Сколько весит родина мать в волгограде
Перейти к содержимому

Сколько весит родина мать в волгограде

  • автор:

Родина-мать (Волгоград)

«Ро́дина-мать зовёт!» — скульптура, находящая в центре ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде [1] . Самая высокая статуя в России, одна из высочайших статуй мира. Фигура женщины, стремительно шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих детей на бой с врагом [2] . Вместе с мемориальным комплексом «Героям Сталинградской битвы» монумент «Родина-мать зовёт!» — это символ героизма и патриотизма советского народа в Великой Отечественной войне и дань памяти тем, кто погиб в Сталинградской битве [3] .

Внешний вид скульптуры и символизм [ править ]

Скульптура выполнена в виде статуи женщины-матери, которая стремительно идёт вперёд с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Её туловище немного повёрнуто назад, туда же в зовущем жесте отведена левая рука [4] . Эмоции усиливают взлохмаченные волосы, довольно резкие линии фигуры, ярко выраженная эмоциональность лица и крепкие руки женщины. Широко распахнутые глаза и рот создают обстановку тревоги и напряжения. Монумент стоит не на возвышающемся постаменте, а в двух метрах над землёй, что придаёт ему бо́льшую реалистичность [5] . Монумент является символом героизма и патриотизма советского народа в годы Великой Отечественной войны, это и дань памяти тем, кто погиб в Сталинградской битве [3] . На современном гербе Волгоградской области изображена фигура статуи «Родина-мать зовёт!» в белом цвете [6] .

15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине. Евгений Вучетич

Образ «Родина-мать» [ править ]

Фигуру Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе, знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской. А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены – Верочка. Валентина Клюшина, заместитель директора памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы»

Статуя является аллегорическим образом Родины, призывающей своих сынов на бой с врагом и поднявшая меч. Это и современная интерпретация античной Ники Самофракийской — богини победы [4] , и символ Фемиды — богини правосудия, и дальнейшее развитие идеи, заключённой в плакате Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!» [11] .

Место [ править ]

Часть триптиха [ править ]

Скульптура «Родина-мать зовёт!» является важной составляющей триптиха, в который также входят монументы в Магнитогорске и Берлине. Уральский памятник «Тыл — фронту» олицетворяет меч победы. Рабочие выковали его для солдат, которые освобождали страну от захватчиков. Родина-мать поднимает этот меч на борьбу с врагом. А «Воин-освободитель» в Берлине держит меч опущенным, так как война завершилась [5] . Все три статуи связывает один общий элемент — меч победы [4] .

История создания [ править ]

О создании памятника в Сталинграде объявили ещё до окончания войны, осенью 1944 года. Участие в конкурсе проектов принимали не только советские, но и зарубежные архитекторы. Евгений Вучетич участие в конкурсе не принимал, однако известно, что ещё до объявления конкурса он лично обсуждал свой проект с И. В. Сталиным. Приказ о строительстве памятника был подписан в 1958 году, начало работ было положено в 1659, а открыли памятник в сентябре 1967 года [1] .

Кроме Е. В. Вучетича, над памятником «Родина-мать зовёт!» трудились ещё несколько скульпторов. Группой архитекторов руководил архитектор, скульптор, градостроитель Я. Б. Белопольский, а инженерные расчёты велись под руководством небезызвестного в стране профессионала в области строительства, архитектора Н. В. Никитина. Ему была поручена задача подготовить конструкцию фундамента и несущих каркасов величественного монумента [5] . Памятник стал первым в мире, созданным из железобетона [1] . Выбор данного материала был обусловлен тем, что это был одним из самых дешёвых материалов [2] .

Скульптура «Родина-мать зовёт!» была отлита на месте, лишь голова и меч были произведены отдельно и устанавливались при помощи вертолётов. Строительство не прекращалось ни днём, ни ночью: советские власти желали в кратчайшие сроки закончить постройку [1] . В ходе производства решено было увеличить размер скульптуры с 32 до 56 метров, а затем — и до 85 метров [4] .

В 1963 году специальным постановлением Совета министров РСФСР Н. В. Никитину разрешили собрать хозрасчётную творческую группу проектировщиков. Он привлёк примерно 9 человек, за спиной которых уже был опыт проектирования высотных зданий. Лучшие инженерные умы трудились над невиданным заданием только в свободное от работы время, вся техническая разработка гигантского монумента была сделана в выходные и во время отпуска. Главной задачей было правильно рассчитать центр тяжести. Каркас помог расположить его в нужном месте. Кроме того, бетон стянут множеством стальных канатов, проходящих ярусами по всей длине статуи так же, как это сделано в Останкинской башне. Канаты, натянутые горизонтально, удерживают от падения широко раскинутые руки статуи. Натяжение каждого каната составляет 60 тонн [12] .

В период строительных работ организаторам было необходимо улаживать различные проблемы. Для того чтобы машинам с бетоном ничто не препятствовало на пути, их обеспечили цветными лентами. Водители приобрели разрешение миновать красный сигнал светофора, а работникам ГАИ дали указание не останавливать эти грузовики [5] .

Меч скульптуры выполнили по авиационной технологии: из нержавеющей стали, обшитой листами титана [5] . Однако, будучи очень массивным, меч неоднократно разрушался под воздействием своей ветровой парусности и возникавшего резонанса. В процессе исследования меча в аэродинамической трубе ЦАГИ было предложено перфорировать его для изменения характера возникающих ветровых нагрузок [13] . В 1972 году меч поменяли на стальной с отверстиями для понижения парусности, это дало нужный результат [5] . Сейчас меч изготовлен из фторированной стали и оснащен специальными жалюзи в верхней своей части, что позволяет снизить нагрузку воздушных потоков [2] .

Уже через год после открытия памятника на нём стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры, их ежегодно покрывали водоотталкивающим средством [2] .

В мае 1965 года контролирующие строительство специалисты из Госстроя рекомендовали существенно усилить железобетонное сооружение. Переживания инженеров и технологов были обусловлены состоянием грунта. Чтобы избежать катастрофы, строители осуществили дополнительное бетонирование в основании постамента. Бетонная статуя «Родина-мать зовёт!» стоит на постаменте высотой 2 метра. Вся конструкция опирается на прочный фундамент, уходящий в землю на 16 метров. Земляной холм, на котором возвышается весь мемориал, создан искусственно. Для того, чтобы фундамент не сломался под весом бетонной конструкции, сюда насыпали примерно 150 тонн земли [5] .

От подножия к верхней площадке ведёт 200 ступеней, по количеству дней Сталинградской битвы. Внутри самой статуи тоже должно было быть 200 ступеней. Но за счёт пролётов их количество увеличилось до 203.

Торжественное открытие памятника состоялось 15 октября 1967 года. На открытии присутствовал генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев, председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный и министр обороны СССР маршал Советского Союза Андрей Гречко. Почётными гостями стали командующий 62-й армией генерал армии Василий Чуйков и другие военачальники, воевавшие в Сталинграде, а также множество ветеранов-сталинградцев. С того времени по сей день волгоградский мемориальный комплекс остается одним из самых знаменитых и популярных в нашей стране: ежегодно его посещают порядка 2,6 миллиона человек.

Технические характеристики [ править ]

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого бетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Общая высота памятника — 85 метров, он стоит на бетонной конструкции глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без учёта меча составляет 52 метра. Меч в длину составляет 33 метра и весит 14 тонн [2] .

Внутри статуя полая. Она состоит из небольших прямоугольных ячеек, похожих на комнаты. Фигура отливалась ярус за ярусом с использованием опалубки из гипсолита [14] . Полнота стенок варьируется от 25 до 30 см. Бетонный корпус удерживает металлический каркас весом 2,4 тысячи тонн и 99 сильных тросов, которые не позволяют основе прогнуться под давлением 5,5 тысяч тонн. Металлические канаты находятся под устойчивым натяжением, которое регистрируется специальными приборами. Совокупный вес скульптуры превышает 8 тысяч тонн. Рука, в которой находится меч, вытянута вверх на 20 метров [5] .

Нижняя часть скульптуры спроектирована в виде решётчатого железобетонного ящика с мощными пятидесятисантиметровой толщины стенками. Этот ящик свободно уложен на перекрытие фундаментов, и по каждой его стороне предусмотрены по четыре ниши. Таким образом, при образовании наклона фигуры в любую сторону от вертикальной оси, посредством гидравлических домкратов её можно вернуть в нужное вертикальное положение [12] .

Монумент внутри не отделан — он изначально был задуман как памятник, а не место для экскурсий. Вверх ведёт бетонная лестница, а выше — металлические лесенки. В правую руку, к мечу, расположен небольшой лаз. А сердце Родины-матери — это маленькая комнатка, где находится аппаратура, контролирующая натяжение канатов, температуру бетона и уровень деформации [15] .

Скульптура «Родина-мать зовёт!»

Скульптура «Родина-Мать» на Мамаевом кургане – безусловно, самая узнаваемая достопримечательность Волгограда. Очертания знаменитого монумента известны во всем мире, запечатлены художниками и фотографами, подробности его создания многократно описаны учеными и журналистами.

Аэро-видеосъемка
Видео 360 градусов

2-11-2021, 18:29 0

Но, как водится, меньше всего мы знаем о том, что считается общеизвестным. Фраза «Ну, это все знают!» моментально снижает градус любознательности до нуля.

Поэтому начнем издалека. Примерно в третьем веке до нашей эры на маленьком греческом острове Самофракия скульптор Пифокрит воздвиг на отвесной скале над морем статую Ники – крылатой богини Победы. С 1883 года Ника Самофракийская экспонируется в парижском Лувре.

«Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед… Прекрасная фигура.. поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы»,так описывает статую безымянный автор Википедии.Историки и искусствоведы единодушно сходятся во мнении, что именно этот образ скульптор Евгений Вучетич положил в основу проекта монумента, посвященного победе советских войск под Сталинградом. Идею создания мемориала художник, по свидетельствам современников, вскоре после завершения Сталинградской битвы обсуждал с Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР И.В. Сталиным.Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен осенью 1944 года. Среди сотен проектов, представленных не только именитыми скульпторами, но и простыми солдатами, были и весьма оригинальные. К примеру, архитектор А.К. Буров предлагал воздвигнуть 150-метровую пирамиду из переплавленных танков, покрытую воинской символикой.

В результате обсуждения, растянувшегося по разным причинам аж на пятнадцать лет, ни один из предложенных проектов одобрен не был, а возведение мемориального комплекса на Мамаевом кургане было в конце концов поручено Е.В. Вучетичу, который в конкурсе вообще не участвовал.В 1946–1949 годах скульптор руководил созданием памятника-ансамбля воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке (архитектор – Я.Б. Белопольский). Ключевая фигура композиции – бронзовая скульптура «Воин-освободитель» была установлена 8 мая 1949 года.

В 1953 году в поселке Пятиморск напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала, – там, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом, – был воздвигнут монумент «Соединение фронтов» (скульптор – Е.В. Вучетич, архитектор – Л. М. Поляков).

В 1957 году художник завершил работу над аллегорической статуей «Перекуем мечи на орала», украшающей площадь у здания ООН в Нью-Йорке.

А копия этой известной во всем мире скульптуры установлена перед входом в мало кому известный волгоградский завод «Газоаппарат». Причем, это не местный ширпотреб, а экземпляр, изготовленный самим Вучетичем.

Работникам завода копию скульптуры «Перекуем мечи на орала» Вучетич подарил в знак благодарности за помощь в создании памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы».

Дело в том, что сталинградская мастерская скульптора размещалась в одном из пустующих производственных корпусов только что построенного завода «Газоаппарат». Именно здесь были созданы, а потом по частям вывезены и смонтированы на Мамаевом кургане скульптуры площади Скорби, площади Героев, фрагменты монументального рельефа. Здесь десятикратно уменьшенную копию скульптуры «Родины-матери» впервые увидели ветераны Сталинградской битвы во главе с маршалом Советского Союза Василием Ивановичем Чуйковым.

Кстати, в первоначальном проекте высота «Родины-матери» составляла «всего» 36 метров. Но амбициозный генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев потребовал, чтобы памятник превосходил 46-метровую нью-йоркскую статую Свободы. Ныне монумент на Мамаевом Кургане возвышается над пьедесталом на 52 метра (общая высота статуи с учетом вытянутой руки и меча – 85 метров) и остается в первой десятке самых высоких статуй мира..

Однако изготовление столь грандиозного сооружения из классической бронзы или благородного гранита легло бы непосильным бременем на истощенную послевоенным восстановлением государственную казну. Поэтому строить было решено из… железобетона. А почему бы и нет – железобетонным изделиям можно придать любую форму, они долговечны, технологичны, не портятся под воздействием низкой или высокой температуры, атмосферных осадков. И творческая группа Е.В. Вучетича решила превратить унылый стройматериал в сырье для высокого искусства.

Но гармонию требовалось поверить алгеброй. Чтобы воплотить в жизнь фантазию скульптора требовались сложнейшие расчеты, выполнить которые, по мнению Е.В. Вучетича, мог только выдающийся конструктор Николай Васильевич Никитин. Именно он примерно в то же время предложил в высшей степени нестандартную конструкцию Останкинской телебашни – полый железобетонный цилиндр высотой 380 метров, стянутый вертикальными стальными тросами. При такой необычной системе в основание башни весом больше 30 000 тонн достаточно было положить относительно небольшую бетонную шайбу. В подтверждение своей правоты автор говорил: «Человек при его росте в пропорции имеет куда более слабую опору на ступни, но он при этом еще и ходит».

В 1963 году специальным постановлением Совета министров РСФСР Н.В. Никитину разрешили собрать хозрасчетную творческую группу проектировщиков. Николай Васильевич привлек примерно 9 человек, у которых уже был опыт проектирования высотных зданий. Лучшие инженерные умы трудились над невиданным заданием только в свободное от работы время, вся техническая разработка гигантского монумента была сделана в выходные и во время отпуска 1 .

Предложенное Н.В. Никитиным инженерное решение позволило установить гигантскую статую, ничем ее не закрепляя на земле. Скульптура стоит и не падает за счет собственного веса в 8 тысяч тонн. Двухметровая плита под ней покоится на главном фундаменте высотой 16 метров, засыпанном 150 тысячами тонн грунта.

Но расчеты расчетами, а у бетона свой норов. Чуть запоздай с укладкой очередного слоя – и на поверхности появится цементная пленка, сцепление будет нарушено. Е.В. Вучетич организовал беспрерывную круглосуточную доставку бетона. У водителей был ровно час, чтобы загрузиться и доехать от завода в 38 километрах от Мамаева кургана до стройплощадки. Чтобы выдержать график, машины помечали особыми знаками, водителям было позволено нарушать правила дорожного движения и даже проезжать на красный свет. Порядок обеспечивал специально вызванный полк гражданской обороны…

Без малого четверть века насчитывает история возведения мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Трижды за это время поменялось руководство страны: конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен в 1944 году по распоряжению И.В. Сталина, приказ о начале строительства подписал в январе 1958 года Н.С. Хрущев, а на открытии в октябре 1967 года присутствовал генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.

В процессе стройки неоднократно менялся облик мемориала. Изменилось даже название: первоначально планировалось назвать комплекс «Памятник Славы», но Вучетич настоял на другом – памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». «Некоторых смущает слово ансамбль, которое отождествляется почему-то, например, с ансамблем песни и пляски… Беспокоиться об этом не следует. История мировой архитектуры знает ансамбль в Версале, ансамбль Россини и многие другие…» – говорится в служебной записке, написанной собственноручно Вучетичем.

Изменилась и композиция главного монумента – изначально предполагалось, что меч Родине-матери будет протягивать коленопреклоненный солдат. Но скульптор изменил проект уже после утверждения «сверху». Солдат не мог никому передать свой меч, – говорил Вучетич, – ведь война еще не закончилась, а фигура Родины должна стремиться вперед, она поднимает над головой меч и оборачивается, призывая своих сыновей ринуться в бой.…Уже после смерти Мастера (Вучетич скончался в 1974 году) скульптор Л.Н. Головницкий и архитектор Я.Б. Белопольский воздвигли в Магнитогорске величественный монумент «Тыл – фронту», завершив тем самым триптих Великой Победы: на Урале рабочий передает солдату выкованный меч, в Сталинграде этот меч в руке Родины-Матери взметается над полчищами захватчиков, и наконец в берлинском Трептов-парке победивший солдат-освободитель опускает меч, прижимая к груди спасенного ребенка.

1 Л.В. Землякова, ст. научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва». Создатели монумента «Родина-мать зовет!»: ученый и конструктор Николай Никитин. Журнал «Учебный год», № 4, 2017.

Монумент «Родина-мать» в Волгограде пройдет ежегодное обследование

Монумент «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане в Волгограде проходит ежегодное обследование с момента своего открытия. Оно необходимо для оценки технической надежности скульптуры, объяснили РИА Новости в музее «Сталинградская битва».

Комментарий понадобился после того, как на портале госзакупок появилась заявка музея-заповедника на проведение оценки надежности строительных конструкций скульптуры «Родина-мать зовет!». Также отмечается, что необходим инструментальный мониторинг большой подпорной стены с художественным рельефом мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. Работы должны быть завершены к 15 декабря.

— Музеем ежегодно, начиная с 1967 года, организовывается проведение работ по оценке эксплуатационной надежности, долговременной безопасности скульптуры «Родина-мать зовет!», — прокомментировали ситуацию в музее. — Эти работы не являются ремонтно-реставрационными, а включают в себя наблюдения за горизонтальными смещениями скульптуры и фундамента, силой натяжения канатной арматуры, демпфером гасителя меча, уровнем и химическим составом грунтовых вод, состоянием внутренней и наружной бетонной поверхности и иными показателями.

Данные, полученные при таком обследовании, позволяют принимать верные решения о проведении работ по сохранению памятника.

Справка «РГ»

Монумент «Родина-мать зовет!» был отреставрирован к 75-летию Победы. В июне 2020 года в Волгограде состоялось торжественное открытие. Министр культуры РФ Ольга Любимова отметила, что это первая масштабная реставрация со времени строительства статуи, в ходе которой было устранено 11 километров трещин и обновлены 99 проржавевших тросов из 117.

Высота монумента «Родина-мать зовет!» — 85 метров с мечом, 52 метра без меча. Длина меча — 33 метра, его вес — 14 тонн. В основании скульптура ничем не закреплена, она стоит под тяжестью собственного веса.

Скульптура «Родина-мать» в цифрах и фактах. Справка

50 лет назад, 15 октября 1967 года, была построена одна из высоких статуй мира, скульптура «Родина-мать зовёт!». Она является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенном на Мамаевом кургане в Волгограде.

Что представляет собой скульптура?

Железобетонная скульптура представляет собой фигуру женщины в полный рост, которая шагает вперёд с поднятым вверх мечом. Она воплощает в себе образ Родины, которая призывает своих сыновей сразиться с врагом.

Монумент «Родина-мать зовет!» является частью скульптурного триптиха, в который также входят монумент «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. По задумке, выкованный на берегу Урала меч, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде, и в конечном итоге опущен после Победы в Берлине.

Монументы «Родина-мать зовёт!», «Тыл — фронту», «Воин-освободитель».

Каковы размеры памятника?

Общая высота памятника с пьедесталом составляет 87 метров. Высота женской фигуры — 52 метра, а с учётом длины её руки и меча — 85 метров. Длина руки составляет 20 метров, меча — 33 метра.

После окончания строительства Родина-мать была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая высокая статуя в мире, и оставалась ей в течение 22 лет. Сегодня она входит в десятку самых высокий статуй мира, изображающих фигуру в полный рост, и продолжает оставаться самой высокой скульптурой России.

Вес скульптуры — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн. Внутри статуя полая, толщина железобетонных стен составляет 25-30 см.

Кто автор проекта?

Статуя выполнена скульптором Евгением Вучетичем и инженером Николаем Никитиным.

В сентябре 1944 года был объявлен конкурс на создание памятника. В нём участвовали как известные архитекторы, так и солдаты, присылавшие эскизы по почте. Также проекты скульптуры приходили из-за рубежа. Однако Евгений Вучетич не принимал участие в конкурсе, ходили слухи, что свою задумку он представил напрямую Сталину.

В мае 1959 года строительство монумента было начато.

Центральную фигуру Мамаева кургана предлагали покрыть золотом, перенести в степь и признавали одним их самых абсурдных строений времен СССР.

Каким мог быть памятник?

Участники конкурса предлагали разные решения памятника: архитектор Георгий Марцинкевич хотел поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а его коллега Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Согласно первоначальному проекту Вучетича, рядом с женской фигурой должна была находиться статуя солдата, который стоит на колене и протягивает свой меч Родине-матери. Впоследствии автор изменил проект, хотя он уже был утверждён. Вучетич убедил высшее руководство, что в таком виде композиция нарушает важный идеологический момент: война ещё не завершена, поэтому солдат не может отдавать свой меч.

Статья по теме

Также изначально планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Никита Хрущев распорядился увеличить её рост, чтобы она оказалась выше статуи Свободы (46 метров без пьедестала).

Меч статуи изначально был изготовлен из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но впоследствии оказалось, что он сильно раскачивается на ветру и скрипит. В 1972 году меч заменили на новый, изготовленный из стали.

Кто стал прообразом «Родины-матери»?

Искусствоведы сходятся во мнении, что при создании скульптуры Вучетич вдохновлялся барельефом «Марсельеза», расположенном на Триумфальной арке в Париже, а также античной скульптурой Ники Самофракийской.

Доподлинно не известно, кто позировал скульптору. Одна из популярных версий, что фигура Родины-матери была вылеплена с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с супруги Вучетича Веры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *