Имени кого метро в питере
Перейти к содержимому

Имени кого метро в питере

  • автор:

Имени кого метро в питере

«Новокрестовская» станет четвертой станцией, переименованной в петербургском метро, и первой, названной в честь футбольного клуба

Как станциям петербургского метро придумывали новые имена

Фото: «Петербургский дневник»

Петербургский метрополитен, в отличие от московского, оказался очень консервативным на переименования. Несмотря на то, что предложения дать новое имя той или иной станции возникали из года в год, удовлетворили всего три из них. 1 июля 1992 года «Красногвардейская», «Комсомольская» и «Площадь Мира» получили другие имена. Но предложений было гораздо больше, «Петербургский дневник» изучил их все.

Ветер перемен

Решение о переименовании этих станций в середине июня 1992 принял Санкт-Петербургский городской совет народных депутатов. По этому документу новое имя «Тучков мост» должна была получить строящаяся на тот момент «Спортивная», но этого не случилось.

«Улица Белы Куна», где тоже велись работы, получила название «Международная». Оно чудесным образом сохранилось и спустя ровно 20 лет появилось на действующей схеме петербургского метро.

Депутаты 1990-х задумались и о названиях станций, которые на тот момент были еще в проекте. «Пушкарскую» они предложили переименовать во «Введенскую», а «Улицу Смолячкова» в «Сампсониевскую». Но их так и не построили.

По словам исследователя петербургского метро Дмитрия Графова, самым логичным выглядело переименование «Площади Мира» в «Сенную площадь». Ветер перемен 1990-х годов вернул городу один из самых известных топонимов, в его честь назвали и станцию.

Декоммунизация в метро

«Комсомольская» получила свое название в 1978 году по популярной советской традиции — присваивать имена топонимам в честь юбилеев ключевых фигур и организаций. В данном случае это было сделано к 60-летней годовщине со дня I съезда Российского коммунистического союза молодежи.

«Эта станция стала единственным декоммунизированным объектом в истории петербургской подземки и единственной станцией в Ленинградской области, долгое время находящейся среди полей и малочисленных одноэтажных деревенских домов. Название «Девяткино» в честь одноименной железнодорожной станции ей явно больше к лицу», — отметил Дмитрий Графов.

Спустя десятилетия эту станцию метро предложили переименовать в «Менделеевскую», когда в районе установили памятник известному ученому, но инициатива не получила развития.

Фото: «Петербургский дневник»

Коварная буква «Ч»

Станцию метро «Красногвардейская» открыли в Ленинграде в 1985 году. Ее переименование в «Новочеркасскую», по словам Дмитрия Графова, оказалось самым обсуждаемым.

«Как и в случае с Сенной площадью, изменение подземной топонимики связано с желанием избавить гостей и жителей города от путаницы — Красногвардейский проспект стал Новочеркасским, а Красногвардейская площадь оказывалась вдалеке. При этом в отличие от «Сенной площади» и «Девяткино» название «Новочеркасская» стало диссонировать с изначальным архитектурным замыслом, петербуржцы по-прежнему могут лицезреть стеклянные витражи с образами бойцов Красной армии», — рассказал Дмитрий Графов.

Смена подземного имени породила забавную историю. В 1992 году для экономии сил и средств новое название решили сложить из букв старого. Но литер не хватало, поэтому в спешном порядке клонировали «О», а «Ч» и вовсе пришлось делать заново.

«Но «Ч» сделали без оглядки на оригинальный шрифт, и долгое время вид этой буквы раздражал некоторых неравнодушных петербургских ценителей искусства, которые то и дело обращались в подземку. Под натиском эстетов метрополитен не смог устоять и в 2011 году изыскал средства для новых «Ч», выполненных уже в соответствии с общей стилистикой», — объяснил Дмитрий Графов.

Бунт новых имен

За последние 20 лет предложения дать новые имена станциям метро возникали с завидной регулярностью. Например, «Спортивную» предлагали назвать «Олимпийской», если бы Петербург принял Олимпийские игры в 2004 году. Через несколько лет «Проспект Большевиков» и «Улицу Дыбенко» предлагали избавить от коммунистических названий и наречь «Оккервилем» и «Веселым Поселком». Но Валентина Матвиенко в бытность губернатором Петербурга отклонила эту инициативу из-за неоднозначного отношения горожан к советскому прошлому.

Пока строился новый участок Фрунзенского радиуса, общественность активно обсуждала название одной из станций. Ныне экс-директор «Метростроя» Вадим Александров предлагал переименовать «Бухарестскую» в «Метростроевскую», а Гуманитарный университет активно настаивал на «Профсоюзной», существовал еще один вариант — «Екатерининская». Но подземное имя не поменяли.

Такой же безуспешной оказалась попытка переименовать «Площадь Александра Невского» в «Лавру», «Шушары» — в «Колпинскую», а строящиеся «Юго-Западную» и «Горный институт» — в «Маршальскую» и «Площадь Собчака».

В честь клуба

Переименование «Новокрестовской» в «Зенит» станет прецедентом для петербургского метро, где на сегодняшний день нет ни одного названия станции в честь спортивной команды. Хотя попытки его присвоить были, например, «Проспект Большевиков» предлагали переименовать в «СКА», но эта инициатива осталась только на бумаге.

Дмитрий Графов отметил: «Наименование городских объектов в честь спортивных команд — это не новшество для страны. В 2014 году в Москве появились станции «Спартак», а через четыре года — «ЦСКА». Теперь дошла очередь и до Северной столицы, известной своей верностью одному футбольному клубу. Но попыток переименовать одну из станций метро ранее не возникало. Стадион имени Кирова был недоступен для строительства подземки, а рядом с Петровским была «Спортивная», в названии которой не было привязки к конкретной команде».

«В историю петербургского метро будет вписана уже четвертая станция с новым именем и самым коротким названием», — подчеркнул исследователь.

Напомним, эскизы оформления будущей станции «Зенит» в Смольном планируют рассмотреть осенью. С первыми набросками в Смольном ознакомились еще весной этого года, после чего отправили в ФК «Зенит» свои замечания. Новых эскизов, как сообщили источники в городской администрации, клуб пока не присылал.

«Наименование станции метро, ассоциирующееся у туристов и болельщиков с футбольным клубом «Зенит», безусловно, облегчит ее поиск на картах и путеводителях, вызовет аналогии с конкретным местом в Санкт-Петербурге. Кроме того, рядом со стадионом расположен спортивный комплекс, где проводят свои домашние матчи волейбольный клуб «Зенит» и баскетбольный клуб «Зенит», – ранее отметил вице-губернатор Владимир Кириллов.
Он также напомнил, что 5 июля футболисты «Зенита» в 7-й раз в истории клуба завоевали чемпионский Кубок Российской премьер-лиги, одержав победу в турнире за 4 тура до его окончания.

История метро Санкт-Петербурга

История Санкт-Петербургского метро началась еще в 1820 году. Тогда инженер Торгованов представил Александру I проект строительств тоннеля под Невой. Но тогда строительство так и не было начато — о проекте на какое-то время забыли, а вспомнили тогда, когда метро стало появляться в Париже, Лондоне и других городах.

Первые шаги к строительство Петербургского метрополитена

В 1935 году в Москве была открыта первая линия метро, а в 1941 году очередь, наконец-то, дошла и до Санкт-Петербурга. Был организован Ленинградский метрострой и дело пошло — метро начало проектироваться, подземки стали изучаться и казалось, что скоро и в Петербурге появится свое метро. Но о планах пришлось на время забыть — началась война. Только в 1947 году началось официально строительство долгожданного метрополитена.

Долгожданное открытие метро

На строительство первой ветки ушло 10 лет. В 1955 году была открыта первая ветка Санкт-Петербургского метро. В ее состав вошли Площадь Восстания, Владимирская, Технологический институт, Балтийская, Нарвская, Кировский завод и Автово. А немного позже открылась и Пушкинская. Жители Северной столицы теперь могли легко добраться на метро до Витебского, Балтийского и Варшавского вокзалов.

Но, несмотря на этом строители не остановились, а продолжили работать. Первую линию продлили в сторону центра, и теперь через новую станцию Чернышевская и Площадь Ленина можно было доехать и до Финляндского вокзала.

Большинство первых станций оформлялись в привычном тогда стиле Сталинской архитектуры.

История самой глубокой станции города

Адмиралтейскую планировали строить давно — ее даже можно увидеть в старых проектах 50-х годов. Но на деле станция открылась только спустя 40 лет. Дело в том, что геологические данные не позволяли строить в том месте неглубокую станцию. А для постройки эскалатора потребовалось бы снести несколько домов.

Дошло даже до того, что строители рассматривали вариант постройки лифта, на примере лондонского метрополитена. Но лифт оказался рискованной идеей. Оставался только эскалатор. Специально для его постройки закупали иностранный механизм, благодаря которому можно было снести лишь один дом вместо четырех.

Из-за продолжительного строительства Адмиралтейскую даже называли «станцией-призраком». Открытие самой глубокой станции Петербурга свершилось в 2011 году.

Как поживает метро сейчас

Постепенно метро расширялось и продолжает расширяться до сих пор. Сейчас схема Санкт-Петербургского метрополитена состоит из 5 веток и 69 станций.

Как и раньше, современные станции не отличаются каким-то особенно помпезным интерьером. В отличие от многих станций метро Москвы, в Санкт-Петербурге предпочтение отдается лаконичному и практичному дизайну.

Также в Санкт-Петербурге есть 10 станций закрытого типа — они удивляют многих гостей города. Изначально их строили из соображений экономии, а сейчас не только в Петербурге, но и в других странах мира строители пришли к выводу, что это не только недорого, но еще и безопасно для пассажиров.

Метро Санкт-Петербурга

Метро Санкт-Петербурга

История, самые красивые станции и интересные факты

В Петербургском метрополитене 72 станции, 5 линий и почти 125 километров путей. Как и в Москве, это не просто вид общественного транспорта, а полноценная достопримечательность. Например, станция «Автово» в 2014 году вошла в десятку самых красивых в мире, а «Адмиралтейская» считается наиболее глубокой во всей России. Рассказываем, какие ещё особенности таит в себе петербургское метро и что любопытного происходило в его истории. А также советуем, какие станции обязательно стоит посетить во время путешествия в Северную столицу.

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

Иван Главным в своей работе видит принцип рассказывать просто о сложном. Поэтому на экскурсиях Ивана интересно и взрослым, и детям.

Анастасия Петербург на её экскурсиях — это всегда яркие краски, только положительные эмоции и никаких скучных и монотонных повествований.

Схема метро

На карте Петербургского метрополитена пять веток, каждой из которых присвоен номер и цвет.

Первая и современная схемы метро. Источник: официальный сайт Петербургского метрополитена

Краткая история метрополитена Санкт‑Петербурга

Проекты железной дороги в тоннеле под Невой местные инженеры начали предлагать городским властям ещё в первой трети XIX столетия. Однако до реализации дело дошло больше века спустя. Метро Санкт‑Петербурга (тогда Ленинграда) открыло двери для пассажиров осенью 1955 года.

На глубину долго не шли

В середине XIX века были представлены проекты подземной железной дороги, которая соединила бы разные берега города, но вместо неё в 1855 году построили первый постоянный разводной мост Петербурга — Благовещенский.

Анастасия, гид в Санкт-Петербурге

Первое время подземка состояла из семи станций и одного электродепо, а поезда не имели систем автоведения и были оснащены обычным громкоговорителем для связи помощника машиниста с пассажирами. Однако уже в 1964 году на службу заступил первый состав с автоматизацией управления. Технология повысила точность остановки поезда на платформе и снизила нагрузку на машиниста: отпала необходимость в помощнике.

+1

Конец 1950-х. Вагонное депо близ станции «Автово» • Конец 1950-х. Дежурная по станции • Конец 1950-х. «Кировский завод» • «Технологический институт». Строительство эскалаторного тоннеля. 1950 год • Фото: диафильм «Второй в Союзе», А. Кельх

Год спустя появились аудиозаписи на магнитной ленте для автоматического объявления остановок и всем известного оповещения «Осторожно, двери закрываются». К концу 1960-х пассажиропоток достиг одного миллиона человек в сутки, а станций в составе ленинградского метрополитена было уже 25. А всего через десять лет их количество увеличилось ещё на 14 — развитие подземки шло бурными темпами.

В 1980 году специально к Олимпиаде в вестибюлях появились справочные бюро, на платформах — переговорные пункты с телефонами и световые указатели. А ещё — открылся Музей метро с исторической экспозицией на территории электродепо «Автово» (позже перенесли в здание у станции «Приморская»). Все эти факторы повлияли на поток пассажиров — он вырос до двух миллионов человек в сутки (и остаётся таким и сейчас). В 1992 году Ленинградский метрополитен стал Петербургским — к этому моменту насчитывалось уже 59 станций.

1980 год. Ленинград во время Олимпиады-80 • 1992 год. Карла Бруни, фотомодель и будущая жена Николя Саркози в Санкт‑Петербурге. Фото: Ferdinando Scianna • Электродепо «Невское» с поездами, курсирующими по Невско-Василеостровской линии

В последние 20 лет городское метро Санкт‑Петербурга сильно модернизировали: появились единые проездные, новые указатели с дублированием информации на английском языке, Wi-Fi. Кроме того, поезда оснастили умной системой контроля за физическим и психологическим состоянием машиниста, которая помогает быстро определять повышенный уровень стресса.

Линии метрополитена Санкт‑Петербурга

Ниже — подробная информация о каждой ветке подземки Северной столицы.

Линия 1 — Кировско-Выборгская (красная)

Самая старая ветка Петербургского метрополитена. На ней находятся семь станций: «Нарвская», «Площадь Восстания», «Балтийская», «Владимирская», «Автово», «Технологический институт» и «Кировский завод», открытых первыми. Линия оставалась единственной на протяжении шести лет. Станции продолжали появляться на ней вплоть до 1978 года — в результате их стало 19. А общая длина путей составила чуть больше 29 километров.

Самая-самая

Станцию «Автово» зарубежные издания отметили дважды: в 2014 году она вошла в список самых красивых станций мира по версии британской газеты The Guardian, а позже The Daily Telegraph причислила её к самым красивым станциям в Европе. Кстати, станции красной ветки — от «Автово» до «Площади Восстания» — находятся под охраной Комитета по госиспользованию и охране памятников Петербурга, а также занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Иван, гид в Санкт-Петербурге

«Автово» • «Балтийская» • «Площадь Восстания»

Линия 2 — Московско-Петроградская (синяя)

В 1961 году заработали пять станций этой ветки: «Электросила», «Технологический институт 2», «Московские ворота», «Фрунзенская» и «Парк Победы». Последняя, кстати, считается первой во всём мире платформой закрытого типа с дополнительными автоматическими дверями в стенах, которые открываются вместе с вагонными. Самая новая на сегодняшний день станция линии — «Парнас» — открылась лишь в 2006 году. Сегодня Московско-Петроградская ветка — рекордсмен по протяжённости в петербургском метро (более 30 километров).

Станция «Технологический институт», которую петербуржцы по-домашнему называют «Техноложка» • «Московские ворота» вскоре после открытия. 1961-62 года. Фото: Р. А. Мазелев • «Парнас» – самая новая станция 2-й линии

Линия 3 — Невско-Василеостровская (зелёная)

Станции начали открываться в 1967 году. Первыми стали «Маяковская», «Василеостровская», «Площадь Александра Невского» и «Гостиный двор». Все — закрытого типа, как и «Парк Победы» на второй линии. Открытие ветки даже потребовало введения в эксплуатацию новых поездов, каждый из которых поддерживал функцию автоматического ведения для точной остановки на подобных платформах. Эта линия продолжает расширяться и сейчас — последними открылись станции «Зенит» и «Беговая» в 2018 году.

+1

Саддам Хусейн в ленинградском метро. 9 августа 1970 года • «Маяковская» в 1986 году • «Маяковская» сегодня • «Зенит» – одна из новых станций на 3-й линии • Фото: Вячеслав Рунов, РИА Новости , набор открыток «Архитектура Ленинградского метро», сетевое издание «Discover 24»

Линия 4 — Правобережная (оранжевая)

Самая короткая: всего 11 с лишним километров. Первые станции — «Лиговский проспект» и «Достоевская» — открылись в 1991 году.

«Достоевская» • «Лиговский проспект»

Линия 5 — Фрунзенско-Приморская (фиолетовая)

Первая станция — «Садовая» — была открыта в 1991 году. Она стала по-своему уникальной — на протяжении шести лет оставалась единственной на Фрунзенско-Приморской ветке. «Спортивная» и «Чкаловская» появились лишь в конце 1990-х. А последние обновления в схеме линии произошли в 2019 году.

1991 год. Строительство станции метро «Садовая» • На «Спортивной» есть 300-метровый траволатор, соединяющий Петроградскую сторону и Васильевский остров • «Дунайскую» (открыта в 2019 году) украшают витражи с видами расположенных на Дунае европейских городов • Фото: группа ВК «Город, которого больше нет», Mmmmmik, CC BY-SA 4.0

Самые красивые станции

В вестибюлях и переходах пассажиров ждут десятки живописных панно на различные темы, оформленные под кольчугу стены, декоративные дверцы кабельных щитков и ещё много необычных украшений и памятников. Вот — станции, которые точно стоит увидеть в метро Санкт‑Петербурга.

«Пушкинская»

Линия: Кировско-Выборгская

Изначально станции предполагалось дать имя «Витебский вокзал», однако проект разрабатывался в год 155-летнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина, поэтому её решили назвать в честь великого поэта. В эскалаторной зоне пассажиров встречает большой барельеф-медальон с изображением классика. На платформе вдоль стен установлены ряды изящных высоких светильников с позолоченными копьями и щитами, все арки украшены лепными венками из лавровых листьев. Кроме того, на станции в 1956 году разместили скульптуру А. С. Пушкина на высоком постаменте — это первый памятник, установленный внутри петербургского метро.

Наземный вестибюль • Подземный вестибюль. Фото: София@Piter • Памятник Пушкину работы М. Аникушина

«Автово»

Линия: Кировско-Выборгская

Эта станция метро СПб посвящена героическим подвигам ленинградцев. Платформу украшает большое мозаичное панно под названием «Победа». Оно изображает мать с маленьким ребёнком на руках и символизирует мир после окончания войны и освобождения страны от фашистских захватчиков. Есть на станции и другие панно. Они посвящены двум оборонам города: Петрограда в 1919 году (во время Гражданской войны) и Ленинграда в период Великой Отечественной. Стены и все 46 колонн внутри «Автово» декорированы мрамором и частично рельефным стеклом, которое визуально напоминает хрусталь.

Финские корни

Станция получила своё имя по историческому названию селения, находившегося в этой местности — финской деревни Аухтуа, которую позже переименовали в Автово.

Иван, гид в Санкт-Петербурге

+1

Станция метро «Автово» • Макет станции «Автово». Авторы: Е. А. Левинсон и А. А. Грушке • Лампа с подставкой, сделанной из украденных балясин балюстрады Смольного собора. Говорят, именно одна из таких ламп стала вдохновением для Левинсона, придумавшего облицевать колонны «Автово» стеклом. Фото: Михаил Жуков • Ленинградский завод художественного стекла. Работа над облицовкой колонны

«Адмиралтейская»

Линия: Фрунзенско-Приморская

Выдающаяся станция, которая считается самой глубокой во всей России (86 метров под землёй). Оформление «Адмиралтейской» посвящено российскому флоту и его становлению во времена правления Петра Великого. Центральный элемент декора здесь — мозаичное панно «Основание Адмиралтейства». На гранитном полу и сводах можно увидеть изображение розы ветров, отделанные мрамором арки дополнены контрастными чёрными колоннами, а на стенах установлены крупные медальоны с портретами известных русских адмиралов: И. К. Григоровича, Ф. Ф. Ушакова и других.

Самый масштабный долгострой

«Адмиралтейская» побила рекорд не только по глубине залегания, но и по времени строительства: её должны были открыть в 1997 году, но из-за различных трудностей работы завершились только в 2011-м.

Иван, гид в Санкт-Петербурге

Наземный вестибюль • Подземный вестибюль • Роза ветров • Фото: Bittsevsky , Александр Кислицын

Эта станция метрополитена расположена рядом со зданием Адмиралтейства. Однако в народе она также известна как «Призрак». Дело в том, что станцию довольно долго не могли официально открыть: не удавалось согласовать место расположения выхода в город в историческом центре Санкт‑Петербурга. По этой причине поезда долго проезжали платформу «Адмиралтейской» без остановки.

«Нарвская»

Линия: Кировско-Выборгская

Одна из первых станций метрополитена Санкт‑Петербурга. Название она получила от расположенных поблизости Нарвских ворот. Здешняя тематика — профессии советских граждан. Стены вестибюля декорированы 48 медальонами с изображением врачей, колхозников, строителей, литейщиков. А над эскалатором расположено крупное панно «Слава Труду!» с рабочими на митинге.

Как придумали жетоны

Когда пассажиропоток в Санкт‑Петербургском метро сильно увеличился, два студента ИТМО, одним из которых был Борис Гринчель, предложили на входе установить турникеты, похожие на те, что стоят на заводских проходных. Первый турникет появился именно на станции «Нарвская» в 1958 году. В качестве проездного Гринчель предложил ввести жетоны, которыми мы пользуемся и сейчас.

Анастасия, гид в Санкт-Петербурге
Стёртая личность

Торцевую стену подземного вестибюля станции «Нарвская» до декабря 1961 украшало яркой мозаичное панно из смальты с изображением Сталина. После выступления Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС о борьбе с культом личности всё, связанное с именем вождя, начали уничтожать. Исчезло и панно на этой станции.

Иван, гид в Санкт-Петербурге

Наземный вестибюль • Подземный вестибюль • Мозаика с изображением Сталина, вторая половина 50-х годов. Фото: Thomas T. Hammond

«Кировский завод»

Линия: Кировско-Выборгская

Главная «промышленная» станция Петербургского метрополитена. Она находится возле самого старого и крупного машиностроительного завода города — Кировского, поэтому оформлена в соответствующей стилистике. Облицованный мрамором вестибюль декорирован лепниной и объёмными алюминиевыми медальонами, которые тематически посвящены металлургической, угольной и нефтяной промышленности СССР. А путевые стены украшены нестандартными элементами — подобием дверей кабельных шкафов.

Как две капли

Занятно, что наземный вестибюль станции внешне очень напоминает Парфенон в Афинах, а также Мемориал Линкольна в Вашингтоне, который изображён на пятидолларовой купюре и монете в 1 цент.

Анастасия, гид в Санкт-Петербурге

+2

Наземный вестибюль «Кировского завода» • Парфенон • Мемориал Линкольна в Вашингтоне• Подземный вестибюль • Барельеф

«Маяковская»

Линия: Невско-Василеостровская

Ещё одна «литературная» станция питерского метро. Названа в честь поэта Владимира Маяковского. Станция облицована мрамором и украшена портретом писателя в мозаичном стиле на контрастных ярко-красных стенах. А в наземном вестибюле установлен бронзовый горельеф Маяковского.

Подземный вестибюль • Наземный вестибюль • «Маяковская» – станция закрытого типа (иначе – горизонтальный лифт), здесь есть раздвижные двери, за которыми скрываются пути

«Международная»

Линия: Фрунзенско-Приморская

Вход на станцию расположен рядом с улицами, которые названы в честь городов социалистических европейских государств, входивших в Восточный блок. Это, например, Бухарестская, Будапештская, Белградская. Благодаря этому станцию назвали «Международной», а также соответствующе оформили: верхний вестибюль декорирован большим панно с древними мифологическими сюжетами культур разных народов, а нижний — мозаичным изображением Атланта, удерживающего на плечах Землю.

Интересная деталь

Для церемонии открытия «Международной» из Музея Петербургского метрополитена взяли ножницы, которыми в 1955 году перерезали ленточку на открытии одной из первых станций города — «Площади Восстания».

Анастасия, гид в Санкт-Петербурге

Наземный вестибюль, мозаичное панно «Рождение Вселенной». Фото: сайт района Купчино • Подземный вестибюль • Фриз-панно «Атлант»

«Звенигородская»

Линия: Фрунзенско-Приморская

Тематически посвящена Семёновскому полку. Сейчас это известное формирование Вооружённых сил РФ, но изначально, в конце XVII века, его собрал 11-летний Пётр I в качестве своего личного маленького войска. На станции можно увидеть крупное мозаичное панно, на котором как раз и изображены «семёновцы», включая первого российского императора. Платформа облицована мрамором и разноцветным гранитом.

Кстати, входы и выходы станции находятся недалеко от Пионерской площади, где ранее располагались казармы Семёновского полка.

Обратите внимание

В вестибюле станции находится самое большое мозаичное панно петербургского метрополитена! Его длина — 20 метров, высота — 4 метра. Тема Полтавской битвы здесь выбрана не случайно. Станция метро находится на улице Звенигородской, в районе, где после Северной войны был расквартирован Семёновский полк, участвовавший в сражениях.

Анастасия, гид в Санкт-Петербурге

Наземный вестибюль • Мозаичный фриз, художник А. К. Быстров • Подземный вестибюль • Фото: Bittsevsky

«Площадь Александра Невского 2»

Линия: Правобережная

В Петербургском метрополитене существует две станции с таким названием. Вторая, о которой пойдёт речь ниже, находится на оранжевой Правобережной линии и появилась в 1985 году — на 18 лет позже первой, расположенной на Невско-Василеостровской ветке.

«Площадь Александра Невского 2» — своеобразный памятник борьбе за независимость Великого Новгорода, который до 1478 года сопротивлялся ликвидации Новгородской республики и присоединению к Московскому княжеству. По архитектурной задумке, станция метро оформлена по образу древнерусской крепости: облицованные мрамором арочные галереи по обе стороны платформы играют роль укреплений, решётки светильников похожи на бойницы. А путевые стены отсылают к доспехам древнерусских воинов и декорированы золотистыми «чешуйками» кольчуги.

Самое интересное на станции «Площадь Александра Невского 2» – золотистые «чешуйки» кольчуги

«Спасская»

Линия: Правобережная

При открытии станцию назвали в честь уже несуществующего собора Санкт‑Петербурга — Спаса на Сенной, который снесли в начале 1960-х. Главный декоративный элемент станции находится в наземном вестибюле над эскалаторной зоной. Это несколько мозаичных панно, иллюстрирующих бытовые сцены торговли и общения людей на Сенной площади несколько столетий назад.

А ещё «Спасская» интересна тем, что входит в единственный и уникальный для петербургского метро тройной пересадочный узел — вместе со станциями «Садовая» (Фрунзенско-Приморской линии) и «Сенная площадь» (Московско-Петроградской ветки). По этой причине до 2013 года она вообще не имела собственного выхода на поверхность.

Мозаичные панно в наземном вестибюле • Вход на станцию «Спасская» • Мозаичное панно в переходе между линиями метро • Фото: сайт «История Петербургского метро» , Bittsevsky

«Спортивная»

Линия: Фрунзенско-Приморская

Уникальная станция, которая имеет два яруса с двумя платформами на каждом и способна одновременно принимать четыре поезда. Подобная конструкция платформы была реализована в Петербургском метрополитене впервые в мире.

Нижний ярус станции. Сквозь отверстие в потолке виден верхний ярус. Фото: ID77 • Верхний ярус. Фото: Alex Florstein Fedorov, CC BY-SA 4.0 • Мозаика в вестибюле

Название станции связано расположением: в непосредственной близости находятся спорткомплекс «Петровский» и ДС «Юбилейный». Оформление станции также выдержано в спортивной тематике. В наземном вестибюле и на платформе можно увидеть много мозаичных панно. На них изображены люди, занимающиеся различными видами спорта, а также Олимпийский огонь. Платформу украшают и медальоны в античном стиле с греческими богами. А на стене над эскалаторами пассажиры могут прочесть текст «Оды спорту» французского историка и литератора Пьера де Кубертена.

Музей метро

В год проведения в СССР летних Олимпийских игр —1980 на территории электродепо «Автово» появилась крупная экспозиция, посвящённая ленинградской подземке. Позднее музей переехал в здание на улице Одоевского, 29 рядом со станцией «Приморская», где расположен и сейчас. В 2015 году он получил новое название — «Интерактивный центр истории Петербургского метрополитена».

Внутри посетители могут увидеть, как выглядели вагоны разных лет в масштабе 1:20, а также понаблюдать на специальном макете за полным циклом движения поезда образца 1960-х годов. Здесь можно даже посидеть в кабине машиниста и изучить систему управления составом, посетить диспетчерскую и виртуально «встретиться» со строителями метро на 70-метровой глубине.

В музее устраивают и программы для детей: маленькие посетители могут прокатиться на «Волшебном поезде», чтобы познакомиться со всеми особенностями петербургской подземки и запомнить расположение станций и линий, а также принять участие в развлекательных квестах.

Важно знать, что посетить экспозицию получится только по предварительной записи. Свободная прогулка по интерактивному центру не предусмотрена, так как для знакомства со всеми интерактивными зонами требуется присутствие специалиста. Можно присоединиться к групповой экскурсии (до 20 человек) или заказать индивидуальную только для своей компании. Актуальные цены и свободные даты для посещения лучше уточнять на сайте музея метро СПб.

Интересные факты о метро Санкт‑Петербурга

  • Длина самого короткого тоннеля от станции «Владимирская» до «Площади Восстания» составляет всего 848 метров, самого длинного — от «Обухово» до «Рыбацкого» — 3,6 километра.
  • Когда метрополитен Санкт‑Петербурга только начинал свою работу, поезда делали гораздо короче. В составе каждого было всего лишь четыре вагона.
  • С середины 1970-х все объявления в поездах озвучивал петербургский диктор М. А. Быков. Его даже неофициально нарекли «самым главным голосом подземки». А в 2009 году Быкова сменили знаменитые личности города на Неве: в вагонах разных линий теперь звучат голоса Михаила Боярского, Александра Розенбаума или, например, футбольного комментатора Геннадия Орлова.
  • В 1971 году метрополитену Санкт‑Петербурга был присвоен Орден Ленина — «за высокую культуру в обслуживании пассажиров».
  • Петербургская подземка нередко фигурировала в кинематографе. Например, на станции «Московские ворота» снимался фильм «Опасный возраст» (1981) с Алисой Фрейндлих, а железнодорожные пути электродепо «Автово» засветились в советском сериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1986).

Тематические поезда

Метро Питера — это не просто быстрый способ передвигаться по городу. По его тоннелям ходят особые тематические составы, которые также знакомят пассажиров с до­сто­при­ме­ча­тель­но­стями Северной столицы, классиками литературы и историей подземки. Среди них:

«Дворцы Петербурга». Поезд был запущен на Невско-Василеостровской ветке в ноябре 2015 года. Его вагоны изнутри украшены иллюстрациями и фотографиями Петергофа, Зимнего дворца и других значимых архитектурных памятников. Также внутри состава присутствуют и самые яркие элементы оформления питерского метрополитена, например крупное изображение красной стены с портретом В. В. Маяковского с оноимённой станции.

Фото: дизайн-студия «Лайка», сайт администрации Санкт‑Петербурга, сетевое издание «LIFE»

«Мобильная библиотека». Появился на Кировско-Выборгской линии в апреле 2016 года. Интерьер вагонов стилизован под библиотеку с камином, где с нарисованными на стенах книжными полками соседствуют высказывания классиков и цитаты из различных книг.

«Красная стрела». Курсирует по Кировско-Выборгской ветке с 2016 года. Состав копирует внешний вид экспресса «Красная стрела», который ежедневно курсирует между двумя столицами. Кстати, запуск этого тематического поезда именно по 1-й линии метро был не случаен. Одна из её станций — «Площадь Восстания» — как раз расположена возле Московского вокзала.

«Литературный» поезд запустили на Кировско-Выборгской ветке в конце декабря 2016 года. В оформлении вагонов использованы портреты и известные цитаты классиков русской литературы: А. С. Пушкина, М. Горького, А. А. Блока, В. В. Маяковского, Ф. М. Достоевского и других.

«Эпохи метро». Курсирует по Невско-Василеостровской линии с ноября 2020 года. Его вагоны украшены архивными фотографиями, кадрами из фильмов и другими различными элементами, которые знакомят пассажиров с историей метрополитена Санкт‑Петербурга, начиная с его открытия.

Фото: проект «Приветъ, Питеръ», информационный портал «Петербургский дневник»

Вокзалы у станций метро

Возле станции «Пушкинская» Кировско-Выборгской линии находится Витебский вокзал. Именно здесь в 1837 году запустили движение по первой железной дороге России, которая протянулась на 25 километров до Царского села. А ещё Витебский вокзал — это популярная архитектурная до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть Северной столицы. На экскурсии от Tripster путешественники могут полюбоваться оформлением здания и узнать от местного гида самые интересные исторические факты и тайны этой локации.

У станции «Площадь Ленина» находится Финляндский вокзал. Он был построен в конце 1860-х и единственный из всех продолжал работать в годы блокады. На экскурсии от Tripster по Финляндскому вокзалу путешественники смогут узнать малоизвестные факты про эту до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть и увидеть главный исторический экспонат, расположенный возле здания, — паровоз, на котором В. И. Ленин дважды нелегально отправлялся в Финляндию со здешних платформ.

+2

Вокзалы: Витебский • Финляндский • Московский • Ладожский • Балтийский

«Площадь Восстания» Кировско-Выборгской линии расположена около Московского вокзала. Ещё две станции метро СПб — «Ладожская» (Правобережной линии) и «Балтийская» (Кировско-Выборгской ветки) — также находятся у одноимённых вокзалов.

Фото метро

Заключение

Метрополитен Санкт‑Петербурга — это не просто вид транспорта, а место, где можно увидеть красивую советскую архитектуру, полюбоваться мозаичным декором и даже погрузиться в историю, просто прокатившись на одном из тематических поездов. Во время путешествия в Северную столицу подземку обязательно стоит включить в обзорный маршрут как одну из ключевых до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей. А поближе познакомиться с особенностями станций на всех линиях питерского метрополитена путешественникам помогут опытные местные гиды.

Автор: Никита Показанников

Все секреты и интересные факты о метро в Петербурге

Петербургский метрополитен отличается от подземок других городов. И не только рекордной глубиной. Это единый организм, работающий по своим правилам. «Санкт-Петербург.ру» собрал самые интересные из них.

Чем пахнет в метро?

Днем в петербургском метро ездят более 2 млн человек. Метрополитен впитывает запахи каждого из них. Кто-то едет с букетом цветов, кто-то – со свежей выпечкой или мокрым котом в переноске. Но есть у метро и собственные запахи.

Самый узнаваемый, как сообщают сотрудники подземки в Telegram-канале «Метро. Повседневности», – запах стальных рельс вместе с запахом шпал, обработанных креозотом. Если машинист в пути резко тормозит, то в воздухе веет ароматом тормозных колодок. Или влажными опилками, если сотрудники собирают пыль со ступенек.

Осенью в подземке пахнет дождем. Романтика.

Почему в метро поручни эскалатора движутся быстрее ступенек?

Ответ на этот вопрос скрыт не в мистических догадках, как многие считают, а в технических особенностях работы ступеней и поручней. Они не зависят друг от друга и приводятся в движение двумя разными механизмами, которые работают на разной скорости.

В метро рассказывают, что устройства можно синхронизировать, но в этом нет надобности: это было бы трудозатратно и нецелесообразно, потому что допустимая разница скоростей не превышает 2%.

«Да, из-за этих двух процентов нам периодически нужно переставлять руку поближе к себе, но непреодолимого дискомфорта эта особенность эскалатора, согласитесь, нам все же не приносит», – считают в метро.

Почему в вестибюлях метро нет туалетов?

Разместить туалеты в нижних вестибюлях петербургского метро сложно с технической точки зрения, еще сложнее – с финансовой. Есть туалетные комнаты для персонала, но нормы безопасности запрещают доступ посторонним лицам в технические зоны метро. К тому же это невозможно из-за санитарно-эпидемиологических требований к минимальному расстоянию между общественным туалетом и зоной массового прохода людей: станции не реконструировать под размещение общественных туалетов.

Почему в метро нельзя провозить велосипеды?

Запрет на провоз велосипедов в метро объясняется заботой о пассажирах. Во-первых, спускаться и подниматься по эскалаторам с велосипедом сложно. Во-вторых, в часы пик вряд ли кто-то обрадуется близости к испачканным уличной грязью колесам и жестким педалям. В-третьих, войти в некоторые вестибюли будет сложновато (например, в узкие двери переполненной «Чернышевской»).

Гироскутеры, моноколеса, ролики, скейтборды и прочие персональные транспортные средства в качестве варианта перемещения по станциям здесь тоже под запретом. Разрешено провозить только детские велосипеды в чехлах.

Почему в метро нет урн?

Урны из метрополитена в Петербурге исчезли после террористических актов в московской подземке в 2000-х годах: их признали объектами возможной террористической угрозы. В метро заметили, что отсутствие урн парадоксально привело к уменьшению количества мусора.

Летом 2018 года в кассах метро начали выдавать чеки в соответствии с законом «О применении контрольно-кассовой техники». Соблюдение закона обернулось проблемой с мусором. Многие горожане предпочитали бросать чеки на пол, а станции метрополитена «утопали» в скомканных бумажках. В сентябре у касс поставили большие прозрачные урны. Их содержимое сотрудники подразделений транспортной безопасности могут разглядеть без особых проблем.

Фото: Wikiway

Почему женщины не работают машинистами?

Все из-за российского законодательства: согласно постановлению правительства РФ от 2000 года, запрещается использование женского труда на работе с вредными или опасными условиями труда. Работа машинистом входит в перечень таких профессий.

Так было не всегда. В 1955 году, например, когда Ленинградский метрополитен начал свою работу, была сформирована бригада из четырех женщин-машинистов. Сейчас в подземке предлагают другие возможности трудоустройства для женщин: в кассовых залах, дежурных, исследовательских и многих других службах.

Как определялись первые маршруты линий метро?

Когда ленинградцы входили в трамвай, им выдавался талончик с названием остановки. На выходе талончик нужно было вернуть контролеру. В конце рабочего дня тысячи билетов свозились в один пункт и подсчитывались специалистами. Собранная статистика показала, что горожанам больше всего нужен был транспорт между центром города, промышленной зоны Кировского завода и районов новостроек у Московского проспекта.

Руководство метрополитена хотело связать север и юг города, а затем наладить сообщение между вокзалами. Особое значение уделялось станции метро «Площадь Ленина»: в выходные десятки тысяч ленинградцев отправлялись загород через Финляндский вокзал.

Вторая, «синяя» ветка решила не менее важную задачу – соединила с историческим центром жилые массивы растущего Московского района и заселенной Петроградской стороны. Третья, «зеленая» линия была специально проведена вдоль Невского проспекта. На ней возвели два крупных пересадочных узла «Невский проспект» – «Гостиный двор» и «Маяковская» – «Площадь Восстания».

Почему в вагонах метро на электронных табло разная длина черточек между станциями?

Дисплей был сделан с расчетом на увеличение числа станций метро. В табло встроен специальный модуль с сигналами, которые можно перепрограммировать без замены устройства.

От того насколько длинное у станции название зависит и необходимое ей пространство на наклейке. Сравните, например, сколько печатного места занимает «Беговая» и сколько «Площадь Александра Невского-1».

Длина черты между «Обухово» и «Рыбацким» короче остальных, хотя это самый длинный перегон в Петербурге – 3620 метров.

Фото: пресс-служба петербургского метрополитена

У каких трех станций метро менялись названия?

Сенная площадь с 1952 года называлась площадью Мира. Власти Петербурга вернули ей историческое название в 1992 году. Чтобы не было путаницы, переименовали и станцию метро.

По аналогичной причине сменила название «Новочеркасская». Она расположена на одноименном проспекте, который с 1983 по 1990 год назывался Красногвардейским.

«Девяткино» открыли в 1978-м, когда отмечалось 60-летие с момента создания Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи. В честь юбилея станцию назвали «Комсомольской». Имя не прижилось, потому что рядом расположена железнодорожная платформа «Девяткино». Ее название привычнее для пассажиров.

Почему сиденья в вагонах метро расположены напротив друг друга (а не как в электричках)?

На такое расположение сидений влияют несколько факторов: ширина тоннелей подземки; продольный вариант увеличивает пассажировместимость вагонов и помогает обустроить необходимое число мест для родителей с детьми, пожилых людей и инвалидов; между сиденьями остается широкий проход, в котором пассажиры могут стоять и ходить по вагону.

Метро в Стокгольме. Фото: periskop.livejournal.com

Почему в метро машинисты иногда сами объявляют станции?

Система оповещений в метро срабатывает автоматически. Однако иногда на станциях проводятся работы, и оборудование временно не передает сигнал. В таких случаях машинисты сами объявляют станции.

Есть и другая причина – задержка состава в ожидании посадки. Чтобы дать пассажирам необходимое время, машинисты отключают оповещения. Повторно система не «заговорит», поэтому о завершении посадки сообщают машинисты.

На современных составах, которые ходят по «красной» и зеленой» линиям, переключатель закрывания дверей модернизировали. Теперь у него есть два положения. В одном двери закрываются без автоматического объявления, а в другом система и закрывает двери, и проговаривает оповещение для пассажиров. Сделано это для удобства машинистов, которым и так приходится быть очень бдительными во время работы.

Зачем нужны щетки на эскалаторах?

Многие пассажиры думают, что щетки вдоль эскалаторов используются, чтобы чистить ступеньки или обувь. В действительности они защищают ноги. В метро рассказывают, что одна из самых распространенных травм на эскалаторах случается в тот момент, когда мокрая обувь пассажира прикасается к неподвижной части конструкции. Возникающее трение останавливает ногу, из-за чего она может развернуться.

Если на эскалаторе стоит щетка, то люди с повышенной вероятностью отступают, когда случайно касаются ее ногой. Так безопаснее.

Зачем в тоннелях метро нужны светофоры?

В подземке используются не только светофоры, но и семафоры. Они отличаются между собой по конструкции, поэтому машинисты легко могут опознать тот или иной знак. Обычно один светофор совмещает несколько задач, например, запрещает или разрешает въезд на станцию и отвечает за одобрение или запрет маневров.

Например, если машинист видит перед собой светофор с двумя горящими желтыми огнями, при этом верхний – мигающий, это значит: составу разрешено движение со скоростью не более 35 км/ч, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор открыт.

Почему на «Площади Александра Невского-1» больше всадников, чем коней?

Это ошибка. На композиции изображен Александр Невский вместе с четырьмя дружинниками, которые сидят лишь на четырех конях. Даже архитекторы станции и художники Эдуард Озоль, Виктор Новиков и Иван Костюхин не заметили ошибки. О ней стало известно благодаря записи в книге отзывов, оставленной одним из пассажиров. Несмотря на это, композицию решили не исправлять.

У нее даже есть народное название «Пять мужиков и четыре лошади». Пытливые умы до сих пор предлагают новые теории: пятый всадник на ходулях; конь пал в бою; голова справа не такая, как все и прилеплена была позже.

Фото: wikipedia.org

Почему у «Спортивной» два уровня?

Подобная конструкция существенно увеличивает пропускную способность пересадочного узла и сокращает время, которые пассажиры тратят на переход. Еще на момент запуска в 1997 году на «Спортивной» были созданы небольшие отрезки четырех тоннелей будущей Кольцевой. Один из них ведет в Петроградскую сторону, два – на Васильевский остров.

Фото: Wikiway

Зачем на станциях метро используют деревянные шпалы?

Срок службы деревянных конструкций составляет 40 лет, поэтому на новых станциях подземки поставлены железобетонные шпалы. Старые сооружения, при производстве которых используется креозот (маслянистая жидкость со специфическим запахом), еще не везде успели поменять.

Внимание пассажиров иногда привлекают дощечки между путями. Это специальная опалубка. Дело в том, что процесс замены шпал – непростой и требует работ по укреплению пути: мотовозы подвозят ремонтной бригаде материалы и потом увозят демонтированные элементы. Все работы проводятся в ночное время, а временные конструкции остаются днем, чтобы не закрывать станции для пассажиров.

Фото: russos.livejournal.com

Для чего на поездах в метро сигнальные лампочки?

Бортовая сигнализация помогает получить информацию о работе состава. Огни дублируются на мониторе в кабине машиниста. Существует три цвета ламп – белый, зеленый и желтый.

Белый обозначает открытые двери вагона, даже если их просто придерживают пассажиры, или неисправность их сигнализации. Зеленый цвет появляется, если срабатывает система защиты, которая предохраняет силовую цепь от короткого замыкания и перегрузок. Желтая лампа загорается при остановке вагона ручным или автоматическим тормозом.

Московское метро. Фото: bluesmaker.livejournal.com

Почему в Петербурге нет станции «Гоголевская»?

Назвать именем Николая Гоголя одну из станций петербургского метро предлагали много раз. В 2009 году, во время празднования 200-летия со дня рождения писателя, петербуржцы обратились в топонимическую комиссию с просьбой переименовать недавно открытую «Звенигородскую» в «Гоголевскую». Однако в скором времени активисты получили отказ.

Подобная история произошла и со строящейся «Адмиралтейской». Поклонники писателя считали, что новая станция идеально вписывается в концепцию: Гоголь жил в пяти минутах ходьбы от станции, а Малая Морская улица, куда выходит вестибюль станции, с 1902 по 1993 годы называлась улицей Гоголя.

Отказы связаны с проектами станций. Название каждой из них неразрывно связано с оформлением. Тематика «Звенигородской» посвящена Семеновскому полку. Основным местом его дислокации была Семеновская слобода, находившаяся между Звенигородской и Загородной улицами. Тематика «Адмиралтейской» посвящена морскому могуществу России. Витражи, мозаичные панно, медальоны с барельефами – все говорит посетителю о торжестве русского флота.

Зачем машинисты в метро иногда громко сигналят?

Многие слышали громкий гудок, когда поезд идет через станцию без остановки. Понятно, что так машинист предупреждают пассажиров о приближении состава.

Еще сигнал подается для сотрудников подземки, работающих в тоннеле. Каждый поезд, проходящий тоннель, в котором выполняются работы, должен погудеть. Обязательно сигналят и все первые утренние поезда, предупреждая рабочие бригады, заканчивающие ночную смену.

Нужно дополнительно оповещать и тех, кто трудится в тоннеле при включенном рабочем освещении: свет фар при этом становится не таким заметным.

Фото: пресс-служба петербургского метрополитена

Почему в метро используют контактный рельс?

Использование контактного рельса (провода, который контактирует с токоприемником подвижного состава) в подземке объясняют его долговечностью, простотой в обслуживании и дешевизной.

У контактного рельса есть одно главное преимущество, которое и обеспечивает его доминирование в метрополитенах мира. Его использование позволяет уменьшить поперечное сечение тоннеля: не требуется дополнительное пространство для размещения подвесной контактной сети, что экономит деньги при строительстве тоннелей.

Фото: pikabu.ru

Почему на эскалаторе нужно стоять справа, а идти слева?

В правилах нет очевидного указания на то, что стоять на эскалаторе нужно справа. Более того, согласно им, пассажиры на эскалаторе должны только стоять, а не идти. Указание насчет разделения на левый и правый потоки пассажиров касается только часа пик, когда необходимо следовать указаниям работников метро и вставать на эскалатор с обеих сторон.

Существует версия о том, что практика стоять справа, а идти слева объясняется привычкой из дорожного движения, где обгон совершается слева. Однако принцип «стоять справа, идти слева» действует и в лондонском метро, где автомобильное движение устроено наоборот.

Кстати, в Лондоне проводили исследование и выяснили, что скорость прохода пассажиров к платформам вырастет почти на 30%, если пассажиры будут только стоять на эскалаторах. Однако еще более эффективно заставить всех пассажиров идти по обеим сторонам, отмечают в метро.

В общем, никаких аргументов в пользу того, чтобы стоять справа, а идти слева, нет. Все объясняется традицией.

Почему в вагонах метро нет кондиционеров?

Постоянная температура в метро поддерживается общей системой вентиляции и необходимости в отдельных кондиционерах нет.

Почему в метро используются жетоны и турникеты?

Необходимость использования жетонов в метро объясняют тем, что для горожан они привычнее, чем другие способы оплаты, и тем, что жетон – это «визитная карточка подземки».

В первые два года работы метрополитена пассажиров в вестибюлях встречали контролеры, которые проверяли бумажные билеты и документы. На некоторых станциях работали до 20 человек. Проверка отнимала много времени, а по утрам на станциях было не протолкнуться.

Автоматизированную систему оплаты и контроля в 1957 году предложил 24-летний студент ИТМО Борис Гринчель. Он вместе с напарником за несколько месяцев сконструировали два пробных образца турникетов, напоминавшие вертушки с копилкой, которые стоят на проходных заводов. В 1958 году экспериментальные аппараты поставили на «Нарвской»: «Поначалу они вводили пассажиров в легкое замешательство, впрочем, как и любые другие технологичные новинки на первых порах тестирования».

По задумке Гринчеля, турникет срабатывал после опускания монеты в приемник. Но в 1958 году проезд в метро стоил 50 копеек, а монет с таким номиналом еще не было в обращении. Тогда студент предложил использовать специальные жетоны и спроектировал их макет. Эскиз первого образца жетона отрисовал художник Ленинградского монетного двора Николай Соколов. На нем он изобразил станцию «Площадь Восстания», начертил крупную букву «М» и сделал надпись: «Для прохода опустить в турникет».

Почему метро не работает круглосуточно?

Во-первых, ночью пассажиропоток в сотни раз меньше, чем днем. Во-вторых, ночью проходят работы по техобслуживанию.

В петербургском метро работают более 16 тыс. человек, и 60% этих людей обеспечивают именно эту, невидимую для пассажиров, но такую важную ночную работу. Так что получается, что метро работает как раз круглосуточно, просто пассажирские перевозки осуществляются только днем. Конечно, в праздники случаются приятные исключения.

Фото: Wikiway

Почему в СССР машинист в метро работал с помощником?

Раньше поезда в подземке управлялись локомотивными бригадами (как и на наземной железной дороге). Бригада состояла из машиниста и его помощника. Первый, очевидно, управлял составом. Помощник же объявлял станции по информатору, открывал и закрывал двери, а также отвечал за посадку и высадку пассажиров.

В 1980-е годы в метро начали внедрять автоматические системы, и многие функции на себя взяла техника. Помощники выходили на линию только в случае необходимости.

Для чего на «Московской» стоят дополнительные двери?

Отдельно стоящие двери на «Московской» обеспечивают доступ с платформы в тоннель. Например, во время эвакуации у этих дверей устанавливаются сходни – небольшие лестницы, предназначенные для спуска на пути или, наоборот, подъема на платформу.

Вопрос: почему на «Московской» такие «технические» двери есть, а на других станциях нет? Ответ: у «Московской» самый длинный подземный зал среди закрытых станций типа «горизонтальный лифт». Длину платформы увеличили из-за того, что выходы на поверхность сделаны на разные стороны Московской площади.

На станции смонтировано 52 двери (по 26 на каждой стороне платформы), отделяющие тоннели от центрального пассажирского зала. 48 створок используются для посадки и высадки пассажиров из вагонов, а оставшиеся четыре закрыты и предназначены для эвакуации. На других станциях закрытого типа эвакуационные задачи выполняют те же двери, которыми каждый день пользуются пассажиры и которые установлены по краям платформы.

Фото: wikipedia.org

Зачем на стенах тоннелей метро висят двери?

Многие считают, что там хранятся запасы на случай войны, но это не так. На самом деле там спрятаны провода, которые идут за архитектурн­ой отделкой стен. Двери установлены для того, чтобы в случае повреждения кабелей, их можно было быстро восстановить или заменить.

Провода можно увидеть в тоннеле через окна движущегося состава. Это либо электрические провода, обеспечивающие освещение и работу электроприборов (насосов, светофоров), либо провода связи (связь с тоннелем, с дежурной по станции, кабели сотовых опе­раторов). Можно заменить и различные канализационные трубы, водопровод.

Фото: пресс-служба петербургского метрополитена

Зачем на выходе с «Площади Восстания» установлена лестница?

На выходе со станции «Площадь Восстания» к Невскому проспекту установлена лестница, хотя ее нет на входе в вестибюль. Связано это с перепадом высот. Невский проспект проходит в стороне от Дворцовой площади к площади Восстания под небольшим углом.

Подъем этот почти не ощущается во время прогулки. Однако на месте, где находится наземный вестибюль «Площади Восстания», становится заметно, что сама площадь располагается выше одноименной улицы.

Почему на «Проспекте Ветеранов» кабина машиниста пищит?

Кабина машиниста издает звук по прибытии на станцию. Сигнал означает, что дальнейший путь по тоннелю запрещен. Его подает автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС). Система установлена в кабине управления составом. Она выполнена в виде светящихся ячеек с цифрами и буквами.

АЛС издает звук не только на «Проспекте Ветеранов». Сигналы иногда появляются и во время движения состава по маршруту.

Зачем на «Площади Ленина» стоят две кабины дежурных?

На станции «Площадь Ленина» работают два дежурных у эскалатора. Это связано с особенностями станции: на Боткинской улице вестибюль визуально разделен между залом с турникетами и залом с эскалаторами, поэтому у сотрудников метро, работающих на входе в станцию у турникетов, нет обзора на эскалаторы с верхнего вестибюля.

Второй пост дежурного появился, чтобы устранить слепую зону. Это важная мера обеспечения безопасности пассажиров.

Почему эскалаторы в метро часто ремонтируют?

Ремонт этот, кстати, запланированный, а не вынужденный. Регулярные работы по техническому обслуживанию проводят, чтобы вовремя заметить и предотвратить технические сбои механизмов. Всего на эскалаторе выполняется около 90 видов ремонтных работ.

На капитальный ремонт эскалатор отправляется после того, как пробежит 150 тыс. км. График капремонтов утверждается за год.

Почему не на всех станциях метро есть пандусы и лестничные подъемники?

До 2004 года приспособления для помощи маломобильным пассажирам в метро не были обязательными по закону, поэтому на старых станциях этих конструкций нет.

На некоторых станциях установили спуски для перевозки колясок и тележек. В метро есть так называемые «пассажиронапряженные» участки, где пандус может привести к уменьшению пропускной способности ниже допустимого уровня, а это дополнительный риск травмирования людей в часы пик.

С апреля 2017 года в метро работает Дистанция обеспечения мобильности пассажиров. К дежурным могут обратиться за помощью люди с инвалидностью, пожилые люди, а также мамы с колясками.

Почему на платформах станций метро машинисты пользуются зеркалами, установленными рядом с головой состава?

Камеры и зеркала – незаменимые помощники для машинистов. Да, в цифровую эпоху зеркало может показаться решением архаичным, но зачем отказываться от дополнительного обзора, который полностью автономен и независим от технических факторов?

На станциях закрытого типа все чуть сложнее. Для обзора расстояния между вагонами обновленной серии и станционными дверями платформы машинисты пользуются специальным показателем. Инфракрасный луч определяет, свободен ли просвет, и, если в его поле попадает посторонний предмет, в рельсовую цепь подается нулевая частота, которая запрещает машинисту отправление со станции.

До недавнего времени в петербургском метро было 10 станций закрытого типа, но 26 мая 2018 года появились две новые – «Беговая» и «Новокрестовская». Их платформы оборудованы современной техникой и стеклянными защитными ограждениями в отличие от используемых ранее бетонных стен с металлическими дверями.

Почему в метро дует ветер?

У метро есть свои «легкие», а у подвижного состава – поршневой эффект. За наличие воздуха в метро отвечают вентиляционные шахты. По сути это и есть «легкие». При строительстве станций и прокладке тоннелей глубокие стволы шахт используются как транспортные участки, после – как каналы для воздухообмена. Они оборудованы мощными вентиляторами, которые обеспечивают подачу свежего воздуха с поверхности в подземные сооружения и удаляют из последних углекислые, выхлопные и прочие газы.

К тому же, перед движущемся поездом в тоннеле образуется избыточное давление воздуха, а позади него – разряжение. Поезд своим поршневым действием проветривает тоннель и выводит из него ветер, который пассажиры могут ощутить, стоя на платформе или эскалаторе.

Пассажиры проводят в метро в среднем около 40-50 минут, а сотрудники подземки – весь рабочий день. Чтобы и пассажирам, и сотрудникам было комфортно, испытательная лаборатория микроклимата каждый день следит за качеством воздуха на всей территории метро.

Почему таймер на платформе отсчитывает время с момента отправления предыдущего поезда, а не показывает, через сколько прибудет следующий?

Таймер на платформе установлен не для пассажиров, а для машинистов. Ориентируясь на отсчитанные таймером минуты и секунды, все машинисты поддерживают единый график движения поездов на линии и при необходимости регулируют его на своем участке.

Отправление поезда в московском метро. Фото: скриншот из видео с YouTube-канала acidnik00

Почему в тоннелях метро поезда иногда делают остановки?

В часы пик, когда пассажиры дольше выходят и заходят в вагоны или удерживают двери от их закрытия, состав начинает отставать от графика. Машинисты сообщают об этом коллегам.

Чтобы не нарушать безопасные дистанции между поездами, идущие следом составы делают остановки в тоннеле или замедляют ход. Другая причина – падение пассажиров на пути, что, к счастью, случается редко.

Где в метро «прячется» рыжий кот?

Хвостатый «прячется» на панно из мрамора, которое называется «Деревня Волково» на станции «Волковская». По сюжету мозаики, кот подкрадывается к красноглазой сове у стога сена. Художник Александр Быстров в качестве фона для происходящего выбрал пейзаж сонного петербургского пригорода, над которым кружат птицы.

По словам работников метрополитена, горожане часто спешат по делам и не успевают разглядеть детали панно.

Фото: Instagram / @metrospbphoto

Где в метро спрятана «купчинская птица счастья»?

Птицу можно увидеть на мозаике станции «Бухарестская». Ее изобразил художник Александр Быстров. «Одна из версий гласит, что птица посвящена другу художника, который живет в Купчино и носит фамилию Синиц. Другая версия – народная – настаивает на том, что пассажир, разглядевший синицу в мозаике, всю жизнь будет счастлив», – рассказывают в метро.

Фото: wikipedia.org

Почему дежурные в метро носят пилотки разного цвета?

Сотрудницы носят пилотки разного цвета в связи с традициями, принятыми в железнодорожной сфере. Головной убор красного цвета носят девушки, которые работают в службе движения. Они связаны с перемещением составов, поэтому яркая пилотка – опознавательный сигнал для машиниста.

Синие пилотки предназначены для сотрудниц эскалаторной службы. Им не требуется яркий цвет в униформе.

Почему «Горьковская» после реконструкции стала похожа на «летающую тарелку»?

«С одной стороны, архитектурный стиль наземного вестибюля станции действительно смотрится инопланетно. С другой стороны, выделялось на общем фоне Петроградской стороны и предыдущее здание станции», – считают в метрополитене.

Во время реконструкции использовали новейшие материалы для облицовки, а позже ей решили придать цилиндрическую форму. Вестибюль станции специально приподнят на ступенчатое основание. Это сделано для защиты от наводнений. Верхняя часть «летающей тарелки» предназначена для административных и хозяйственных помещений метрополитена. Заново открыли станцию в 2009 году.

Фото: fotokto.ru

Кто контролирует график движения поездов метро?

Современное оборудование центрального диспетчерского пункта позволяет не только управлять многочисленными устройствами, но и контролировать, а также диагностировать их состояние. Диспетчеры получают информацию о работе всех линий подземки. Они могут управлять стрелками и сигналами станций.

Также движение составов контролируют машинисты, в чем им помогает автоматическая локомотивная сигнализация. Она автоматически регулирует скорость и не позволяет ее превышать на определенных участках.

Когда изготовили первые юбилейные жетоны?

Первые юбилейные жетоны изготовили к 50-летию метрополитена в 2005 году. «Празднование намечалось атмосферное: со станции “Автово” под звуки военного оркестра отправился “ретропоезд”. В его состав вошли несколько старых вагонов Ленинградского метро, окрашенных по прежней схеме. А чтобы на память о юбилее осталось что-то осязаемое, метрополитен выпустил лимитированную коллекцию юбилейных жетонов», – рассказывают в метро.

В серию вошли восемь жетонов, посвященных первым станциям – «Автово», «Кировскому заводу», «Нарвской», «Балтийской», «Технологическому институту», «Пушкинской», «Владимирской» и «Площади Восстания».

В дальнейшем жетоны начали производить в честь других важных дат. Например, они появились к 70-летию «Метростроя», а в 2018 году увековечили новые станции «Новокрестовская» и «Беговая».

Зачем между вагонов нужны черно-желтые конструкции?

Механизмы, которые называются межвагонными предохранительными устройствами, защищают пассажиров от падения. В метро подчеркнули, что некоторые пассажиры не соблюдают правила безопасности, в связи с чем пытаются пройти между вагонами.

Разработка позволила избавиться от проблемы и обезопасить людей в метро. Их ввели в постоянную эксплуатацию в марте 2012 году.

Метрополитен пробовал внедрить конструкции как зарубежного, так и российского производства. «Отечественные оказались более функциональными и лучше подошли с эстетической точки зрения», – рассказывают в подземке.

Выезд поезда из депо «Автово». Фото: Instagram / @axrlw

Почему раньше все поезда в метро были синими, а теперь они разноцветные?

Первую очередь Ленинградского метрополитена открывали в 1955 году с 40 вагонами, произведенными в Мытищинском машиностроительном заводе и уже испытанными в Москве. К тому моменту их производили в сине-голубом цвете, так как этот окрас считают «не дразнящим, не надоедающим и сочетающимся с разными интерьерами». Последующие поступления в 1964 и 1967 годах были в синем цвете.

В 1977 году на Мытищинском машиностроительном заводе собрали первые серийные вагоны нового типа. Их покрасили в разные цвета: желтый, зеленый и синий. Однако метрополитен провел эксперимент и решил остановиться на синем варианте. Традиция сохранилась вплоть до 21 века.

Когда сеть метро стала разрастаться, а транспортная навигация усложняться, в метро решили внести коррективы в окрас вагонов. Теперь их окрашивают в цвет линий метро: эта система работает на красной и зеленых ветках петербургского метрополитена.

Что значит логотип метро?

В советские годы метрополитены Москвы и Северной столицы обозначались единым логотипом – остроконечной «М». Отличались они только по цвету. В 1992 году, когда метрополитены вышли из Министерства путей сообщения и стали относиться к администрации города, у петербургского метро появился современный логотип. Его дизайн разрабатывали полгода.

Коллектив разработчиков состоял всего из двух дизайнеров, но им помогали коллеги – другие дизайнеры, архитекторы и психологи – из художественного совета. Их задачей было не просто нарисовать «новую» букву «М», а сделать ее образ уникальной.

Решение нашли благодаря важной характеристике петербургской подземки – рекордной глубине. Эта особенность и отражается в нынешнем логотипе: соединяющиеся в середине линии символизируют эскалаторы, а полукруглые основания – своды тоннелей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *