Мощи святой екатерины где находятся
Перейти к содержимому

Мощи святой екатерины где находятся

  • автор:

Мощи святой екатерины где находятся

Вот уже более 1400 лет в сердце Синайского полуострова, в прекрасной живописной долине между гор Моисея, Сафсаса и Екатерины, верой и правдой проносит сквозь века образ священного библейского места монастырь св. вмц. Екатерины.

Ежегодно более сотни тысяч паломников посещают это святое место. Ведь именно здесь, на территории монастыря, растет Неопалимая купина — куст, в пламени которого, согласно Ветхому Завету, Всевышний впервые явился пророку Моисею.

Удивительно, но и закономерно, что за всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или существенно повреждён. Трудно поверить, но монастырю Святой Екатерины в разное время покровительствовали Наполеон, турецкие султаны, арабские халифы и даже пророк Мухаммед (основатель ислама).

На протяжении многих столетий этот монастырь являлся местом традиционного паломничества многих русских людей. В монастыре Святой Екатерины находится большое количество русских икон, предметов церковной утвари, старинных колоколов, а также манускриптов и книг! Кстати, по числу и ценности рукописей библиотека монастыря св.вмц. Екатерины уступает только Ватикану. Из 3000 рукописей две трети написаны по-гречески. Остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянском языках. Кроме ценных манускриптов, в библиотеке хранятся также около 5000 книг, причем некоторые из них относятся к первым десятилетиям книгопечатания.

В 324 году мать императора Константина святая царица Елена возвела на месте неопалимой купины часовню. До этого времени первыми монахи в той местности были в основном отшельники, живущие в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни они собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения. Монашескую жизнь этого периода описал в V веке ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя — святой Нил: «Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — спустя двое сутки… В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались Святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам»

В рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века знатной паломницей Сильвией Аквитанкой (или Этерией), сообщается и о монашеской общине, образовавшейся вокруг Неопалимой купины:

«Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и дает отпрыски. И так, спустившись с горы Божией, мы пришли к купине, приблизительно в десятом часу. А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина.»

Обитель, вид которой сохранилась до наших дней, была возведена в период правления византийского императора Юстиниана (527-565 гг.) как монументальная крепость. Её стены за 14 веков почти не обветшали. За все время основательно пострадала лишь северная сторона, которая была повреждена несколько раз. Последний её ремонт относится к 1801 году, периоду египетской авантюры Наполеона. В 1951 году к южной стене было пристроено новое здание. В нём размещаются библиотека, галерея икон, трапезная, а также резиденция архиепископа. Среди новых зданий — гостиница, построенная с западной стороны монастыря. Вдоль внутренней стороны стен находятся жилища монахов и другие строения.

В монастыре находится около 12 часовен. Из них часовни Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения. Две часовни находятся в покоях архиепископа Синая.

Основной древний вход в монастырь, с его западной стороны, сейчас закрыт. Слева от этого входа есть другой, поменьше, которым и пользуются в настоящее время. Он тоже древний, с тремя обшитыми металлом дверьми.

Первоначально обитель именовалась монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

Десница святой великомученицы Екатерины

Имя, которым нарекли родители Св. Екатерину было Доротея. Она родилась в 294 году в Александрии. Согласно имеющимся о её жизни сведениям, Св. Екатерина закончила языческую школу, где изучала философию, риторику, поэзию, музыку, математику, астрономию и медицину. Красивая дочь аристократических родителей, она не знала недостатка в женихах, но отвергла все их предложения. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, женихе души, и обратил её в христианство. После крещения она получила имя Екатерина.

Во время преследования христиан в период правления императора Максиминуса в начале IV века Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в том, что он приносит жертвы идолам. Пятьдесят мудрецов, собранных со всей империи, пытались переубедить её, но тщетно. Более того, Екатерина сама убедила их в необходимости веры во Христа, цитируя при этом древнегреческих философов. Несмотря на пытки, она смогла обратить в христианство даже членов семьи императора и римскую аристократию. После казни Екатерины тело её исчезло. Согласно преданию, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас имя Екатерины.

Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки Екатерины, спустили их вниз и поместили в храме, в золотой раке.

Ежедневно после службы верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина) по традиции обретения мощей и их опознания по кольцу Екатерины.

Монастырь всегда вёл обширную культурную и просветительскую деятельность. В XVIII веке он открыл духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени. Подворья монастыря были открыты в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в Индии. Монастырь поддерживал давние связи с Россией. В 1375 году в Москву приехал митрополит Макарий за милостыней для монастыря, а в 1390 году из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля.

Базилика Преображения

Главный храм монастыря (кафоликон), трёхнефная базилика, посвящён Преображению Иисуса Христа. Его постройка относится к периоду правления императора Юстиниана.

Базилика Преображения
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского) 1857 год)

Деревянным входным дверям в церковь 1400 лет. Сделаны они из ливанского кедра. Над ними — надпись на греческом языке: «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Псалтирь, 117:20). Двери притвора сделаны на пару веков позже — крестоносцами в XI веке.
В каждой из двенадцати колонн в специальных углублениях хранятся мощи святых, закрытые бронзовыми пластинами, а на самих колоннах помещены минейные иконы XII века по числу месяцев года.

Главным украшением базилики является расположенная в конхе апсиды мозаичная икона Преображения Господня. Мозаика выполнена в первой половине VI века придворными мастерами, специально присланными Юстинианом для украшения монастыря.
Древняя часовня, возведенная св. кн. Еленой является частью базилики.

Часовня
Алтарная часть часовни расположена над корнями Неопалимой купины. В апсиде часовни — мозаичное изображение креста, относящееся к Х веку. Каждую субботу в часовне служат божественную литургию.
Куст буйно растёт в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарь над его корнями. Это единственный куст такого рода на всём Синайском полуострове, причём ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела!
Часовня посвящена Благовещению и украшена иконами, посвящёнными этому празднику.
В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите. Здесь же на серебряном щите чеканное изображение горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.

Интерьер часовни Неопалимой Купины
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского) 1857 год)

Другие постройки монастыря:

  • Колодец Моисея — расположен к северу от базилики Преображения и считается тем колодцем, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.
  • В монастыре имеются многочисленные часовни: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения. Две часовни находятся в покоях архиепископа Синая: верхняя в честь Успения Богородицы и нижняя, посвященная Богоматери Живоносного источника (находится в древней башне, построенной в 330 году императрицей Еленой, часовню украшают иконы XII—XIII веков среди которых выделяются царские врата, декорированные золотыми светящимися кругами, и чтимый образ Богородицы «Живоносный источник», приписываемый кисти критского мастера Ангелоса).
  • Трапезная — построена в XI веке. Стены трапезной украшают фрески со сценами жертвоприношения Авраама (1577 год); Илии в пустыне, питаемого вороном, и сценой Второго пришествия Иисуса Христа (1573 год). В трапезной находится большой деревянный стол, присланный в дар монастырю в XIV веке с острова Закинф. Стол украшен резьбой с изображением ангелов и цветов в стиле рококо.
  • Сад — расположен на северо-западе от монастырских стен и соединяется с монастырем древним подземным ходом, используемым по настоящее время. На одной из террас выращиваются яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.
  • Оссуарий и кладбище расположены вне монастырских стен, рядом с садом. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются постоянно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Фотографии и старинные изображения:

Монастырь Святой Екатерины на Синае в Египте

Я дополнил материал о святой Екатерине и крупнейшем в Азии соборе в ее честь, который находится в индийском Гоа рассказом о Синайском монастыре.

Монастырь в честь Св. Екатерины включен в список ЮНЕСКО на территории Египта как один из самых древних непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Он основан IV веке на горе Синай на высоте 1570 м. Сегодня здесь служат православные греки. Первыми названиями были монастырь Преображения и монастырь Неопалимой Купины. В XI веке монахи переименовали его в честь обнаруженных в VI веке на Синае мощей святой Екатерины.

Монастырь в Синае

Вид синайского монастыря

История монастыря Св. Екатерины на Синае

Монахи поселились в этом районе в III веке. Жили они разрозненно, и по воскресеньям собирались возле Неопалимой Купины, пока не обратились к жене византийского императора Константина Елене в 330 г. с просьбой о строительстве маленькой церкви, а также башни для убежища монахов на случай набегов кочевников. Церковь была построена.

В VI веке Византийский император Юстиниан I (482-565 годы) приказал укрепить церковь мощными стенами вокруг, и послал солдат для постоянной охраны. Над главными монастырскими воротами сохранилась надпись: «С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царём ромеев Юстинианом на вечное помяновение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его. И поставлен в нем игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527». Император поселил здесь 200 семей, которые в последствии приняли ислам и стали бедуинским племенем. Потомки этого племени до сих пор обслуживают монастырь.

Юстиниан

Юстиниан, мозаика церкви Сан-Витале в Равенне (Италия)

В 625 г. арабы завоевали Синай. Тогда делегация монахов прибыла в Медину и там получила охранную грамоту. Оригинал грамоты с 1517 г. хранится в Стамбуле, а копия выставлена в монастыре. Арабы обязались защищать монастырь и освободили его от налогов. В монастыре была построена небольшая мечеть. К началу IX века в монастыре осталось всего 30 монахов.

В период с 1099 по 1270 год Ближний Восток пережил 8 крестовых походов. Теперь монастырь оберегался Синайским орденом крестоносцев, которые, построив на пути множество крепостей, обязались охранять всех верующих, следовавших из Европы с целью паломничества. В монастыре появилась католическая часовня.

Османская империя завоевала Египет и Синайский полуостров в 1517 г. и предпочла не вмешиваться в дела монастыря.

Монастырь в Синае 1

Синайские горы

Монастырь поддерживал связи с Россией с 1375 г., когда митрополит Макарий прибыл просить милостыню к русскому царю. В благодарность за пожертвования через 15 лет монастырь Святой Екатерины подарил великим князьям икону с изображением Неопалимой Купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля.

Царь Иван Грозный в 1558 г. направил в дар монастырю покров на мощи святой Екатерины. Царь писал архиепископу Синайскому: «Ты бы, отче, сам и во всём своём архиерействе и в Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях цесаревичах Иване и Федоре, и о всём православном христианстве».

Монастырь в Синае 4

Утро в Синайских горах

В 1619 г. синайский архимандрит участвовал вместе с иерусалимским патриархом Феофаном в молебне перед ракой Сергия Радонежского в Троице-Сергиевской лавре. После этого на Синай пошли многочисленные пожертвования от русских царей. В самые тяжелые времена, когда в 1625 г. монастырю угрожало разорение и истребление старцев русский царь Михаил Федорович оказал помощь, которую в благодарственном письме монахи назвали «манной небесной» (изначально манной небесной Бог кормил Моисея во время 40-летних скитаний после исхода из Египта). Грамота гласила, что монастырь может присылать послов к русскому царю за помощью раз в четыре года. В итоге в 1682 г. архиепископом Ананием монастырь был передан полностью под покровительство России.

От имени царей Петра, Иоанна и царевны Софьи монахам была выдана грамота: «В призрение своё государское тое святую гору и монастырь пресвятыя Богородицы Неопалимыя Купины для единения нашея благочестивыя христианские веры принять изволили». Синайские монахи получили от царевны Софьи серебряную раку для мощей св. Екатерины. Еще одну раку монастырь получил от Александра II в 1860 г. А когда через 11 лет после этого была построена колокольня, государь прислал девять колоколов, которые используются и сейчас. Русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря.

Монастырь вёл обширную просветительскую и культурную деятельность. В XVIII веке была открыта духовная школа на о. Крит, а всего на острове три подворья. Подворья монастыря были также открыты в России, три в Египте, девять в Греции, по одному в Ливане, Палестине, Румынии и Турции. Сейчас монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной церкви, а подворья находятся под юрисдикцией иерусалимского патриарха. Общее собрание монахов решает все вопросы.

Тысячи паломников и туристов посещают монастырь в наши дни. Все посетители получают серебряные кольца в память о кольце на пальце Екатерины. Считается, что она получила его во сне, обручаясь с Иисусом, а когда проснулась, кольцо было на пальце. Именно по кольцу опознали мощи святой. На кольце для посетителей изображено сердце и слова ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

Здания и постройки монастыря Святой Екатерины на Синае

Базилика Преображения — главный храм монастыря. Базилика состоит из трех нефов и посвящена Преображению Иисуса Христа. Строительство осуществлялось по приказу императора Юстиниана. Вход украшают резные двери времен Крестовых походов из ливанского кедра. Двери в главный неф базилики относятся к VI веку. Над входной дверью помещена греческая надпись: «Вот врата Господа; праведные войдут в них». Нефы базилики разделяют 12 коринфских колонн, соединенных арками. Над арками окна. В ниши под бронзовые пластины помещены мощи святых. На колоннах иконы XII века. С 1714 г. пол в базилике мраморный. Потолок изготовлен из ливанского кедра и расписан звёздами на синем фоне в XVIII веке.

Монастырь в Синае 2

Монастырские стены

Центральное место в базилике принадлежит мозаике «Преображение Господне» VI века, которая обрамлена медальонами с 16 апостолами и пророками. В центре мозаики Иисус Христос, а по сторонам два изображения пророка Моисея: стоящего перед Неопалимой Купиной (слева) и получающего на Синае Скрижали Завета (справа). Апсиду украшают медальоны с изображениями агнца между двух летящих ангелов, Богородицы и Иоанна Крестителя.

Главный предмет поклонения — мощи святой Екатерины находятся в алтаре базилики в мраморной раке. Внутри раки хранятся два серебряных ковчежца с главой и десницей (правой рукой). Ещё одна часть мощей — палец находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики. Реликвии всегда открыты верующим для поклонения.

Часовня Неопалимой Купины расположена за алтарем базилики. Это возможно самое древнее монастырское строение в мире. Она упоминается еще в IV веке. Согласно Библии здесь Моисей разговаривал с Богом. Так как часовня посвящена Благовещению, кругом расставлены иконы в честь этого праздника. В апсиде сохранилось мозаичное изображение креста X века, икона Богородицы с младенцем Иисусом, сидящей в центре Неопалимой Купины. Так как иконостаса в часовне нет, верующие видят место, где росла Купина под престолом. Оно обозначено отверстием в мраморной плите с надписью XIII века на греческом языке, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, Св. Екатерины и Синайского монастыря. Сам куст пересажен и растет до сих пор в нескольких метрах от часовни. Литургия в часовне совершается каждую субботу.

Колодец Моисея — действующий и поныне — расположен к северу от базилики Преображения и считается тем самым, у которого согласно Библии, Моисей встретил семь дочерей священника Рагуила.

Часовни на территории монастыря: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, Святого Антония, Святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, Святых Сергия и Вакха, Святых апостолов и пророка Моисея.

Трапезная XI века, сейчас используется по назначению. Стены ее украшают фрески, а на полу стоит резной стол XIV века в стиле рококо.

Сад соединяется с монастырём древним подземным ходом, используемым по настоящее время. Здесь выращиваются оливы, яблони, груши, гранаты, абрикосы, вишни, сливы, айва, миндаль, виноград и шелковица, а также овощи для монастырского стола.

Кладбище с часовней и семью могилами расположено вне монастырских стен рядом с садом. Через определённое время кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Св. Екатерина 1

Икона «Святая Екатерина Синайская с житием», Синайский монастырь, начало XIII века

Сокровища монастыря Святой Екатерины на Синае

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоёван и разорён, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой из книг, рукописей, грамот. Эта библиотека уступает по историческому значению только библиотеке Ватикана.

С момента ее образования в 1734 г. начались изучения книг и рукописей. Ранее доступа к ценнейшим произведениям не было. Что не помешало разграбить часть из них. Самая большая утрата для монастыря — Синайский кодекс IV века, один из древнейших текстов Библии, выполненный пергаментной рукописью. Обнаружен немцем Константином фон Тишендорфом в 1844 г. Им же вывезен в Россию в 1859 г. Император Александр II в качестве благодарности за кодекс направил монастырю 9 тыс. рублей. Синайский кодекс якобы хранился в России до 1933 г. В английской версии, по распоряжению И. В. Сталина все 4 тома бесценного произведения были проданы Британскому музею, который за день смог собрать ради такого удачного приобретения 100 тыс. фунтов. Скорее всего Британский музей выкрал эти тома из России еще раньше. Британцы никогда не платят, если это можно украсть — такова их подлая сущность, давшая о себе знать во время оккупации и разграбления Индии, вплоть до 1947 г. и других колоний.

В настоящее время кодекс по частям хранится в 4 местах:

  • в Санкт-Петербурге в Российской национальной библиотеке (nlr.ru) — фрагменты 3-х листов;
  • в Лейпциге — 43 листа, приобретённые Тишендорфом в 1844 г.;
  • в Лондоне — 347 листа из тех, что были привезены Тишендорфом в 1859 г. в Россию;
  • в монастыре Св. Екатерины – 12 листов.

Монахи монастыря Святой Екатерины готовы предъявить расписку, что Тишендорф обещал возвратить пергаменты в монастырь сразу после завершения их научного издания и требуют возврата святыни.

Св. Екатерина

Фрагмент полиптиха «Святая Екатерина Синайская», К. Кривелли, 1471 г.

Так или иначе, часть рукописи Ветхого Завета была утрачена, но новозаветный текст сохранился целиком. А некоторые части старинной рукописи сохранены в хорошем состоянии. Это позволяет предположить, что кодекс был разделён и хранился в нескольких местах монастыря. Сейчас предпринимаются попытки соединить все части кодекса: codexsinaiticus.org/ru/.

В настоящее время в библиотеке монастыря хранятся манускрипты:

  • упомянутые выше 12 листов одного из древнейших текстов Библии Синайского кодекса;
  • Сирийский кодекс V века;
  • 10 листов манускрипта VI века на греческом языке с текстом Евангелия от Матфея;
  • греческое Евангелие 717 г. — подарок монастырю византийского императора Феодосия III;
  • Синайская псалтырь XI века — древнейшая псалтырь на славянском языке;
  • 3304 манускрипта и около 1700 свитков; 2/3 написаны на греческом;
  • 5000 книг, религиозного и исторического содержания, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания;
  • грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

Невероятную ценность имеют иконы монастыря. Двенадцать самых редких икон написаны в VI веке восковыми красками. Сегодня это древнейшие иконы в мире. Часть монастырской коллекции относится к раннему византийскому периоду до X века. Эти иконы выполнены греческими, грузинскими, сирийскими и коптскими мастерами. Присутствуют уникальные иконы периода Крестовых походов. Одна икона XIII века в монастыре почитается чудотворной. На ней изображение Богородицы со сценами богородичного цикла. Несколько менее древних икон было вывезено и хранятся сейчас в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве (khanenko.museum).

© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru

7 храмов святой Екатерины из разных уголков мира

7 храмов святой Екатерины из разных уголков мира

—>

Храм святой великомученицы Екатерины располагается в самом сердце Замоскворечья, на Большой Ордынке. История сооружения восходит к ХVI веку: царица Анастасия Романовна, первая жена Ивана Грозного, дает распоряжение о создании Екатерининской белильной слободы и небольшой церкви в честь великомученицы Екатерины. Местом для строительства были выбраны земли на окраине города, граничащие с пахотными полями, отсюда и название — храм на Всполье. Спустя два века, в 1766–1775 годах, здание реконструирует известный в Российской империи архитектор Карл Бланк. Теперь — по личному приказу Екатерины II, которая после коронации некоторое время находилась в Москве.

Бланк не просто реставрирует церковь. Он возводит новое сооружение в стиле позднего барокко и соединяет его со старым двухъярусной колокольней, тем самым возрождая традицию русского зодчества — композицию из «теплого» и «холодного» храма для разных времен года. Интересно, что для украшения территории церкви использовалась кованая ограда, которая разделяла Архангельский собор и Патриарший двор на Соборной площади Кремля. Когда ограду разобрали, Екатерина II передала сохраненные части возводимому в честь своей небесной покровительницы храму.

Сейчас храм святой великомученицы Екатерины является подворьем Православной Церкви в Америке. Одна из главных святынь — ковчег с частицей мощей и фрагментом мантии святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.

2. Церковь святой великомученицы Екатерины у Тучкова моста

Санкт-Петербург, Кадетская линия, 27А

7 храмов святой Екатерины из разных уголков мира

Место, где в 1823 году была построена церковь святой великомученицы Екатерины, никогда не пустовало. В XVIII веке в разное время там располагались и «полотняная», или переносная, церковь Святой Троицы Кабардинского полка, и деревянный храм в честь святой Екатерины, который к концу века стал «оспенным», то есть предназначенным для заболевших оспой или корью. Пожар 7 января 1809 года полностью разрушил строение — уцелел только храмовый образ святой-покровительницы.

Жизнь прихода новой, возведенной в XIX веке церкви, была прервана революцией. Храм разграбили, а последний настоятель, протоиерей Михаил Яворский, в 1937 году скончался в ссылке. В советские годы помещение переоборудовали сначала в лабораторию, потом его место занял Всесоюзный нефтяной геологоразведочный институт. Только в 1996 году сооружение передали Церкви, и с тех пор храм работает в обычном режиме.

Одна из главных архитектурных особенностей церкви святой великомученицы Екатерины — деревянный ангел с позолоченным крестом, установленный на куполе. Протоиерей Иоанн Пашкевич так охарактеризовал эту скульптуру: «Церковь святой великомученицы Екатерины, величественный купол которой венчает Ангел, словно благословляющий и дома города, и живущих в них людей, и воды Финского залива, и суда, уплывающие в неведомую морскую даль, видна издалека, и без нее сейчас уже трудно представить восточную часть Васильевского острова».

3. Монастырь святой Екатерины на горе Синай

Египет, Мухафаза Южный Синай

7 храмов святой Екатерины из разных уголков мира

Монастырь святой Екатерины — один из древнейших непрерывно действующих христианских мужских монастырей в мире. В собрании обители, которая за всю многовековую историю существования никогда не была разграблена или разрушена, находятся древнейшие иконы мира, а также около 3304 манускриптов и 1700 свитков.

Уже во II-III веках монахи собирались небольшими группами и селились в разных местах южного Синая, в том числе и возле Неопалимой купины, расположенной у подножия горы Синай. На этом месте при деятельном участии святой равноапостольной Елены, матери императора Константина I, была возведена церковь в честь Богоматери. Монашеская община разрасталась, чему особо способствовал император Юстиниан Великий. В VIII веке были обретены мощи великомученицы Екатерины, и спустя столетие монастырь получил новое название в честь особо почитаемой синайскими монахами святой.

Монастырь всегда был тесто связан с Россией. В 1860 году император Александр II даровал обители новую раку для мощей святой Екатерины, а еще через 10 лет, когда была возведена новая колокольня, выслал 9 колоколов, которые используются и сейчас.

4. Церковь святой Екатерины

Феодосия, ул. Федько, 95

7 храмов святой Екатерины из разных уголков мира

Этот храм, как и одноименный в Москве, связан с Екатериной II. Спустя более 150-ти лет со дня рождения императрицы в этот же день, 21 апреля 1892 года, было заложено его основание. Практически все строительство осуществлялось на пожертвования жителей города. В возведении храма активно участвовали все: местные торговцы помогали с поиском и поставкой строительных материалов, рабочие люди бесплатно выходили на смену в выходные дни. Большую финансовую поддержку оказали доктор математических наук Василий Лапшин и основатель железной дороги в Феодосии Николай Меженин.

В начале XX века настоятелем стал протоиерей Андрей Косовский. Священник был арестован 7 декабря 1920 года, в день памяти святой великомученицы Екатерины, когда совершал Божественную литургию,. Его обвинили в антисоветской деятельности и приговорили к расстрелу. В 2000 году он был прославлен в лике святых. Сейчас в алтаре храма святой Екатерины находится икона новомученика.

5. Екатерининская пустынь

Видное, район Расторгуево, Петровский пр., вл. 21

7 храмов святой Екатерины из разных уголков мира

Монастырь был основан во второй половине XVII века по приказу царя Алексея Михайловича. Предание гласит: после охоты на землях Ермолинских рощ царь не поехал в Москву, а решил переночевать в шатре на том же месте. Во сне ему явилась святая великомученица Екатерина и возвестила о том, что жена его в эту ночь родит девочку. Когда он вернулся домой и увидел подтверждение ночному известию, то решил назвать дочь в честь святой, а на том месте, где произошло чудесное видение, приказал основать монастырь. Строительство монастыря продолжалось на протяжении почти десяти лет и все время полностью спонсировалось государем.

В советский период монастырь потерпел огромные лишения. К 1938 году его передают Главному управлению местами заключения: стены обители становятся тюрьмой для бывших высокопоставленных госслужащих. Жилые корпусы переоборудовали в камеры, и, по некоторым данным, в Екатерининском соборе действовал крематорий для умерших заключенных.

В 1991 году монастырь был передан Церкви и несколько лет восстанавливался. Сейчас это действующий мужской монастырь, на территории которого работает приходская школа и музей.

6. Екатерининский собор

Краснодар, ул. Коммунаров, 52

7 храмов святой Екатерины из разных уголков мира

Екатерининский собор в Краснодаре решили построить 17 октября 1889 года. Дата выбрана не случайно: ровно за год до этого Александр III и его семья избежали смерти при крушении царского поезда под Харьковом. В честь чудесного спасения императора, который незадолго до происшествия посещал Екатеринодар, и было решено возвести величественный собор. Планировалось создание семи престолов: один посвящен великомученице Екатерине, а шесть остальных — небесным покровителям членов царской семьи.

Проектом занимался местный архитектор Иван Мальгерб. Он же сыграл важную роль в судьбе собора и в советское время. Архитектор смог убедить комиссию по разрушению храмов в необходимости сохранить здание, хотя в 1930-е годы его уже готовили ко взрыву.

Храм недолго пробыл под руководством обновленцев. В 1935 году обновленческое епархиальное управление заявляет, что община распалась, и собор становится складом, а колокола снимают и переплавляют. Только после 1944 года собор снова переходит в управление канонической Православной Церкви и больше не прекращает работу. В советские годы все приделы, кроме Екатерининского, были переименованы.

В 2014 собор отметил свой 100-летний юбилей и сейчас является главным храмом Екатеринодарской и Кубанской епархии.

7. Церковь святой великомученицы Екатерины

Италия, Рим, улица дель Лаго Террьоне, 77

7 храмов святой Екатерины из разных уголков мира

Несмотря на то, что церкви святой великомученицы Екатерины в Риме всего десять лет, идея возведения православного храма в столице католицизма восходит к XIX веку. Архимандрит Климент (Верниковский), служивший в то время настоятелем русской посольской церкви в Риме, выступает с предложением о строительстве, которое материально поддерживают Николай II, великие князья и многие состоятельные предприниматели. В 1913 году сбор пожертвований становится всероссийским. Через три года необходимая сумма набрана, но революция в России не позволяет приступить к постройке.

О проекте вспомнили спустя 80 лет. Значительный вклад в его реализацию внес митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, будущий Патриарх. Местные власти не поддерживали идею возведения православного храма на берегу Тибра: для того чтобы получить разрешение на строительство на территории посольского комплекса России, пришлось инициировать изменения в законе региона Лацио, который относится к Риму. В мае 2009 года все работы были закончены. На освящении присутствовали бывший мэр Москвы Юрий Лужков и бывший посол РФ в Италии Алексей Мешков.

Сейчас церковь святой великомученицы Екатерины является главным храмом Патриарших приходов Русской Православной Церкви в Италии.

Мощи святой Екатерины впервые доставят в Россию

Вид на монастырь святой Екатерины с Синайских гор

Мощи святой великомученицы Екатерины с греческого подворья Синайского монастыря святой Екатерины впервые доставят для поклонения верующих в Россию: с 1 до 5 декабря святыня будет находиться в Москве, а с 5 по 24 декабря — в Екатеринбурге, который 7 декабря отметит праздник своей небесной покровительницы.

СИНАЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Египет), 22 ноя — РИА Новости, Ольга Липич. Мощи святой великомученицы Екатерины с греческого подворья Синайского монастыря святой Екатерины впервые доставят для поклонения верующих в Россию: с 1 до 5 декабря святыня будет находиться в Москве, а с 5 по 24 декабря — в Екатеринбурге, который 7 декабря отметит праздник своей небесной покровительницы.

Договоренность об этом достигнута в ходе поездки на Синай российской паломнической группы во главе с руководством «Екатеринбургского

общества во имя святой великомученицы Екатерины».

Синайские монахи о принесении мощей

«Непосредственно на Синае в монастыре из мощей присутствуют глава (череп) и левая рука святой Екатерины. Глава святой Екатерины единожды покидала Синай — в 1995 году. Но с тех пор был принят закон, согласно которому нельзя вывозить такого рода святыни за территорию Египта без соответствующего сопровождения и огромного количества бумаг. У нас есть еще части мощей святой, которые находятся на нашем подворье в Греции, их перевозить проще. Именно эти мощи (часть корпуса святой Екатерины) и будут доставлены в Россию», — рассказал игумен монастыря святой Екатерины архиепископ Синайский Дамиан.

Отвечая на вопрос РИА Новости о значимости предстоящей акции, игумен отметил, что у его обители «особые связи» с Московским патриархатом. «В нашей истории много примеров добрых и тесных отношений между Россией и монастырем, и принесение в российскую столицу и Екатеринбург (название которого связано с именем святой Екатерины) мощей великомученицы, будет очень важным шагом в развитии наших связей, восстановлении старых хороших взаимоотношений», — убежден архиепископ Синая.

Он рассказал о чудесных исцелениях, которые происходят от мощей святой Екатерины. «Один известный человек молился здесь, у его матери был рак — и она была исцелена. Иногда мощи источают миро. А кольцо святой Екатерины (серебряное кольцо дается паломникам после поклонения ее мощам) является символом устойчивого брака. Трудно объяснить этот мистический опыт, но многие приходят и просят этот перстень Екатерины, потому что знают, как он помогает», — отметил игумен Дамиан.

«Вы — православные, и это наша радость, что такое благословение будет пребывать у вас и вы благословитесь этими мощами», — сказал духовник Синайского монастыря иеромонах Павел.

По его словам, среди сотен паломников, ежедневно посещающих обитель, много верующих из России. «Много русских приезжают сюда с желанием стать монахами, но получить разрешение на постоянное место жительства на Синае очень сложно, потому что это милитаризированная зона», — отметил отец Павел.

Самый легкий способ приблизиться к Богу, подчеркнул он, — «стать как ребенок в душе» и «не судить ближнего».

Екатеринбуржцы о проекте

По словам супруги губернатора Свердловской области Инны Мишариной, игумен Дамиан благословил принесение в Россию части мощей святой Екатерины, которая хранится постоянно на афинском подворье Синайского монастыря, а в настоящее время находится на Кипре, где также расположено подворье Синайской обители.

«Первого декабря мы привозим мощи с Кипра. С первого по пятое они находятся в Москве, пятого числа прибывают в Екатеринбург и до 24 декабря находятся в Екатеринбурге. И дальше мы возвращаем их в Афины уже, на подворье Синайского монастыря», — сказала Мишарина РИА Новости.

По ее словам, святыню будут сопровождать шесть греческих монахов, а также сам игумен Дамиан. В каких храмах российской столицы и Екатеринбурга можно будет поклониться мощам святой Екатерины, пока точно не определено.

Однако очевидно, что молебен перед святыней будет отслужен в центре Екатеринбурга, на площади Труда, где планируется восстановить собор святой Екатерины. Не исключено, что небольшая частица приносимых мощей великомученицы с Синая останется в городе.

«Почувствовать духовную близость святой Екатерины — это намного важней и дороже всего, рассказов, впечатлений. Надо просто самому почувствовать, приложиться к мощам, получить кольцо, понять, в каком месте ты находишься. Ничто не может заменить собственный опыт, собственные переживания, а дальше уже судьба должна распоряжаться», — отметила Мишарина после паломничества в Синайский монастырь.

Историческое и духовно-нравственное просвещение — одна из целей проекта, организованного на средства благотворителей общественной организацией «Екатеринбургское общество во имя святой великомученицы Екатерины». Его председатель Василий Андриянов отметил, что на территории современной Российской Федерации находятся три города, носящих имя святой Екатерины: Екатеринбург, Маркс-Екатериненштадт и Краснодар-Екатеринодар.

«C историко-культурологической точки зрения все эти поселения связаны именем святой Екатерины Александрийской, являющейся их небесной покровительницей с момента основания», — добавил Андриянов.

По его словам, символично, что «географический вектор, связующий между собой екатерининские города России Екатеринбург-Екатериненштадт-Екатеринодар задан таким образом, что если эту линию продолжить, то она почти точно указывает на Синайский полуостров (Египет), на монастырь, где и покоятся мощи святой великомученицы Екатерины Александрийской».

Отвечая на вопрос РИА Новости, как повлияет принесение мощей святой великомученицы на проблему восстановления Екатерининского собора в центре Екатеринбурга, связанную с протестными акциями части горожан, Андриянов выразил надежду, что «у многих людей откроются внутренние, духовные очи — и они по-другому совсем взглянут на эту проблему. зерна от плевел многие отделят — и храм будет восстановлен».

«Это не вопрос завтрашнего дня — что вот мы приехали и объявили, что храм с завтрашнего дня начинают восстанавливать. Необходима большая духовно-просветительская работа, и она может занять год, и два, и три. Но в любом случае, я думаю, что в конечном итоге храм будет восстановлен», — добавил он.

Святая Екатерина и Синайский монастырь

Святая великомученица Екатерина (до крещения — Доротея) пострадала за христианскую веру во время правления императора Максимина (305 — 313 ). Она была дочерью правителя Александрии Египетской Конста, мать ее тайно исповедовала христианство.

По преданию, обладая редкой красотой и умом, она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости. Когда Доротея приняла крещение с именем Екатерина (что означает «всегда чистая»), в видении Христос надел ей на палец обручальное кольцо, ставшее символом того, что она — невеста Небесного Жениха.

Когда император Максимин устроил в Александрии языческое празднество с жертвоприношениями идолам, Екатерина пришла к нему и мудро обличала заблуждения язычников. Она победила в споре 50 ученейших мужей империи, которые после ее речей уверовали во Христа и по велению императора были сожжены.

Максимин пытался соблазнить святую обещаниями богатства и славы и сломить истязаниями, но Екатерина оставалась непреклонной. Пораженная ее силой духа, императрица Августа приняла христианство и была жестоко казнена разгневанным супругом. Мучениками за Христа стали и 200 воинов во главе с военачальником Порфирием. Когда император хотел колесовать Екатерину, Ангел сокрушил орудия казни — и, разлетевшись на куски, они убили многих язычников. Так и не сумев одолеть воли святой и ее верности Христу, Максимин приказал обезглавить Екатерину.

Ангелы, как гласит предание, перенесли нетленные останки святой Екатерины на гору на Синайском полуострове (рядом с горой Моисея), где они и были обретены в VI столетии монахами, благодаря откровению. Мощи великомученицы с почестями перенесли в храм Синайского монастыря, который в VI веке при святом императоре Юстиниане достиг расцвета. Впоследствии гора эта, как и монастырь, стали носить имя святой Екатерины.

Синайский монастырь основан в IV веке и является одной из древнейших непрерывно действующих христианских обителей в мире. Здесь расположен центр автономной Синайской православной церкви, которая владеет также рядом монастырских подворий в Египте, Греции, на Кипре, в Ливане и Турции. Игуменом монастыря является архиепископ Синайский, которого с VII века рукополагает (возводит в сан) патриарх Иерусалимский. Насельники монастыря преимущественно греки. В настоящее время обитель насчитывает 30 монахов, две трети которых живут непосредственно в стенах Синайского монастыря, а треть — на его подворьях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *