «Город в лицах».

Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Но самое главное, что вынесли воспитанники из стен этой школы, – это убеждение, что они должны жить, трудиться «Для Общей Пользы».


Редакция сайт Пушкин.спб.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *