Какая форма правления в сша
Перейти к содержимому

Какая форма правления в сша

  • автор:

1. Форма правления и государственный режим

По форме правления США, как отмечалось, — президен­тская республика. Прямого указания о том, что данное госу­дарство представляет собой республику, в Конституции стра­ны нет. Она гарантирует республиканскую форму правления лишь штатам (разд. 4 ст. IV). Однако наличие избираемого на определенный срок Президента, выполняющего функции не только главы исполнительной власти, но и главы государства, обременение его юридической ответственностью перед парла­ментом в форме импичмента служат неопровержимыми дока­зательствами существования в США именно республиканской формы правления. При этом разработанная отцами-основате­лями (по образу и подобию дуалистической монархии в тог­дашней Великобритании) американская модель разделения властей обусловила установление особой разновидности рес­публиканской формы правления, которая в теории получила наименование президентской республики.

В своей твердой приверженности принципу разделения властей отцы-основатели руководствовались опасением кон­центрации власти в любом ее проявлении. Так, стремясь не допустить централизации власти, творцы Конституции поде­лили ее между федерацией и штатами. В осуществлении же государственной власти на федеральном уровне участвуют различные органы — Конгресс, Президент и Верховный суд, олицетворяющие три ее ветви со строго разграниченными функциями и механизмами взаимоконтроля. Поскольку наи­большую тенденцию к возвышению имеет власть исполнитель­ная (американцы того времени испытали это на себе в виде злоупотреблений со стороны английских монархов и их губер­наторов в колониях), ее сделали выборной, обязанной следо­вать предписаниям законов, принимаемых Конгрессом. Но творцы Конституции опасались и чрезмерной власти законодательного органа. Поэтому он был разделен на две во многом равноправные палаты и в нормальной ситуации отстранен от выборов Президента. Далее, остерегаясь «тирании большин­ства» и «выборного деспотизма», разработчики американской Конституции приняли меры и против «сговора» двух выборных органов, уравновесив демократические, «политические» ветви власти невыборной, а значит, не демократической и «не по­литической» судебной властью в лице прежде всего Верхов­ного суда США.

Указанная схема, в основу которой легли идеи Ш. Монте­скье, была дополнена (и этим сделан огромный шаг вперед в развитии теории и практики разделения властей) механизмом взаимоконтроля всех трех ветвей власти. Каждая из них ста­ла как бы «сторожем» других, предостерегая их от попыток злоупотреблений, тирании и стремления к диктатуре, а так­же пресекая такие попытки. Указанный комплекс институтов взаимоконтроля получил название системы сдержек и проти­вовесов (checks and balances) и впоследствии в различных мо­дификациях чрезвычайно широко распространился в мировом конституционном пространстве.

В американском же, собственно первозданном, варианте конституционная система сдержек и противовесов выражает­ся в том, что Президент «сдерживает» Конгресс правом вето на принятые палатами законы и некоторыми другими, не столь радикальными правомочиями. Конгресс «сдерживает» Прези­дента правом преодоления его вето, возможностью выступить в отношении него в качестве суда посредством импичмента. Последнее правомочие распространяется на всех гражданских должностных лиц вообще, включая судей. Тем самым право импичмента выступает как парламентский противовес и по отношению к судебной власти.

Кроме того, Президент и Кон­гресс (в лице Сената) могут оказывать влияние на Верховный суд, обладая правом совместного формирования его персо­нального состава. Наконец, Верховный суд «сдерживает» Кон­гресс и Президента правами признавать их акты неконститу­ционными (это право в Конституции не записано, но возникло в ходе ее применения), разрешения споров между ними, а также толкования Конституции. Использование принципа раз­деления властей в качестве основополагающей идеи, с которой сообразуется вся конституционная организация государствен­ного механизма, породило концепцию «смешанной конститу­ции» («mixed constitution»), которая не дает преимуществ ни одной из ветвей власти, а путем сочетания и взаимоконтроля их деятельности делает государственную власть ограниченной в своих притязаниях и наименее опасной для человека. Именно «смешанный» тип конституции, по утверждению американских специалистов, является на сегодня самым желательным и адек­ватным правовому демократическому государству*.

* См .: Walker Gr. The New Mixed Constitution // Constitutionalism and Politics. Bratislava, 1994. P. 65.

Следует отметить, что система сдержек и противовесов изначально делала невозможным полное, абсолютное разме­жевание трех ветвей власти. Со временем происходило все большее переплетение их деятельности и полномочий. Так, исключительность права Конгресса законодательствовать суще­ственно поколеблена. С одной стороны, в законотворческой деятельности все более активное участие принимает исполни­тельная власть: в ежегодных посланиях Президента фактичес­ки формулируется программа предстоящей законодательной работы Конгресса; все более широкое распространение при­обретают первичное нормотворчество Президента и делегиро­ванное законодательство, необходимость которых выводится из конституционных полномочий Президента. С другой стороны, правотворчеством по сути можно, видимо, считать и деятель­ность Верховного суда по толкованию правовых норм (особен­но Конституции и законов), посредством которой формулиру­ются прецеденты, имеющие значение конституционно-право­вых и законодательных норм.

Не остается неприкосновенной и сфера деятельности ис­полнительной власти. Суды посредством системы приказов могут обязывать органы и должностных лиц исполнительной власти выполнить те или иные действия либо воздержаться от их совершения. Воздействие на администрацию осуществляет и Конгресс, принимая резолюции и частные билли (см. о них ниже — п. 2).

Юридические и фактические возможности ветвей власти по взаимовлиянию обусловили их неодинаковое соотношение в различные исторические периоды. Разумеется, речь идет прежде всего о борьбе за лидерство между Конгрессом и Президентом. Истории США известны времена возвышения то одного, то другого в зависимости от сочетания экономических, политических, социальных и иных факторов. Правда, чаще чаша весов склонялась в пользу президентской, то есть испол­нительной, власти. Периоды некоторого нарушения равновесия ветвей власти в пользу одной из них не меняют общей оценки президентской республики как формы правления, позволяю­щей наиболее полно и глубоко осуществить принцип разделе­ния властей и установить баланс между различными ветвями власти. Благодаря этому в США прочно утвердился дуалисти­ческий государственный режим. Конечно, здесь сказался и об­щий сравнительно высокий уровень правовой культуры и по­литических сил, и должностных лиц государства.

Несмотря на определенную трансформацию юридического содержания и практической реализации принципа разделения властей в процессе исторического развития страны, несмот­ря на его оценку многими политологами как фактора сниже­ния эффективности центрального правительства, этот принцип продолжает оставаться одним из основополагающих начал и в доктрине, и в практике американского конституционализма. Во многом благодаря этому, как отметил американский иссле­дователь Дуглас Леттер, «ни разу за двухсотлетнюю историю Соединенных Штатов не возникало серьезной угрозы, что ка­кой-либо индивидуум или орган правительства станет настоль­ко доминирующим, что сможет подорвать нашу демократичес­кую систему управления»*.

*Леттер Д. Принцип разделения властей и система сдержек и противо­весов в Конституции Соединенных Штатов // Верховенство права. С. 115.

Смотрите также:

С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России. По сути, формируется конституционное право, .
www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/51.htm

Вместе с тем, сама История отечественного государства и права подготавливает студентов к изучению таких специальных дисциплин как Конституционное право РФ, .
www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/

функция закрепления прав и свобод человека и гражданина (конституционное право), функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления .
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/32.htm

Конституционное право каждого на благоприятную окружающю среду– одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, .
bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-3/33.htm

Например, в английском праве различаются общее право и право справедливости. . государства в целом (конституционное право, уголовное, процессуальное, .
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/67.htm

Многие французские правоведы считали, что политическая наука есть не более чем конституционное право. Поэтому во Франции широкое распространение получил .
www.bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-1/156.htm

2 См.: Тихомиров Ю.А. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее // Правоведение. 1992. № 6. С. 6; Он же. Теория закона. М , 1982. С. 17. .
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/34.htm

Конституционное право . Это первая и ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредую-ших наиболее важные, .
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/68.htm

Ведущей отраслью права является государственное, или конституционное, право. Оно включает правовые нормы и институты, регулирующие устройство государства, .
bibliotekar.ru/hozyaystvennoe-pravo/8.htm

Форма правления в США в условиях Гражданской войны (1861-1865 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

США / ПРЕЗИДЕНТ / КОНГРЕСС / РАБСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ВЕРХОВНЫЙ СУД / ГОСУДАРСТВО / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / USA / PRESIDENT / CONGRESS / SLAVERY / CIVIL WAR / EMERGENCY POWERS / CONSTITUTION / SUPREME COURT / STATE / FORM OF GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Латыпова Наталия Сергеевна

В статье рассматривается сущность американского государства в период Гражданской войны (1861-1865 гг.). Автором предпринята попытка детального историко-правового исследования трансформации формы правления в США в период активных военных действий и острого внутриполитического кризиса. Предметом анализа выступила политика и принятые указы Президента США А. Линкольна, способствовавшие смене политического курса, расширению президентских полномочий и, создавших, в конечном итоге, новую правовую доктрину США доктрину чрезвычайных полномочий Президента . Проведен анализ и выявлено значение президентских прокламаций как нормативных актов, повлиявших на расширение внеконституционных полномочий Президента , а также исследовано влияние президентских выборов 1860 года на сецессионные процессы и дальнейшее начало войны Северных и Южных штатов. В результате исследования автором сделан вывод об усилении президентской и исполнительной власти в период Гражданской войны .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Латыпова Наталия Сергеевна

Цели, методы и каналы пропаганды южных штатов против северных в годы Гражданской войны в США (1861-1865)

Правотворчество Президента США в сопоставлении с отдельными аспектами правотворчества Президента Российской федерации

Румынский вектор внешней политики США в 1960-1970-е гг

Победа У. С. Гранта на президентских выборах 1868 г. Как условие продолжения политики радикальной Реконструкции в США

«Линкольн» кушнера-спилберга: эпический размах «Предвыборного» фильма
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORM OF GOVERNMENT IN THE USA IN THE CONDITIONS OF CIVIL WAR (1861-1865

The paper deals with the essence of the American state during the Civil war (1861-1865). The author makes an effort of a detailed historical and legal study of the transformation of the form of government in the United States in the period of active hostilities and acute internal political crisis. The subject of analysis is the policy and decrees adopted by the President of the United States Abraham Lincoln, contributed to the change of policy, expansion of presidential powers, and creating eventually a new legal doctrine of the United States a doctrine of emergency powers of the President . The analysis reveals the importance of presidential proclamations as regulations that influenced the expansion of non-constitutional powers of the President ; the author of the paper studies the influence of the presidential elections of 1860 on secession processes and the further outbreak of the war of the Northern and Southern States. As a result, the author states the strengthening of the presidential, executive power during the Civil war .

Текст научной работы на тему «Форма правления в США в условиях Гражданской войны (1861-1865 гг. )»

6. Romashov R.A. Antichnyy polis kak forma sotsial’nogo ustroystva i gosudarstvennogo pravleniya (Antique policy as a form of social structure and government). Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Pravovedeniye, 1999, No. 2, pp. 32-38.

7. Sal’nikov V.P., Sal’nikov M.V. Pravovaya kul’tura i politiko-pravovyye traditsii v kontekste ab-solyutnykh tsennostey (Legal culture and political and legal traditions in the context of absolute values). Yuridicheskaya mysl’, 2014, No. 4 (84), pp. 70-86.

8. Sal’nikov V.P., Romanovskaya V.B., Sal’nikov M.V., Gorbunov M.D. Absolyutnoye i ot-nositel’noye v yestestvennom prave (Absolute and relative in natural law). Mir politiki i sotsiologii, 2015, No. 11, pp. 22-29.

9. Sal’nikov V.P., Ismagilov R.F., Sal’nikov M.V. Platon, Aristotel’, Foma Akvinskiy i ideya spravedlivosti v yestestvenno-pravovoy traditsii (Plato, Aristotle, Thomas Aquinas and the idea of justice in the natural legal tradition). Mir politiki i sotsiologii, 2016, No. 9, pp. 19-2б.

10. Senn M. Historische Fundamente der europäischen, nordamerikanischen, indischen sowie chinesischen Rechts- und Gesellschaftsphilosophie. Eine Einführung mit Quellenmaterial. Zürich, Dike Verlag, 2012.

Дата поступления: 28.08.2019 Received: 28.08.02.2019

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В США В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ войны (1861-1865 гг.)

ЛАТЫПОВА Наталия Сергеевна

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории государства и права Института права ФГБОУВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: marchrose@yandex.ru

В статье рассматривается сущность американского государства в период Гражданской войны (1861-1865 гг.). Автором предпринята попытка детального историко-правового исследования трансформации формы правления в США в период активных военных действий и острого внутриполитического кризиса. Предметом анализа выступила политика и принятые указы Президента США А. Линкольна, способствовавшие смене политического курса, расширению президентских полномочий и, создавших, в конечном итоге, новую правовую доктрину США — доктрину чрезвычайных полномочий Президента. Проведен анализ и выявлено значение президентских прокламаций как нормативных актов,

THE FORM OF GOVERNMENT IN THE USA IN THE CONDITIONS OF CIVIL

LATYPOVA Natalia Sergeyevna

Candidate of Sciences (Law), Senior Instructor of the Chair of Theory of State and Law of the Bashkir State University, Ufa, Russia.

The paper deals with the essence of the American state during the Civil war (1861-1865). The author makes an effort of a detailed historical and legal study of the transformation of the form of government in the United States in the period of active hostilities and acute internal political crisis. The subject of analysis is the policy and decrees adopted by the President of the United States Abraham Lincoln, contributed to the change of policy, expansion of presidential powers, and creating eventually a new legal doctrine of the United States — a doctrine of emergency powers of the President. The analysis reveals the importance of presidential proclamations as regulations that influenced the expansion of non-constitutional powers of the

повлиявших на расширение внеконституци-онных полномочий Президента, а также исследовано влияние президентских выборов 1860 года на сецессионные процессы и дальнейшее начало войны Северных и Южных штатов. В результате исследования автором сделан вывод об усилении президентской и исполнительной власти в период Гражданской войны.

Ключевые слова. США, Президент, Конгресс, рабство, гражданская война, чрезвычайные полномочия, Конституция, Верховный суд, государство, форма правления.

Гражданская война в США (1961-1965 гг.) стала важным периодом американской истории. Ценой больших человеческих потерь было восстановлено единство и целостность страны, ликвидировано рабство и подневольный труд. Существенные изменения претерпела политическая система США и система основных прав и свобод. Нельзя не отметить значимую роль Гражданской войны и ее последствий в процессе становления современной политико-правовой системы Соединенных Штатов. Еще большую научную значимость, заявленная проблема, приобретает в связи с усиливающимися тенденциями сепаратизма во многих странах мира и возникающими вследствие этого противоречиями относительно возможности части отдельно взятого государства самостоятельно принимать решение о выходе из его состава [9, с. 115]. При этом Соединенные Штаты Америки, как одно из крупнейших и влиятельных государств на международной политической арене, как правило, занимает противоречивую позицию на данный счет.

Несмотря на новую выстроенную четкую политическую систему, позиция Президента, как главы государства, широта его полномочий и значимость политического влияния претерпевали трансформацию в течение всего периода американской истории и претерпевают их до сих пор. Период президентства Авраама Линкольна совпал с одним из самых сложных и противоречивых этапов американской истории — периодом раскола страны, сецессии южных штатов и кровопролитной Гражданской войны, унесшей жизни 450 тыс. американцев. В тоже время, сложно отрицать, что победа А. Лнкольна на президентских выборах 1860 года сама по себе и стала, отчасти окончательным толчком и предлогом к началу сецессии (самовольному выходу южных штатов из состава США и объявлении об образовании независимого государства — Конфедеративных Штатов Америки).

В 1860 и 1861 годах Джеймс А. Гарфилд, представитель в законодательный орган от штата Огайо, вел переписку со своим бывшим студентом Берком Хинсдалем, в которой обсуждалась ситуация, сложившаяся на тот момент в государстве. В своих письмах они указывали на то, что в США происходит «настоящая революция» и были уверены, что выход Южных штатов из Союза является детерминантом будущей революции по освобождению рабов. В своих доводах А. Гарфилд цитировал знаменитое выступление главы республиканцев Уильяма Сьюарда, в котором тот характеризовал идеологический конфликт между рабовладельческим Югом и промышленным Севером как «непрекращающуюся борьбу между противоположными и непримиримыми силами», которая «означает, что США рано или поздно станут либо рабовладельческим, либо капиталистическим государством». А. Гарфилд был полностью согласен с мнением У. Сьюарда относительно конечного итога такого противостояния. Рост Республиканской партии, по их мнению, был сам по себе уже «революцией» [7, с. 131].

President; the author of the paper studies the influence of the presidential elections of 1860 on secession processes and the further outbreak of the war of the Northern and Southern States. As a result, the author states the strengthening of the presidential, executive power during the Civil war.

Keywords: USA, President, Congress, slavery, civil war, emergency powers, Constitution, Supreme Court, state, form of government.

Отделение Южных штатов означало, что эта революция может быть совершена только путем насилия и гражданской войны. А. Гарфилд писал: «Даже в Библии говорится, что без пролития крови не может быть прощения грехов» [6, с. 26]. Или, по выражению Хинсдаля: «Все великие законы человечества были написаны кровью. Англия была омыта кровью Стюартов -США кровью Англии. Скоро, может быть, рабы обретут свободу в крови своих хозяев».

С победой на выборах А. Линкольна выбор между войной и миром стал для южных штатов очевиден. Республиканец и аболиционист, сторонник свободного труда и освобождения рабов, А. Линкольн представлял непосредственную угрозу устоявшемуся укладу жизни рабовладельческих штатов, экономическому благосостоянию зажиточных плантаторов и их абсолютному праву собственности на рабов.

С юридической точки зрения, что в последующем нашло отражение в решении Верховного суда по делу Техас против Уайта, «Ордонанс о сецессии» [10] был незаконным актом, и отделившиеся штаты не переставали быть частью Соединенных Штатов Америки в течение периода его действия. Следовательно, А. Линкольн не прекращал своих полномочий в качестве Президента США в южных штатах даже в период Гражданской войны.

Анализ трансформации научных подходов в исследовании причин Гражданской войны в США в историко-правовой литературе показал, что с 1861 года и по сегодняшний день исследования причин Гражданской войны в США велись по трем основным научным направлениям.

Первое направление, которое мы предлагаем называть «антагонитическим» [8, с. 149], было обусловлено попыткой обеих сторон обвинить противников в развязывании войны и, одновременно постараться оправдать действия своего правительства. Указанное направление исследований сконцентрировало свое внимание на достоинствах и недостатках глав Союза и Конфедерации.

Второе направление исследований Гражданской войны, доминирующее с 1910-х до 1950-х годов, называемое «новой историей» [2, с. 273], отражало влияние Прогрессистской школы. В рамках данных научных изысканий наибольшее внимание уделялось экономическим, экологическим, и географическим причинам войны. Подобное изменение в методологии перемещало центр внимания историков от сторон и лидеров к партиям и социальным слоям, которые они представляли.

Третьим направлением исследований причин Гражданской войны (1861-1865 гг.), доминировавшим с 1950-х до 2000-х годов стала теория «модернизации» [1, с. 60]. Она, в свою очередь, представляла войну как борьбу между прогрессивным Севером и отсталым Югом и рассматривала рабство в рамках глобального процесса модернизации как основную причину конфликта Севера и Юга.

В отличие от более ранних переходных периодов, новые перспективные исследования XXI века указывают не в одном, а в нескольких направлениях, которые со временем все же должны установить ясные границы для новых исследований.

Говоря о цели Гражданской войны в США можно заключить, что цель захвата власти в стране, фактически не стояла не перед Союзом, не перед Конфедерацией, основным мотивом военного конфликта для одной стороны было коренное изменение всей социальной, экономической и политической системы, для другой — сохранение существующего традиционного уклада жизни. Последствиями же войны стали коренные преобразования в области экономики, политики, а также в социальной и духовной сферах жизни общества [4, с. 80].

Одним из юридических последствий Гражданской войны стало также расширение полномочий Президента страны и превращение ее в период 1861-1865 гг. в президентскую республику.

Полномочия Президента, четко прописанные в Конституции США, явно не отражали реалии военного периода и не позволяли главе государства оперативно и властно решать во-

просы финансового обеспечения военных действий, организации полевых госпиталей, мобилизации армии и задержания дезертиров и членов армии — противника.

Уже с первых дней войны стала очевидной необходимость принятия Президентом США нормативных актов, содержание которых не было предусмотрено в рамках полномочий, предоставленных ему Конституцией США.

Прокламации Авраама Линкольна, которых за период Гражданской войны было выпущено более тридцати, стали «значимой частью американской юридической истории» [3, с. 39] и вкладом А. Линкольна в расширение прерогатив Президента США. Президентские прокламации берут свое начало еще со времен первого Президента США — Д. Вашингтона, и каждый последующий Президент США продолжал нумерацию прокламаций. В настоящее время прокламации, подписываемые Д. Трампом, насчитывают 9800-е порядковые номера, однако всемирную известность и вошла в анналы истории президентская прокламация, подписанная А. Линкольном, под номером 95 (Прокламация об освобождении рабов).

В указанных нормативных актах А. Линкольн дал распоряжение военоначальникам установить военную морскую блокаду судов южных штатов [11], объявил всеобщую мобилизацию [12], объявил запрещенным любой подневольный труд и приостановил на период войны действие Хабеас Корпус Акта (Постановление о доставлении арестованного в суд) [2, с. 39]. Именно последняя из вышеперечисленных прокламаций стала камнем преткновения Конгресса США и Президента, ведь согласно Конституции, данное право имел только Конгресс США. В тоже время, суд позднее поддержал решение Президента, обосновав свою позицию наличием чрезвычайных обстоятельств (военных действий), которые давали Президенту право действовать во благо и в интересах страны, предпринимая меры, не входящие в его компетенцию. Таким образом, был создан юридический прецедент, породивший так называемые «подразумеваемые полномочия Президента». Данные полномочия, сохранившиеся по сей день у всех Президентов США, позволяют главе государства в период чрезвычайного положения действовать во имя и на благо нации вне пределов своих конституционных полномочий. Данным правом в последний раз воспользовался Президент Д. Буш в период атаки террористов на торговые центры США 11 сентября 2001 года. Приостановка действия Хабеас Корпус Акта предполагает наличие определенной этим актом процедуры, при которой ни одно лицо не может быть подвергнуто аресту или заключению под стражу без решения суда [13]. В период военных действий, с целью задержания беглецов и солдат южан, приостановка данного акта была необходимостью, поскольку военно-полевые суды создать на всей территории страны не представлялось возможным.

Расширение полномочий президента, подтвержденное решение Верховного суда [14], позволяет говорить о трансформации США в период Гражданской войны из парламентской республики в президентскую.

По данному вопросу американский исследователь Л. Коуниг отмечал: «Главнокомандующий армии и флота Соединенных Штатов и полиции отдельных штатов стал на двенадцать решающих критических недель законодателем нации. Нормальные совместные законодательно-исполнительные процедуры были приостановлены, и Америка получила свой первый опыт диктатуры. » [15, с. 176].

Таким образом, институт президентства становился таким, каким того требовало время и военная ситуация. В США в период 1861-1865 гг. имела место тенденция резкого усиления президентской, исполнительной власти, расширение полномочий Президента за счет урезания прерогатив Конгресса. Форму правления в США в период Гражданской войны, таким образом, можно охарактеризовать как ярко выраженную президентскую республику с доминированием Президента над Конгрессом в вопросе распределения политической власти.

1. Емцов Г.Н. Государство и право в условиях гражданской войны : дис. . канд. юрид. наук. Красноярск, 2004.

2. Латыпова Н.С. Конституционно-правовое обоснование победы северных штатов в гражданской войне в США // Молодежь и XXI век — 2019 : материалы IX Международной молодежной научной конференции. Курск, 2019. С. 273-275.

3. Конституция США 1787 года // Конституция США и другие законодательные акты / под ред. В.И. Лафитинского. М., 1993.

4. Паречина С.Г. Институт президентства: история и современность. Мн. : ИСПИ, 2003.

5. Рагозин С.А. Конституционное развитие США (1861-1877) : дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1998.

6. Саломатин А.Ю. Государственное и муниципальное управление в США (от эпохи модернизации к постмодернизационному обществу и государству) : курс лекций. Пенза : Информационно-издательский центр ПГУ, 2004.

7. Согрин В.В. Центральные проблемы истории США. М. : Изд. «Весь мир». 2013.

8. Теория государства и права : учебник / под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

9. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

10. Abraham Lincoln: «Proclamation 80 — Calling Forth the Militia and Convening an Extra Session of Congress». April 15, 1861 // The American Presidency Project [Электронный ресурс]. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=70077 (дата обращения: 20.04.2019).

11. Abraham Lincoln: «Proclamation 81 — Declaring a Blockade of Ports in Rebellious States». April 19, 1861 // The American Presidency Project [Электронный ресурс]. URL: http://www.presidency.ucsb.edu (дата обращения: 20.04.2013).

12. Abraham Lincoln: «Proclamation 83 — Increasing the Size of the Army and Navy». May 3. 1861 // The American Presidency Project.

13. Abraham Lincoln: «Executive Order». April 25, 1861 // The American Presidency Project [Электронный ресурс]. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=70145 (дата обращения: 21.04.2019).

14. Abraham Lincoln: «Executive Order». April 27, 1861 // The American Presidency Project [Электронный ресурс]. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=69748 (дата обращения: 23.04.2019).

15. Koing L. The Chief Executive. N.Y., 1975.

1. Yemtsov G.N. Gosudarstvo i pravo v usloviyakh grazhdanskoy voyny (State and law in a civil war), dis. . kand. yurid. nauk. Krasnoyarsk, 2004.

2. Latypova N.S. Konstitutsionno-pravovoye obosnovaniye pobedy severnykh shtatov v grazhdanskoy voyne v SSHA (Constitutional and legal rationale for the victory of the northern states in the American Civil War). Molodezh’ i XXI vek — 2019, materialy IX Mezhdunarodnoy molodezhnoy nauchnoy konferentsii. Kursk, 2019, pp. 273-275.

3. Konstitutsiya SSHA 1787 goda (US Constitution of 1787). Konstitutsiya SSHA i drugiye za-konodatel’nyye akty, pod red. V.I. Lafitinskogo. Moscow, 1993.

4. Parechina S.G. Institut prezidentstva: istoriya i sovremennost’ (The Institute of the Presidency: History and Present). Minsk, ISPI, 2003.

5. Ragozin S.A. Konstitutsionnoye razvitiye SSHA (1861-1877) (US Constitutional Development (1861-1877), dis. . kand. yurid. nauk. St. Petersburg, 1998.

6. Salomatin A.Yu. Gosudarstvennoye i munitsipal’noye upravleniye v SSHA (ot epokhi moderni-zatsii k postmodernizatsionnomu obshchestvu i gosudarstvu) (State and Municipal Administration in the USA (from the era of modernization to postmodern society and state), kurs lektsiy. Penza : In-formatsionno-izdatel’skiy tsentr PGU, 2004.

7. Sogrin V.V. Tsentral’nyye problemy istorii SSHA (Central issues of US history). Moscow, Izd. «Ves’ mir». 2013.

8. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law), uchebnik, pod red. prof. V.Ya. Kikotya, prof. V.V. Lazareva. 3-ye izd., pererab. i dop. Moscow, 2007.

9. Tokvil’ A. Demokratiya v Amerike (Democracy in America). Moscow, 1992.

10. Abraham Lincoln: «Proclamation 80 — Calling Forth the Militia and Convening an Extra Session of Congress». April 15, 1861. The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=70077 (accessed date: 20.04.2019).

11. Abraham Lincoln: «Proclamation 81 — Declaring a Blockade of Ports in Rebellious States». April 19, 1861. The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu (accessed date: 20.04.2013).

12. Abraham Lincoln: «Proclamation 83 — Increasing the Size of the Army and Navy». May 3, 1861. The American Presidency Project.

13. Abraham Lincoln: «Executive Order». April 25, 1861. The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=70145 (accessed date: 21.04.2019).

14. Abraham Lincoln: «Executive Order». April 27, 1861. The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=69748 (accessed date: 23.04.2019).

15. Koing L. The Chief Executive. N.Y., 1975.

Дата поступления: 10.07.2019 Received: 10.07.2019

Форма правления США

В соответствии с принципами разделения власти, форма правления в США разделена на несколько частей. В ней подразумевается наличие трех независимых властных ветвей: законодательной, исполнительной и судебной.

В законодательной ветви власти формы правления США высшим органом является двухпалатный Конгресс. Нижняя палата — Палата представителей, верхняя – Сенат. В Палате представителей насчитывается 435 членов, в Сенате – 100 сенаторов. В политической системе США Сенат считается органом, члены которого выражают интересы населения отдельных штатов, так как каждый штат имеет в нем своих представителей. В целом Конгресс выступает в качестве противовеса власти президента. Он занимается решением важнейших вопросов государственного управления, и в том числе, в финансово-бюджетной сфере. Конгресс объявляет войну, формирует вооруженные силы, назначает высших должных лиц страны, устанавливает налоги и сборы и решает множество других задач.

Исполнительная ветвь власти в форме правления США представлена президентом, вице-президентом, исполнительными департаментами, независимыми агентствами и прочими органами. Президент США является главой государства, правительства и верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Вице-президент является вторым человеком в исполнительной власти страны, он должен сменять президента в случае его преждевременного ухода от власти.

Судебная власть в форме правления США представлена основным ее органом – Верховным судом. В соответствии со своей компетенцией Верховный суд рассматривает дела особой важности, в том числе, иски против штатов и правительства страны. Также именно этот орган определяет соответствие конституции США всех принимаемых в стране законов. По факту Верховному суду принадлежит очень большая власть, так как своими решениями он может заблокировать любые законы и президентские указы, которые в дальнейшем могут быть приняты только путем внесения поправок в конституцию. Избираются члены Верховного суда на пожизненные сроки, причем давление на них не могут оказать ни избиратели, ни конгрессмены, ни президент США. В состав Верховного суда входит девять судей, одного из них выбирают председателем.

Соединённые Штаты Америки

Соединённые Штаты Америки – государство в Северной Америке. Площадь – 9,5 млн км². Население – 325 млн человек. США имеют федеративную форму устройства, административно делятся на 50 штатов и федеральный округ Колумбия; в их подчинении также находится ряд островных территорий. Столица – город Вашингтон. Соединённые Штаты граничат на севере с Канадой, на юге – с Мексикой, также имеют морскую границу с Россией. Омываются Тихим океаном с запада, Атлантическим океаном – с востока и Северным Ледовитым океаном – с севера.

США не имеют официального государственного языка. Большинство жителей страны говорят на американском английском.

Дата независимости (от Великобритании) – 4 июля 1776 года (признана 3 сентября 1783).

Официальный язык – американский английский.

Крупнейшие города – Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Майами, Хьюстон, Филадельфия, Бостон, Сиэтл, Сан-Франциско, Сан-Антонио, Сан-Диего, Лас-Вегас, Атланта, Новый Орлеан, Финикс, Даллас.

Форма правления – президентская республика.

Госрелигия – светское государство.

Валюта – доллар США.

Часовые пояса – UTC −5…UTC −10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *