Где сейчас находится пиковая дама
Перейти к содержимому

Где сейчас находится пиковая дама

  • автор:

В Брюсселе прошла необычная премьера «Пиковой дамы»

Интернет-портал OperaVision показал прямую трансляцию «Пиковой дамы» Чайковского, открывшей новый сезон в Брюссельском Théâtre Royal de la Monnaie. Свою интерпретацию шедевра Чайковского предложил режиссер Дэвид Мартон — она кажется достаточно спорной, чтобы быть открытой любым толкованиям.

Интерпретация шедевра Чайковского кажется достаточно спорной, чтобы быть открытой любым толкованиям.

Интерпретация шедевра Чайковского кажется достаточно спорной, чтобы быть открытой любым толкованиям. / Bernd Uhlig / operavision.eu

Действие оперы перенесено в Россию времен «Собачьего сердца», когда еще сохранились осколки прошлого (Графиня в поношенном халате, ностальгически перебирающая серебряные ложки-вилки счастливых прежних лет, куртуазный уличный спектакль, изображающий французскую пастораль). Впрочем, в действие включены и радиоприемники 60-х, и уличный таксофон, и одинокий велосипедист, и еще многие приметы среднестатистического российского быта разных десятилетий. Быта небогатого, но устоявшегося, и облезлые стены еще хранят следы былой имперской красы. Пестрая толпа горожан одета кто во что горазд: дамы еще могут позволить себе утлое декольте, но уже явились Шариковы в майках и растянутых трениках (Чекалинский — Александр Кравец). Клетчатый баул челночников 90-х, куда графиня прячет свои раритеты, почти завершает картину истории русских бед и нравов ХХ века, какой она представляется мировому сознанию: концентрат «общинного» существования, где цинизм и самодовольство смешаны с поэтической романтикой. Невероятная музыка трагической оперы в этом контрапункте словно рождается заново, своей красотой, трепетностью, нежностью оттеняя эти запредельные, невообразимые контрасты.

Театр отстоял эту премьеру от атак сторонников запрета на русские имена и названия

В центре сцены концертный рояль и классический пианист в смокинге, потряхивая гривой, играет один за целый оркестр, временами горестно замирая, бессильно опустив руки. Этот спектакль — попытка понять, как Чайковский, Пушкин, Толстой, Чехов, вся эта изысканная культура уживается в одной голове с равнодушием, неприязнью ко всем, кто живет и думает иначе, с непоколебимой ксенофобией и органичной агрессией. Герман у Дмитрия Головнина — апофеоз овладевшего человеком безумия. Эта фигура, которая в каноническом исполнении всегда выглядит вполне достойным джентльменом со странностями, здесь одержима с самого начала, с выходной арии «Я имени ее не знаю…»: как бы признание в любви, но ясно, что это любовь не только к прекрасной незнакомке. К авантюре, рискованной игре, которая и есть жизнь. К безумному рвению к победе, которая и есть поражение. Не к обогащению даже, а к чему-то иррациональному, добываемому пусть даже ценой жизни. Взгляд безумца — то, что настораживало консервативных зрителей, и есть главная краска Головнина, который на премьере начал свою партию неуверенно (сказалось нескрываемое волнение), но в дальнейшем предъявил почти эталонный вокал и безупречно трагический рисунок роли.

Фото: Bernd Uhlig/operavision.eu

Аплодисментов заслуживали практически все актеры «окружения» и в первую очередь колоритнейший французский баритон Лоран Наури (Томский) и баритон из Южной Африки Жак Имбрайло (Елецкий). Лиза в исполнении солистки Большого театра Анны Нечаевой внесла в достаточно эксцентричный спектакль проникновенный лиризм русской оперной школы.

В партии Графини впервые выступила прославленная шведская меццо Анне Софи фон Оттер. Вместо величественной гранд-дамы предстала «дама с прошлым», в этом прошлом живущая, подслеповатая, уже не замечающая сегодняшней нищеты, поношенного стеганого халатика и в этой отрешенности от реальной жизни тоже безумная. Сцену ее смерти режиссер решает, возможно, неосознанно, повторив прием, найденный Дмитрием Бертманом для своей постановки этой оперы в Стокгольме: завидев в темноте спальни Германа, старуха принимает его за еще одно сладостное видение из своей юности, упоенно катается вокруг на невидимых коньках, страстно приникает к красавцу и умирает, сраженная приступом сладострастия.

Но первым номером, я полагаю, в этой премьере безусловно идет стоявшая за пультом Натали Штуцман, не только дирижер, но и обладательница великолепного контральто, певшая в лучших театрах мира, включая Россию. На ее долю выпала труднейшая задача сыграть главный конфликт спектакля — контраст невыразимо прекрасной музыки, символизирующей русскую культуру, и этой странной цивилизации, какого-то отдельного мира «маленького человека», описанного лучшими перьями великой литературы от Радищева и Гоголя до Лермонтова, Некрасова, Достоевского, Булгакова. Все эти образы незримо витают над брюссельской премьерой, ими рожденной и вдохновленной. Под чуткой рукой дирижера эта музыка дышала вместе с персонажами спектакля, словно рожденная их страданиями, их беспочвенным романтизмом и вечно неразрешимой тайной их души, предъявляющей миру все новые и новые загадки.

Теперь этот вызывающий яростные споры спектакль, по традиции интернет-портала OperaVision, останется доступным в записи еще на полгода вместе с записями таких опер, как «Летучий голландец» и «Золото Рейна», «Путешествие в Реймс» и «Эрнани», «Альцина» и «Мария Стюарт»…

Таинственная история Дома Пиковой дамы

Дом на Малой Морской, 10 считается мистическим местом. Стало оно таковым после выхода драмы А.С. Пушкина «Пиковая дама». В нашем материале мы расскажем вам об истории этого загадочного дома, который стал объектом вдохновения для известного поэта.

Фото: shutterstock.com

Исследователи творчества Пушкина считают, что в основе «Пиковой дамы» лежит реальная история, которую поведал поэту друг Сергей Голицын. Однажды Голицын очень серьёзно проиграл и влез в долги. Тогда он решил просить помощи у своей бабушки княгини Натальи Петровны. Старуха была скупа, денег не дала, но рассказала об одной тайне. По словам Сергея Григорьевича, в юности его бабушка встретила в Париже известного мистика XVIII века графа Сен-Жермена. Он же поведал ей три выигрышные карты, но пользоваться ими можно было лишь раз. Голицын поставил всё на них и отыгрался. Пушкин в свою очередь был вдохновлён историей приятеля и написал об этом в своём произведении.

Сложно сказать действительно ли история Голицына соответствует сюжету. Возможно это лишь очередная легенда, хотя современники поэта распознали в главной героине княгиню Наталью Петровну, она же отнеслась к этому сравнению благосклонно.

В юности Голицына была очень красивой и даже состоялась при дворе Екатерины II фрейлиной. Достаточно длительное время Наталья Петровна вместе с мужем жила в Париже. А в северной столице дом Голицыных был своеобразным салоном для аристократов, эмигрировавших из Франции.

К старости княгиня стала суеверной, скупой и властной женщиной. Перед смертью она утверждала, что под её окнами ночью ходил офицер в чёрном и звал её в могилу.

После смерти Голицыной по Петербургу стали ходить слухи об особняке: якобы там поселился дух княгини, забирающий души. К числу жертв призрака относят и Чайковского. Композитор умер в Петербурге, проживая напротив мистического особняка. В этот период он закончил свою работу над оперой «Пиковая дама».

Дом Голицыной сохранился, и его до сих пор именуют особняком Пиковой дамы, а пересечение улиц Гороховой и Малой Морской называют «пиковым». Трёхэтажный дом построили в XVIII веке, у него было достаточно много владельцев. В 90-х в нём жили Голицыны, а после министр А. И. Чернышёв. До наших дней сохранилась винтовая лестница, которую описал поэт в своём произведении.

Единственное, что изменилось — это фасад дома. При Александре Сергеевиче не было лепнины и отсутствовали золоченые решётки. Дом реконструировали в 1841 году по проекту Александра Андреевича Тона, когда там поселилась семья Чернышёвых. В это время и создали орнамент в стиле северного Возрождения на фасаде, а на фронтоне разместили царский герб. Особняк был во владении семьи до 1917 года, после его отдали в ведомство Красного Креста. Сейчас же здесь находится поликлиника.

Адрес: ул. Малая Морская, д. 10

Легенды Санкт-Петербурга: Где находится Дом Пиковой дамы, и какие тайны он хранит

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Отписаться можно в любой момент.

Тайны и легенды дома Пиковой дамы.

Тайны и легенды дома Пиковой дамы.

Кто в детстве не вызывал Пиковую Даму? А успевала ли она к вам приходить, или вы убегали из комнаты еще до ее визита? Подобные «вызывалки» были интересным способом и развлечься, и одновременно вычислить трусишек в компании. Повзрослев, многие стали думать, что Пиковой Дамы нет, но так ли это? А может все-таки есть? Ведь ничего просто так не возникает, а в первую очередь — питерские легенды…

Хоромы княгини Голицыной

Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, 10

Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, 10

В Санкт-Петербурге по адресу улица Малая Морская, 10 расположились хоромы той самой княгини Голицыной. Хотя кто-то может и усомнится в точности адреса — «а действительно ли это то место, описываемое в великом произведении?». Почему Александр Сергеевич поселил главную героиню именно сюда? Можно ответить просто — не зря Пушкин запечатлел в своем дневнике строки, согласно которым, между княгиней Натальей Петровной Голицыной и литературной графиней в народе выявили сходство, но отнеслись к этому снисходительно. Именно эта отсылка развеивает все сомнения в точности адреса персонажа.

Наталья Петровна Голицына. Художник Владимир Боровиковский.

Наталья Петровна Голицына. Художник Владимир Боровиковский.

В настоящее время каждый желающий имеет возможность прикоснуться к дому, ставшему «героем» произведения, а также заметить сходства реального объекта и здания, описанного в книге Александра Сергеевича. Конечно, проблематичнее будет оценить внутреннее содержание, а точнее роскошную парадную лестницу из мрамора, которая ведет к площадке с камином, ну и совсем избранным удостоится лицезреть изящную лестницу, с которой спускался Герман после рандеву с Лизой.

Тройка, семерка, туз

Окна Дома Пиковой дамы.

Окна Дома Пиковой дамы.

Перед тем, как создать свое творение, Пушкин жил совсем неподалеку от этого дома и водил дружбу с племянником княжны. Именно последний поведал Александру Сергеевичу мистическую историю о том, как в очередное его фиаско, одна, теперь уже известная всем старая женщина, рассказала ему о тайне трех карт. Самой старушке про это донес популярный на весь Питер тогдашний чаровник и маг — граф Сан-Жермен.

У Дома Пиковой дамы.

У Дома Пиковой дамы.

Пушкин настолько вдохновился услышанным, что решил запечатлеть ее для потомков. А так как раньше не было ни блогов, ни ЖЖ, подходящим вариантом поделиться историей с потомками оказалась повесть, которая в опубликованном варианте очень быстро разошлась среди почитателей литературного жанра.

Мистика числа 3

Ох, уж эта Пиковая дама.

Ох, уж эта Пиковая дама.

В настоящей жизни княжна была чрезмерно суеверной, поэтому ее образ как никакой лучше подходил в качестве прототипа героини. Она настолько запечатлелась в памяти современников и запала им в душу, что даже официальная смерть женщины показалась всем очень загадочной. Ходит слух, что ее посетил дух черного офицера, который и унес ее тело в могилу, а душу княжны оставил маяться в доме.

В этом доме жила известная всему Петербургу старая княгиня Наталья Петровна Голицына.

В этом доме жила известная всему Петербургу старая княгиня Наталья Петровна Голицына.

Ее идиллический дух не смог оставить равнодушным и другого талантливого человека, композитора Чайковского. Ведь именно последний по мотивам Пиковой Дамы сложил оперу. Кто-то может возразить, вспомнив, что творить ее он начал, будучи еще во Флоренции. Но в тоже время, если хорошенько припомнить, то последние дни его жизни прошли в квартире брата, в окна которого смотрел этот мистический особняк.

Можно ли все это назвать совпадением? Существует ли в действительности мистика числа 3? На все эти вопросы, к сожалению, однозначных ответов нет. Но известно одно, что упомянутые творцы отошли в мир иной ровно через три года после того, как эта мистическая «Пиковая Дама» появилась на свет. Александр Сергеевич умер в 1837 году, через три года после выхода произведения из тиража, а случилось это в 1834 году. Первая постановка Петра Ильича пришлась на 1890 года, а почил он в 1893 году…

Где это находится.

Где это находится.

И ещё.
Справедливости ради стоит сказать, что сегодня в Санкт-Петербурге есть еще несколько домов, претендующих на звание «Дом Пиковой дамы». А это значит, что и настоящей «пиковой» может оказаться совсем другая дама…

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Дом Пиковой дамы

Дом Пиковой дамы

Shutterstock/FOTODOM

Как в петербургском особняке «прописался» книжный персонаж
По Санкт-Петербургу можно смело составлять полноценный путеводитель с адресами героев рассказов, повестей и романов. Понятно, что самым популярным литературным маршрутом в Северной столице считается прогулка по местам из «Преступления и наказания» Достоевского. А самым мистическим и таинственным — трехэтажный дом Пиковой дамы, описанный Пушкиным в одноименном произведении. На углу Малой Морской и Гороховой Место, ставшее легендарным, играло недобрые шутки со своими жильцами задолго до появления романа. Первый, кто поселился в 1730-х годах на этом участке, — неаполитанский скрипач, ставший волей случая придворным шутом императрицы Анны Иоанновны. Его дом вскоре сгорел. На опустевшей территории в 1738 году по проекту «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» были намечены новые линии застройки. Участок поделили на две части и на левой стороне, получившей адрес Малая Морская, 10, построили каменный дом из двух этажей. Постепенно строение расширялось, становилось масштабнее и богаче. Любопытно, что до того, как в доме поселилась со своим мужем княгиня Наталья Петровна Голицына, там проживала ее дочь, Екатерина Владимировна, и ее муж, Степан Степанович Апраксин. Это был непростой дом. В нем проводили приемы для высшего света, бывала императорская семья. Но, несмотря на важность персон, стол не накрывали, угощали лишь лимонадом и конфетами: княгиня была скупа. Роковое соседство Александр Сергеевич Пушкин проживал совсем неподалеку с осени 1832 года по май 1833-го. Это была квартира на третьем этаже в доме на углу Большой Морской и Гороховой улиц. В 1830-х годах домом владел купец Петр Алексеевич Жадимировский. Впрочем, состояла квартира из 12 комнат и кухни, а еще к ней прилагались: сарай для экипажей, конюшня на 4 стойла, небольшой сарай для дров, ледник и чердак для сушки белья. Времени, чтобы вдохновиться, прочувствовать атмосферу места и максимально точно описать его в произведении, автору хватило. Правда, сомнительно, что Александр Сергеевич когда-либо бывал в спальне княгини. Но расположение комнаты, убранства, лестниц и даже черного хода совпадают с реальной комнатой до удивления точно. А в том, что именно Наталья Петровна Голицына стала прототипом пушкинской Пиковой дамы, не остается сомнений. Во-первых, сохранилась дневниковая запись поэта от 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…» Во-вторых, случай с тремя картами, описанный в романе, имел место на самом деле. Внук княгини Сергей Григорьевич Голицын рассказал об этом Пушкину сам. Однажды он очень проигрался, и зная, что бабушка скупа и денег ему не даст, обратился к ней не столько за помощью, сколько за советом. Она назвала ему три карты, на которые нужно будет поставить. Он, больше в шутку, конечно, последовал ее совету — и отыгрался. А дальше дело было за малым: облечь этот анекдот в красивую обертку. И третье, совсем очевидное подтверждение: в черновой рукописи Пушкин несколько раз вместо слова «графиня» пишет «княгиня». Пиковая дама, появись Пиковая дама — это один из персонажей в гадальных картах Таро. Первое упоминание о такой колоде датируется XIV веком. При этом Пиковая дама не считалась такой злодейски опасной, как воспринимается сейчас. Если человек, обращающийся к ней, чист, имеет благие намерения, то она предстанет ему справедливой и благородной защитницей, правдивой и жестокой по отношению к его обидчикам. А вот если человек имеет корыстную цель или дурной умысел — она становится к нему безжалостной, как и случилось в романе Александра Сергеевича, где главный герой сошел с ума. В детстве многие вызывали Пиковую даму. Дожидались темноты и рисовали на зеркале помадой 13 ступеней, а над ними дверь с ручкой. Рядом с картой пик зажигалась свеча, и трижды произносился заговор «Пиковая дама, появись!». А дальше надо было ждать, затаив дыхание. И если послышится, как открывается дверь, как гулко звучат шаги на лестнице или раздается смех, надо как можно скорее стирать нижние ступеньки, чтобы дама не вышла из зеркала и не случилась беда. В случае с книжной Пиковой дамой беда все же случилось. Известно, что год выхода «Пиковой дамы» — 1834. Через три года после этого погибает Александр Сергеевич Пушкин. Но не только он: в этот же год умирает и княгиня Голицына. Спустя время за произведение берется Петр Ильич Чайковский, премьера его оперы «Пиковая дама» проходит в 1890 году в Петербурге. Через три года композитор умирает. Связь доказать невозможно. Однако существует легенда, что по зданию ходит призрак Пиковой дамы, и те, кто видел ее, жили после этой встречи тоже три года. Тем не менее, желающих посетить здание на Малой Морской хоть отбавляй. Конечно: там теперь находится поликлиника. Сквозь века Тем, кому захочется в гости к Пиковой даме, будет непросто. В XIX веке дом княгини Голицыной неоднократно видоизменялся как снаружи, так и внутри. После революции особняк был реквизирован и стал сдаваться в аренду под различные государственные нужды. Как пример, там находилось управление Российского общества Красного Креста: административные кабинеты, лечебница, лаборатории, амбулатория, аукционный зал и художественная выставка. Затем дом принадлежал жилтовариществу. В нем жили сначала врачи и медперсонал, а позже появились места для людей более низкого социального класса. В здании появились лифты, что отразилось на исторической планировке. Позже, в военное время, когда там находился госпиталь, в него попала бомба, и чтобы ее безопасно извлечь, было снесено несколько стен. Затем произошла не менее масштабная перепланировка: чтобы открыть в помещении поликлинику, нужно было разделить огромные залы на кабинеты, разгородить холлы стенами, обставить получившиеся коридоры привычными фикусами. В 1980-х годах, помимо поликлиники, в доме располагалось ленинградское отделение издательства «Машиностроение» Госкомиздата СССР. На данный момент известно, что от старых интерьеров частично сохранились входные двери, остатки лепнины, а также зеркало вокруг камина с часами наверху. На них виднеется логотип Leroy — все так, как описал Александр Сергеевич. А еще — чугунная лестница, по которой главный герой покинул спальню графини, действительно существует. shutterstock_1388131385.jpg
К сожалению, Пиковая дама не настолько выдающаяся героиня, чтобы сохранять детали ее интерьера. И теперь здание медленно перевоплощается в современное. Возможно, вскоре от дома Пиковой дамы останутся только книжные страницы и ужас, который она до сих пор вселяет в учеников начальной школы. Тем не менее, хотя здание и видоизменилось, в городском фольклоре особняк на углу Малой Морской и Гороховой по сей день именуется «Домом Пиковой дамы», а пересечение улиц, где он находится, — «Пиковым перекрестком». Эпизод из повести «Пиковая дама» Пушкина germann_u_doma_grafini.jpg
«…Очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другою катились к освещенному подъезду. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Германн остановился. — Чей это дом? — спросил он у углового будочника. — Графини ***, — отвечал будочник».

Авторы: Яна БЕРДНИКОВА
Номер публикации: №48 10.12.2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *