Сколько дворцов находится на территории петергофа
Перейти к содержимому

Сколько дворцов находится на территории петергофа

  • автор:

Дворцы Петергофа, Санкт-Петербург

Дворцы Петергофа, Санкт-Петербург

Групповые туры в Узбекистан в 2024-2025

Большой дворец первоначально был построен в 1714-1721 годах. Тогда он носил название Верхние палаты и имели весьма скромный вид. Нынешнее же здание Большого дворца восхищает своей блистательной помпезной красотой и торжественностью, присущей стилю барокко. Таким создал его в 1747-1754 годах Бартоломео Растрелли.

Большой дворец является центром всей архитектурной композиции Петергофа. Это изящное трехэтажное здание с галереями стоит на краю естественной шестнадцатиметровой террасы и имеет в длину 300 метров! Центральная часть дворца достигает в высоту 17 м. Ее украшает рельефный щит с монограммой Петра I под императорской короной.

Крыша увенчана золоченой вазой. По обе стороны центрального корпуса симметрично расположились Гербовый и Церковный корпуса с золочеными фигурными куполами. Купол Гербового корпуса завершается вращающимся флюгером в виде трехголового орла с распростертыми крыльями, державой и скипетром в лапах. Центральный купол пятиглавого Церковного корпуса увенчан православным крестом, поднятым на высоту 27 м. Оба корпуса связаны с центральной частью дворца одноэтажными галереями.

Залы Большого дворца отличаются необыкновенной красотой. Декоративные работы выполнялись талантливыми русскими скульпторами, живописцами, мастерами-резчиками и паркетчиками. Великолепная анфилада парадных залов была богато украшена золоченой резьбой по дереву, зеркалами, живописными плафонами, наборными паркетами, резной мебелью. Интерьер Большого дворца возвращает посетителей в роскошную петровскую эпоху, он хранит личные вещи и мебель царственных особ – хозяев Петергофа.

К наиболее интересным парадным залам дворца относятся:

— Танцевальный зал, в котором царит иллюзия простора, создаваемая зеркалами, в которых отражается свет от больших окон напротив зеркал.

— Чесменский зал, название которого происходит от бухты Чесма, в которой русские войска одержали блистательную победу в ходе русско-турецкой войны. Именно в этом зале помещены картины, посвященные теме этого сражения.

— Китайские кабинеты, сверкающие и переливающиеся золотом как лакированные китайские картинки. Кабинеты, созданные в изысканном восточном стиле, украшены китайскими фонариками и расписаны драконами и другими фантастическими существами.

— Тронный зал — самый большой зал дворца. Его площадь 342 кв.м, а высота почти равна ширине. Важнейшим элементом декора этого зала также является живопись – прекрасные портреты Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и родственников Петра I. У восточной стены – парадное тронное кресло первой четверти XVIII в.

— Картинный зал — центральный зал дворца, сохранивший один из самых старых интерьеров. В 1764 г. зал украсила великолепная коллекция из 368 портретов.

— Дубовый кабинет Петра I – сохранен как историческая реликвия и воссоздан с максимальной достоверностью. Мебель кабинета – шкаф-бюро, стулья и кресла – типичны для первой трети XVIII в. Зеркала, чернильница, шандал, походные часы, английская сфера-глобус – это подлинные предметы 1720-x гг.

Дворец Монплезир

Строительство Петергофа начиналось с дворца Монплезир. Он построен в период 1714–1723 гг. Петр I, как гласит предание, сам определил местонахождение этого дворца — на самом берегу Финского залива, чтобы видеть проходящие корабли.

Дворец стоит на высокой террасе, выложенной гранитом. Сам дворец представляет собой легкую почти воздушную постройку. Центральная часть увенчана шатровой крышей. К ней примыкают две галереи – на западе и на востоке, — завершенные небольшими павильонами со световыми фонариками. Это так называемые гостевые галереи дворца.

В центральной части расположен Парадный зал, к которому примыкают с каждой стороны по три помещения: с западной стороны – Секретарская, Спальня, Морской кабинет Петра; с востока – Китайский кабинет, Кухня и Буфетная.

Особенно интересен Морской кабинет Петра I. Здесь хранятся старинные навигационные инструменты и стальная шкатулка с вензелем Петра Великого. На стенах кабинета — дубовые панели, на которых изображены тринадцать типов кораблей начала XVIII века, а окна его выходят на море.

Перед северным фасадом Монплезира устроена Морская терраса. Отсюда открывается великолепный вид на залив, на Кронштадт.

Дворец Монплезир пользовался особой любовью Петра I, который и дал ему такое название «Мое удовольствие». В комплекс дворца входят также Екатерининский корпус, небольшой сад с фонтанами и цветниками, Ассамблейный зал и Банный корпус. Рядом с Банным корпусом разбит маленький Китайский садик с искусственным холмом, на вершине которого стоит скульптурная группа «Амур и Психея».

Дворец «Марли»

Так получилось, что почти все дворцы Петергофа имеют французские названия. Марли, к примеру, Петр I позаимствовал у резиденции французского короля, где он побывал будучи в Европе. Дворец Марли был построен в 1721-1723 гг. В плане он квадратный и имеет четко выраженную кубическую форму. Его двухэтажный фасад перекрыт четырехскатной медной кровлей. Над входом изящные балконы, украшенные коваными решетками с позолотой на черном узоре. Миниатюрный дворец, словно повис над водой и окружен прудами, где плещутся форели и осетры. На каждом этаже всего восемь помещений. Их интерьер достаточно скромен, но убранство комнат дополняется великолепными картинами голландских и фламандских мастеров XVII-XVIII вв.

Дворец Марли является памятником петровской эпохи, сохранившей быт царской усадьбы того времени. В этом дворце хранились вещи Петра — небольшая часть его гардероба, включавшего всего около трехсот предметов. Кроме петровского гардероба, во дворце Марли хранилась мебель, преподнесенные Петру подарки, различные принадлежавшие ему предметы быта и картины.

Эрмитаж

Симметрично дворцу Монплезир располагается изящное здание дворца Эрмитаж.

Миниатюрное двухэтажное здание выглядит очень нарядно. Ажурные кованые решетки окон и балконов украшают северный и южный фасады. Углы здания украшены рустами и пилястрами, а фасады – арочками и полуколоннами.

В петровские времена такие небольшие, но уютные дворцы были очень модны в королевских домах Европы. Они предназначались для общения особо приближенных ко двору лиц или уединенного времяпровождения монархов.

Петергофский Эрмитаж – первое подобное сооружение в России. Он построен в 1721 – 1724 гг. Внутренняя отделка Эрмитажа завершалась уже после смерти Петра I, но в полном соответствии с его замыслом. Стены закрывались дубовыми панелями, в простенках размещались картины.

Только в середине XVIII в. под руководством Растрелли были переоформлены залы Эрмитажа. Стены зала были сплошь закрыты картинами: произведения французских, итальянских, голландских и фламандских мастеров XVII-XVIII столетий, разделенные позолоченными рейками, придали залу особую торжественность.

Последующие два столетия не внесли существенных изменений в облик Эрмитажа. Здесь по-прежнему обсуждались важные государственные дела, общались и отдыхали приближенные двора. Сейчас в Эрмитаже музейная экспозиция.

Дворцы Петергофа

Дворец Коттедж (фото)

Дворец «Коттедж» — центральное сооружение дворцово-паркового ансамбля Александрия построенного в 1826—1829 годах для императора Николая Павловича и его семьи по проекту архитектора А. А. Менеласа. Архитектура дворца выполнена в готическом стиле, а построен он был на месте развалин усадьбы А. Д. Меншикова. Всего в здании 2 этажа и мансарда, с четкой планировкой. В 1842-1843 гг. к восточному фасаду «Коттеджа» пристраивается столовая с мрaморной террасой. После Октябрьской революции дворец являлся историко-художественным музеем, а во время Великой Отечественной войны тут располагался медицинский пункт гитлеровской армии. В 1979 году дворец открывается для посетителей. Координаты: 59.87835400,29.94530300

Фермерский дворец

Фермерский дворец (фото)

Рекомендовать место

Фермерский дворец был построен в 1831 году как загородный дом семьи императора, а для посетителей он стал открыт лишь в 2010 году. Реставрационные работы велись с 2003 года. До того, как здание вошло в музейный комплекс (1979 год) в Фермерском Дворце происходило масса событий. В советское время там был дом отдыха, а во время Великой Отечественной войны дворец являлся штаб-квартирой фашистских войск. Сразу после войны в здание въехало общежитие Петродворцового часового завода. Координаты: 59.87923000,29.93330900

Большой Петергофский дворец

Большой Петергофский дворец (фото)

Рекомендовать место

Большой Петергофский дворец — это крупнейшее архитектурное сооружение дворцово-паркового ансамбля Петродворца. Он находится в городе Петергофе на южном берегу Финского залива. Дворец построен архитектором Франческо Растрелли в стиле Елизаветинского барокко. Его строительство длилось в период 1714—1755 годов и отражает несколько периодов истории императорской резиденции. Фасад Большого дворца, который составляет 300 метров, растянулся вдоль береговой линии и поражает своим великолепием. Сегодня это Историко-художественный музей, экспозиции которого дают возможность ознакомиться с искусством русского дворцового интерьера 18-19 веков. Посетители смогут увидеть множество парадных залов, картинных галерей и салонов Большого дворца, в том числе кабинет Петра I, занимающий особое место в интерьере дворца и отделанный светлым дубом. Координаты: 59.88465000,29.90880000

Морская пристань. Петродворец

Морская пристань. Петродворец (фото)

Рекомендовать место

В Нижнем парке Петергофа расположена пристань «Петродворец». Раньше Петровская гавань использовалась как для торжественных целей, так и в хозяйственных нуждах. Кроме приемов пароходов с гостями, на пристани также разгружались большие и малые суда, привозившие в Петергоф различные припасы или строительные материалы. Когда наступали дни иллюминации, в акваторию заходили военные корабли, украшенные разноцветными флагами и огнями. В 1963 году была построена современная пристань с ее железобетонными причалами. По велению Петра I во время постройки канала, его стены укрепляли булыжным камнем на мху. Но со временем, вода разрушила булыжное покрытие, и стены стали валиться, замуливая канал. В 1728 году архитектор М. Земцов предложил выкладывать стены из плиточного камня и кирпича, а дно закладывать булыжником. Тогда же и была произведена реконструкция канала. До пристани из центра Санкт-Петербурга было организовано множество пассажирских маршрутов, суда отправлялись от Эрмитажа, Кунсткамеры, Медного всадника. От Дворцовой площади, до пункта назначения вы доберетесь теплоходом за полчаса. Около пристани в Петродворец расположена вертолетная площадка. Координаты: 59.89011600,29.91213300

Дворец Монплезир

Дворец Монплезир (фото)

Рекомендовать место

В переводе с французского Монплезир означает «мое удовольствие» — традиционное название загородных построек того времени. Строительство дворца, место для которого было выбрано императором Петром I, было закончено в 1723 году. В разработке архитектуры здания принимали участие такие мастера, как Леблон, Микетти, Браунштейн. Общая протяженность здания составляет 73 метра, на территории которого расположены терраса, медная статуя Нептуна, Монплезирский сад, фонтан Сноп, четыре фонтана «Колокол» украшают золоченые бронзовые фигуры Аполлона, Вакха, Фавна, Психеи. В наши дни во дворце Монплезир можно посетить музей, который работает с 10.30 до 17.00 ежедневно, кроме последней среды каждого месяца, а также закрыт в дождливую погоду. Координаты: 59.88667200,29.91945700

Дворец Марли

Дворец Марли (фото)

Рекомендовать место

Элегантный Марлинский дворец является композиционным центром всего Марлинского ансамбля в западной части Нижнего парка Петергофа. Он расположен на перемычке двух прудов — Марлинского и Секторального. К строительству дворца приступили в 1720 году, его проектировал архитектор И.Ф.Браунштейн. Дворец получил название Марли,в честь посещения Петром I резиденции Марли-ле-Руа Людовика XIV. Первоначально дворец планировался одноэтажным, но когда здание подвели под крышу, Петр I приказал его надстроить, и в 1723 году был построен второй этаж. Над оформлением дворца трудились многие талантливые мастера: скульпторы, камещики, лепщики, паркетчики и так далее. На каждом этаже дворца находится всего по восемь помещений. Внутренне убранство дворца элегантно и строго. Более парадно украшены Дубовый и Чинаровый кабинеты, при их отделке использовались ценные виды дуба и чинары. Также здесь можно увидеть картины западноевропейских художников XVII-XVIII веков,мебель того же периода,личные вещи Петра I, во дворце также хранится небольшая библиотека. В годы Великой Отечественной войны дворец был взорван вражеской миной. В послевоенные годы велось его восстановление. Как музей дворец был открыт в 1982 году. Координаты: 59.88878100,29.89637600

Сколько дворцов находится на территории петергофа

Основанный в 18 веке Петром Великим, Петергоф признан не только живописной царской резиденцией с дворцами, парками и фонтанами. Сегодня это настоящая сокровищница музеев, насчитывающая более 23 экспозиций. Обычно самые популярные экскурсии проводятся по Петергофскому дворцу, Монплезиру, Эрмитажу. Однако есть и другие интересные музеи в Петергофе, о которых вы узнаете в статье.

Музеи Нижнего парка
Особая кладовая

Находится на западной стороне Большого дворца, другое название музея – «Корпус под гербом». Здесь выставлены драгоценные украшения императорской семьи, церковные принадлежности, дары с императорской монограммой. В царские времена экспозиция служила местом для проживания высокопоставленной знати и членов императорской семьи.

Церковный корпус

Расположился в церкви Петра и Павла в восточной стороне Большого дворца. Коллекция корпуса представлена в музее с 2011 года и отражает церковную тематику. Выставка рассказывает об истории храма и православных обычаях.

Церковь создавалась архитектором Б.Растрелли в стиле барокко. В этом прекрасном интерьере петергофского прихода проводилось крещение и венчание величайших особ.

Дворец «Монплезир»

Со стороны дворца открывается великолепный вид на море. А залы и палаты в стиле барокко поражают своей роскошью. Дворец изобилует картинами европейских художников 17-18 веков, основоположником этой коллекции был Петр I. Также здесь представлены экспонаты из бытовой жизни императора: головной убор для сна, принадлежности для соблюдения личной гигиены: ёмкость для умывания, ручник, сосуд для воды.

Банный корпус

Вблизи Монплезирского дворца находится небольшой музейный комплекс «Банный корпус». Как и другие сооружения Петергофа, это творение принадлежит известным архитекторам. Его название говорит само за себя. Оно использовалось в основном для бытовых нужд царственных особ. Здания корпуса возведены в разные годы, но тем не менее представляют собой единый ансамбль.

Основные предметы экспозиции — домашняя утварь, сервизы, супницы, а также предметы банного обихода.

Павильон «Эрмитаж»

В этой же части Петергофа близ Финского залива выстроен павильон «Эрмитаж» талантливым архитектором И. Браунштейном. Постройка представляет собой двухэтажное помещение, окружённое со всех сторон рвом, украшенное изящным мостиком. В свое время оно служило для царских увеселительных приемов и торжеств.

Внутри здания можно увидеть работы европейских живописцев 17-18 веков и восхититься обстановкой парадного зала.

Дворец «Марли»

Дата постройки здания — 1720-1723 годы. Первоначально дворец использовался как домик для гостей, а после стал мемориальным музеем Петра I. Помимо произведений мастеров живописи здесь можно увидеть личные вещи государя: суконный плащ, фляги и штофы из стекла, дипломатические подарки.

Гроты Большого каскада

Одно из чудес архитектурного замысла Петергофа. Гроты начали возводить по приказу Петра I, однако достраивались они уже после его смерти.

Сегодня музей состоит из Верхнего и Нижнего гротов, которые являются центром Большого каскада. Здесь можно увидеть высокие арки с золочёной отделкой, античные скульптуры, а также посмотреть выставку, которая знакомит с работой фонтанных мастеров.

Петергофские вольеры — это садовые постройки 1721-22 гг., архитектор творения — Николай Микетти. Небольшие павильоны расположены с двух сторон от фонтана «Солнце». Здесь, и как несколько столетий назад, можно услышать пение птиц и насладиться природой. Ажурные беседки живописно украшены чередованием полос серого туфа, черной изгари и морских раковин.

Музей фонтанного дела

Расположен в восточной части Большого Петергофского дворца, был открыт с 2013 года.

В музее представлены раритетные экземпляры фонтанного искусства, которые погружают посетителей в историю возникновения водоподводящей системы Петергофа. Знакомство с развитием фонтанного дела проходит также посредством визуальных компьютерных технологий, что делает эту экспозицию ещё интересней.

Стоит отметить, что большое внимание музея уделено реконструкции фонтанов после Великой Отечественной войны.

Императорские яхты

Экспонаты музея связаны с императорской семьей и полностью соответствуют морской тематике. К просмотру гостей здесь представлены: морская шинель и шкиперская куртка Петра I, форменное платье Екатерины II, макеты и фото яхт императорской семьи. Также выставка даёт уникальную возможность познакомиться с историей Российского флота.

Екатерининский корпус

Корпус был возведен во времена правления Елизаветы II архитектором Н. Растрелли. В музее выставлены уникальные образцы старинной мебели, бронзовые творения французских мастеров. Есть собственные вещи царственных особ, представлен единственный в своем роде Гурьевский сервиз. Также здесь можно увидеть множество других ценных вещей, подчеркивающих колорит ушедшей эпохи.

Единое пространство «Музейный двор»

Комплекс Музейный двор состоит из четырех музеев, расположенных на одной площади вблизи друг от друга. Единое музейное пространство находится рядом с Дворцовой площадью напротив билетных касс.

В список его экспозиций входят:

Дом игральных карт

Этот новый интерактивный проект разместился в Кавалерском доме.

Посетители попадают в мир карточных забав и мистических гаданий, знакомятся с историей карточных игр и личностями известных картежников.

Удивительна коллекция карточных колод из разных стран насчитывает более 10000 экземпляров и не оставит равнодушным ни одного гостя.

Проект «Государевы потехи»

Девять залов музея в одном из Кавалерских домов окунают в атмосферу императорских праздников и развлечений, придворных спектаклей и торжеств.

Зрелищность экспозиции достигается мультимедийными эффектами. А уникальные экспонаты театральной и парадной одежды, предметы обихода того времени помогают ощутить придворную атмосферу прошлых лет.

Музей семьи Бенуа

Творческая династия Бенуа внесла неоспоримый вклад в русскую и мировую культуры. В роду этой династии есть художники, архитекторы, артисты, скульпторы, композиторы. Им и посвящается выставка, расположенная в бывшем фрейлинском корпусе. Здесь выставлены как признанные шедевры, так и детские рисунки. В 22 залах размещены более 700 экспонатов талантливых мастеров 19-20 вв.

Музей коллекционеров

Поистине более 1000 уникальных экспонатов собрал музей коллекционеров в Кавалерском доме на Правинской улице. Семь залов выставки вместили работы русских художников и графиков. Здесь представлены и редкие работы заграничных живописцев из коллекций А. Усениной, И. Коварской, И. Эзраха.

Экспозиция интересна также большой коллекцией открыток Шмитта-Фогелевича.

Другие музеи Петергофа
Большой Петергофский дворец

Главный дворец Петергофа, расположенный на южном берегу Финского залива. За полувековую историю облик здания меняется несколько раз: от жемчужины елизаветинского барокко до классицистического стиля 60-70 годов 18 века. А в 19 веке во дворце был сооружен третий этаж.

Монументальный и изящный, сегодня Большой дворец раскинулся на 300 метров, связав в целый ансамбль Верхний сад и Нижний парк. При этом в петровское время он был небольшим двухэтажным зданием.

Внутреннее убранство дворца также впечатляет. Он насчитывает тридцать залов, включая роскошные парадные холлы, отделанные под мрамор, комнаты с расписными потолками и позолоченными стенами.

Дворцовая телеграфная станция

В 1858 году была построена телеграфная станция, архитектором которой стал А.И. Штакеншнейдер. Она находится у самой парковой границы «Александрия».

В двухэтажном музее размещены две тематические экспозиции: на втором этаже — об истории оптического телеграфа, на первом этаже создан интерьер телеграфной станции с оборудованием и набором инструментов того времени.

Фермерский дворец

В 1831 году был отстроен небольшой сельский домик в «Александрии», и это была настоящая ферма. А в конце тридцатых годов добавили двухэтажную пристройку для императора Александра Второго. В течении последующих двадцати лет Фермерский дворец постоянно перестраивался и расширялся. Из скромной дачи он преобразился в неоготический дворец.

В Синем кабинете можно увидеть вещи, принадлежащие Александру II: портфель, готовальню, крест из слоновой кости. Сохранились старинные часы с большим количеством циферблатов, предметы мебели. Также выставлена подушка с пятнами крови убитого 1 марта 1881г. императора.

Фельдъегерской домик

Здание построено в 1856 году и уцелело в годы Великой Отечественной войны. Архитектором домика стал Э.В. Ган. Это деревянная постройка в готическом стиле, но с элементами русского деревянного зодчества.

В здании работает интерактивная выставка об истории фельдъегерской службы. В музее представлены такие предметы и вещи, как форма офицера, сейф для ценных грузов, сумка из кожи для документов.

Дворец «Коттеджи»

Это основная постройка «Александрии», выполненная в неоготическом стиле. Обстановка помещений говорит о семейном уюте, который так любил Николай I. Здесь сохранилось много семейных вещей, помнящих своих владельцев и события той эпохи.

Готическая капелла

В 1834 году была построена небольшая домашняя церковь для молитв всей императорской семьи. Архитектором капеллы стал известный мастер К. Шинкель. Несмотря на средневековый готический стиль постройки, по устройству внутри это был православный храм. Капелла открыта для посещения с 2006 года.

Царицын и Ольгин павильоны

Оба павильона стоят на соседних островах посреди пруда. Эти постройки — имитация итальянских домов в романтическом стиле. Внутри развернуты экспозиции предметов личного обихода императорской семьи и всевозможного антиквариата.

Музей императорских велосипедов

В одном из Кавалерских домов находится музей старинных велосипедов. На каких моделях катались величайшие особы, этикет вождения, как появились велосипеды в России — об этом вам расскажет эта увлекательная выставка.

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф

logo

Вместе с Sokroma прогуляемся по Петергофу и узнаем, ради чего же миллионы петербуржцев и туристов ежегодно посещают его.

Петергоф — что это, где и зачем?

Петергоф или Петродворец – город-музей на побережье Финского залива в 29 км от Петербурга. Впервые упоминается в 1705 году в путевой записке как «Петров двор». Но его основанием Петр Великий занялся в 1710 году, через 7 лет после образования Питера.

Стройка стартовала в 1711, а спустя 3 года были готовы фундаменты Верхних палат и дворца «Монплезир». К открытию Петродворца в августе 1723 уже были возведены дворцы Верхние палаты, «Марли» и «Монплезир», а также прорыт Морской канал, работали некоторые фонтаны.

Хотя изначально Петергоф задумывался царем как парадная резиденция для летнего отдыха и приема зарубежных гостей, вышло так, что сегодняшний Петергоф – это целый дворцово-парковый ансамбль с дворцами, парками, музеями и фонтанами. Общая площадь более 48 км².

В 1762 году Петродворец получил статус города, продолжая и дальше формироваться вплоть до начала XX века. Сегодня здесь работают более 150 фонтанов, шесть дворцов и столько же парков.

Изначально Петр планировал возвести резиденцию в самом старом пригороде Питера – в Стрельне. Но этому не суждено было сбыться, так как грунт в Стрельне не был пригоден для такой масштабной застройки. Кроме того, были трудности с доставкой стройматериалов.

Фонтаны Петергофа

Им царь Петр уделял больше всего внимания, лично руководил их проектированием и строительством.

При Петре Великом еще не умели делать литые трубы и гибкие шланги. Поэтому вода в фонтанах тогда текла внутри полых бревен.

Особенность Петергофских фонтанов в том, что за один рабочий день здесь протекает около 8 млн литров воды, хотя ни один из них не работает на электричестве. При строительстве фонтанного комплекса были объединены несколько озер и ручьев, которые стекали с возвышенности в Финский залив.

Под руководством инженера Василия Туволкова все естественные водоемы над Петергофом были перекопаны, направлены в единое русло и превращены в систему водоснабжения. Так, благодаря большому напору и постепенно сужающимся трубам, знаменитые фонтаны работают и сегодня, не затрачивая ни единого ватта электроэнергии.

Пятерка самых красивых фонтанов Петергофа по мнению Sokroma:

Большой каскад

Годы постройки: с 1714 по 1724

Грандиозное фонтанное сооружение Петергофа, известное во всем мире. Каскад в стиле барокко формировался около 150 лет несколькими авторами: Броншейном, Леблоном и, конечно, самим Петром Великим.

Украшен 255 скульптурами из свинца, бронзы и мрамора. Любуясь им, понимаешь: каждая скульптура стоит на своем месте, никаких случайных героев. Вода спускается с высоты 5-этажного дома по мраморным ступеням к подножью, где гордо стоит трехметровая скульптура Самсона, голыми руками разрывающего львиную пасть. Струя воды, извергаемая Самсоном, достигает около 20 в высоту. Статую установили уже при императрице Анне Иоанновне к 25-летию победы России над шведами.

Шахматная гора

Годы постройки: с 1716 по 1717

Каскад расположен на склоне в Нижнем парке. Видом напоминает парадный зал под открытым небом. Название получил из-за сливных ступеней общей длиной 32 м, расписанных черными и белыми квадратами в шахматном порядке в 1769 году. Ранее, в 1730-х годах облик фонтана также преображался: у верхнего грота установили трех ярко расписанных крылатых драконов, пасти которых изрыгают потоки воды.

По бокам каскад украшен десятью мраморными скульптурами мифических богов. Их создавали итальянские резчики еще при царе Петре. В Россию их привезли в 1724 году. Между самим фонтаном и статуями проходят ступени, откуда удобно рассматривать всю композицию.

В период ВОВ немцы похитили скульптуры и вывезли в Германию. В 1947 их вернули советским властям и установили обратно.

Пирамида

Годы постройки: с 1721 по 1724

Пирамида

Пирамида – фонтан, расположенный на востоке Нижнего парка. Каждую секунду выплескивает около сотни литров воды на высоту 8 метров, поэтому считается самым полноводным фонтаном Петергофа. Был спроектирован так, чтобы заметить его можно было только вблизи. Пирамида строилась по прототипу версальского «обелиска». Состоит из 3 каскадов, ориентированных по сторонам света.

Четырехгранный обелиск создается 505 водными струями. Фонтан окружен квадратным бассейном площадью 11х11 метров. По периметру украшен балюстрадой в стиле классицизма. Бортик ограды декорирован 12 резными чащами из камня. Рядом с Пирамидой проложены каменные мостики. По ним посетители могут подойти к балюстраде и вблизи насладиться бурлящим водометом.

Адам и Ева

Годы постройки: с 1721 по 1726

Парный восьмигранный фонтан со статуями прародителей человечества расположен на Марлинской аллее Нижнего парка, между Морским каналом и дворцом Монплезир. Идея сооружения принадлежала Петру I, а вот мраморные скульптуры Адама и Евы создал талантливый венецианский скульптор Джованни Бонацца. Их он скопировал со статуй при дворце Дожей в Венеции. Обе статуи символизируют Петра I и императрицу Екатерину. Кстати, облик и конструкция фонтана, который стоит сегодня в Петергофе – подлинные, и почти не менялись с момента открытия триста лет назад.

Форма фонтанного сооружения тесно связана с расположением восьми аллей, расходящихся от фонтана. В центре обоих бассейнов по скульптуре из мрамора, окруженные 16 струями воды. Последние достигают в высоту 8 метров.

Чтобы сохранить статуи невредимыми, в период войны их захоронили на территории Нижнего парка. Прямо над местом, где спрятали скульптуру Евы, немцы выкопали блиндаж. Но они так и не наткнулись на нее, не докопав 20 см вглубь земли. В ходе послевоенной реставрации фонтана фигуры выкопали и установили на место невредимыми.

Нептун

Годы постройки: с 1721 по 1799

Скульптурная бронзовая группа в стиле Барокко и Классицизма – «Нептун» – находится в центральном бассейне Верхнего сада. Один из самых старых фонтанов Петродворца. Скульптура самого Нептуна стоит на высоком гранитном постаменте. На голове у него большая корона, в правой руке – трезубец. У подножья размещены бронзовые дельфины и воины-тритоны на крылатых конях. Рядом – трубящие в рожки младенцы.

В период ВОВ немцы похитили скульптуры и вывезли в Германию. В 1947 их вернули советским властям и установили обратно.

Верхний сад

С лета 2020 года парк реставрируют. Он недоступен для посещения до 2024.

Верхний сад разбит с южной стороны фасада Большого дворца. Является парадным входом со стороны проспекта «Санкт-Петербургский». Был создан во время правления Петра I по всем законам симметрии. Начиная с 1714 по 1760 гг, сад формировался в три этапа и сегодня занимает площадь в 15 га.

Его современный облик сильно отличается от того, что был при Петре. Тогда сад использовался в хозяйственных целях. Тут выращивали овощи, коренья, лекарственные травы. Квадратные пруды, вырытые при Петре в 1721 году, питали водой весь Нижний парк. В них же разводили рыбу.

Грандиозная перестройка дворцов, благоустройство территории и установка водометов началась уже после смерти царя, в 30 годах XVIII века. Работу доверили архитектору Франческо Растрелли. К 1755 году Верхний сад превратили в регулярный парк с дорожками, газонами, и деревьями с фигурными стрижками, бассейны были украшены фонтанами. Сегодня здесь их пять: Нептун, Дубовый, Межеумный, Венера Италийская и Аполлон. У Квадратных прудов еще со времен императрицы Анны Иоанновны разбиты розарий и петровские грядки, где растут лекарственные травы.

Нижний парк

Регулярный парк растянулся вдоль берега Финского залива на 2,5 км и прилегает к Большому дворцу с северной стороны. Его называют столицей фонтанов. Среди множества зеленых аллей на площади 102 га сегодня работают около 150 водометов.

Сад разделен на 3 части:

  • Центральная. Она же парадная. Включает Большой каскад, Морской канал от Финского залива к Большому Петергофскому дворцу, а также Воронихинские колоннады по бокам от него.

В эпоху русских императоров Морской канал использовался как водный коридор от Финского залива к Большому дворцу. Сами императоры и их гости, прибывшие в Петергоф на больших кораблях, на пристани пересаживались в лодки. По ним и добирались к Петергофскому дворцу по Морскому каналу.

  • Восточная. Та, что справа от Морского канала. Здесь расположен дворец Монплезир.
  • Западная. Второе название – Марлинская. Доминанта этой территории – дворец Марли. Тут же стоит павильон «Эрмитаж».

Оформлением парка в разное время занимались шесть архитекторов из Франции, Германии, Италии и России. Они все спланировали так, чтобы гости не пропустили ни одной важной детали. Проулки парка сделаны в форме лабиринта. В конце каждой аллеи вы обязательно встретите какой-нибудь дворец или фонтан.

  • Цена билета: 1200 ₽ (льготный 450-600 ₽).

При повторном посещении Нижнего парка в тот же день требуется повторная покупка билета.

Дворцы Петергофа

Все дворцы Петергофа работают с 10:30 утра до 18 часов вечера. В дождливую погоду и при повышенной влажности часть из них, а также музеи, закрыты. Перед посещением уточняйте у администрации дворцово-паркового ансамбля выходные дни дворца/музея, который планируете посетить.

Архитектурный ансамбль Петергофа включает шесть дворцов.

Большой Петергофский дворец

Жемчужина Петергофа. В период с 1715 по 1755 строился в два этапа около 20 лет. Расположен на естественной террасе высотой 16 метров, между Верхним и Нижним садами. Образ здания уникален. Его архитектура смешала в себе черты стилей барокко, рококо и классицизма. Дворцовый фасад длиной почти 300 метров сразу бросается в глаза и поражает своим величием каждого гостя. Он изящно вливается в единый тандем с фонтанами и парками.

Несколько веков подряд царская чета устраивала в нем маскарады, государственные приемы и другие мероприятия. Хотя внешне Большой дворец огромен, его интерьер вмещает не более 30 залов. Прогулка по ним превращается в путешествие во времени. Давайте заглянем в несколько лучших залов императорского дворца:

  • Тронный. Площадью более 340 м² он самый большой в чертоге. Здесь проводили главные мероприятия, балы и церемонии. Первостепенная ценность зала – живописные портреты русских императоров и императриц, в т. ч. Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны и других.
  • Танцевальный. Он же Купеческий. Занимает все 270 м² западного крыла дворца. Говорят, здесь императрица Елизавета встречала купцов. Особенность его интерьера – зеркала-обманки, визуально увеличивающие пространство.
  • Картинный. Старейшее помещение Большого дворца, созданное еще при Петре I. Выделяется тем, что на его стенах размещены 368 портретов. Все они принадлежат одному художнику – итальянцу Ротари Пьетро. Зал наполнен старинной мебелью, интерьер украшен позолоченными резными рамами русских мастеров.
  • Дубовый кабинет Петра I. Квадратная комната с невысоким потолком и 4 окнами. Расположен в южной части чертога. Здесь до сих пор сохранился подлинный интерьер XVIII века. Первое, что бросается в глаза – дубовая резная отделка интерьера, панно и шикарные предметы мебели того же столетия. На полках стоят книги из петровской библиотеки.

Адрес: ул. Разводная, 2.

Цена билета: 1500 ₽ (льготный 450-600 ₽).

Вход во Дворец через Нижний парк. Посещение возможно только в составе экскурсионной группы.

Дворец «Коттедж»

Находится в центре парка Александрия. Строился тем же Николаем I в два этапа с 1826 по 1842 год, как раз в эпоху возрождения архитектурного стиля – неоготики. Поэтому и сам дворец, и его убранство интерьеров выполнены в неоготическом стиле, в духе английского загородного дома. Во дворце хранится коллекция картин лучших отечественных художников вроде Айвазовского, Кипренского, Неффа и других.

В Коттедже 3 этажа: первый этаж — 7 комнат императрицы: прихожая, кабинет, библиотека, две приемные, гостиная и спальня. Второй этаж — 10 комнат: кабинет императора и детские комнаты. На третьем этаже размещен Морской кабинет с балконом, комнаты прислуги.

Усадьба заполнена множеством семейных реликвий четы императора. Например, в вестибюле висит камень в вензелем турецкого султана. Его Николай привез из Варны, после штурма города. В Большой приемной висит люстра из серебра в виде ажурной корзины с 25 розами – свадебный подарок от семьи супруги Александры Федоровны. Коттедж – место, наполненное домашним уютом. Здесь семья императора жила простой бытовой жизнью, абстрагируясь от важных царских дел.

  • Адрес: парк Александрия, 7.
  • Цена билета: 600 ₽ (льготный 300-350 ₽).

Дворец «Марли»

Дворец Марли

В 1717 году Петр I гостил во Франции в резиденции «Марли ле Руа» Людовика XIV. Дворец так поразил русского императора, что он решил построить его аналог в своей усадьбе у Финского залива. Строительство продолжалось с 1720 по 1723 гг. По замыслу Петра Великого новый дворец должен был стать гостевым дворцом. Но постепенно Марли превратился в кладовую, где император хранил личные вещи: картины, подарки, одежду, посуду.

Миниатюрный двухэтажный дворец стоит в западной части Нижнего парка, на узкой перемычке среди прудов. На каждом этаже по 8 комнат. Внешне и внутренне он отличается скромностью в сравнении с другими дворцами Петергофа. В нем вы не увидите парадных залов. Но найдете небольшую библиотеку из 69 книг и коллекцию художественных работ XVIII века от известных художников: Адама Сило, Пьетро Белотти и других.

  • Адрес: Нижний парк, у Марлинского пруда.
  • Цена билета: 600 ₽ (льготный 300-350 ₽).

Дворец «Монплезир»

Монплезир с французского переводится как «мое удовольствие». Усадьбу строили на берегу Финского залива с 1714 по 1723 годы. В нее император вложил свою душу, спланировав не только местоположение и экстерьер, но также до мелочей разработав внутренний дизайн. Он хотел создать дворец, где будет царить спокойствие. Обожал в нем отдыхать, проводил приемы, встречи с капитанами и купцами.

Залы Монплезира украшены редкими коллекциями посуды, китайским фарфором и картинами XVII-XVIII веков, которую собирал сам царь. С окон Монплезира открываются прекрасные панорамы на Санкт-Петербург, Кронштадт и Финский залив.

  • Адрес: Нижний парк, у фонтана «Сноп».
  • Цена билета: 600 ₽ (льготный 300-350 ₽).

Фермерский дворец

Официальная летняя резиденция и единственный дворец Александра II и его супруги Марии Александровны. Когда-то тут стоял обычный загородный дом, больше напоминающий ферму. Здесь был коровник, комната для пастухов, кухня и кладовые.

Коровы здесь были не обычные, а породистые. Специально для царя их вместе с пастухом и управляющей выписали сюда прямиком из Англии. На ферме также разводили быков, коров, птиц.

В результате неоднократных перестроек с 1829 по 1860 годы он преобразился в просторную летнюю усадьбу. Интерьер, как и фасад чертога, выполнен в неоготическом стиле. В комнатах по сей день сохранилась оригинальная отделка: лепнина, расписные потолки, паркет из дуба, камины, а также подлинная малая чугунная лестница.

Во дворце есть все удобства для жизни: ванные комнаты, туалеты, вода и даже лифт. В одной из комнат сохранилась мраморная ванна Императрицы. Почти все помещения с выходом в сад или на террасы. Одних из важных уголков чертога – Синий кабинет Александра II. Именно здесь готовился Манифест об освобождении крепостных крестьян. В кабинете император проводил важные встречи, обсуждал план военных действий. Сегодня в нем хранится мебель и личные вещи правителя.

  • Адрес: Петергоф, парк Александрия, 19.
  • Цена билета: 600 ₽ (льготный 300-350 ₽).

Дворец «Бельведер»

Построен Николаем I в Луговом парке Петродворца, на пике Бабигонского холма. Строительство началось в 1853 и закончилось уже после смерти императора в 1856. Идею архитектуры дворца Николай I взял у афинского храма Эрехтейона. Название дворца с итальянского переводится как «прекрасный вид». И не напрасно. Отсюда открывается живописная панорама на поля, пруды и сады Петергофа.

Бельведер – это двухэтажное прямоугольное здание. Стоит на монолитных блоках розового гранита. Дворец пропитан греческим стилем снаружи и внутри. Мебель подбирали в античном стиле, чтобы та гармонировала с архитектурой фасада.

Первый этаж с высокими окнами походит на подиум. Здесь размещены императорские кабинеты, комнаты прислуги, а также Большой зал, инкрустированный мрамором, из которого в Древнем Риме строили памятники.

Интерьер второго этаж сделан в стиле античного храма. Сюда ведет ажурная лестница из чугуна. По периметру зал украшен тремя десятками роскошных колон. Есть выход на открытую террасу с завораживающим видом на Питер, Финский залив, Ропшинские высоты и парк.

  • Адрес: Луговой парк.
  • Цена билета (предположительно): 600 ₽ (льготный 300-350 ₽).

Музеи Петергофа

На территории Петродворца работают около 30 музеев. Одни экспозиции посвящены главным достопримечательностям дворцово-паркового ансамбля. Другие открывают посетителям тайные страницы императорской жизни. Предлагаем познакомится с некоторыми музеями, по залам которых точно стоит прогуляться.

Особая кладовая

Расположен в западном крыле Петергофского дворца. Экспозиция музея состоит из личных вещей, подарков и ювелирных украшений царской династии: Петра I, Екатерины II и Николая I.

  • Адрес: ул. Разводная, 2.
  • Цена билета: 600 ₽ (льготный 300-350 ₽).

Банный корпус

Целый комплекс, демонстрирующий быт российских царей. Здесь можно посмотреть настоящую русскую баню XVIII века, бассейн, люстру-душ. В этих же зданиях размещены гостевые покои и несколько торжественных залов.

  • Адрес: Нижний парк, дворец Монплезир, восточное крыло.
  • Цена билета: 600 ₽ (льготный 300-350 ₽).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *