Где располагался монастырь грегора менделя
Перейти к содержимому

Где располагался монастырь грегора менделя

  • автор:

Где располагался монастырь, чьим послушником стал Грегор Мендель, 4 буквы

Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Где располагался монастырь, чьим послушником стал Грегор Мендель», 4 буквы (первая — б, последняя — о):

(БРНО) �� 0 �� 0

Другие определения (вопросы) к слову «брно» (32)

  1. Город в Чехии, административный центр Южно-Моравской области
  2. Моравия, центр
  3. Какой город называют «Чешским Манчестером»?
  4. Прага, …, Острава
  5. 2-й по величине чешский город
  6. 2-й по величине город Чехии
  7. Второй по величине город Чехии
  8. В каком городе 8 февраля 1865 года выступил со своим знаменитым докладом Грегор Мендель, положив начало генетике?
  9. Город в южной Чехии
  10. Чехословацкий город
  11. Историческая столица Моравии
  12. Чешский футбольный клуб
  13. Город в Чехии
  14. Крупный город в Чехии
  15. Главный город Моравии
  16. Город в Чехословакии
  17. https://sinonim.org/sc
  18. Бывшая столица Моравии
  19. Модель 75
  20. Город у слияния рек Свитава и Свратка
  21. Оружейная фирма, Чехия
  22. Старинный чешский город
  23. Чешский город
  24. Город Чехии
  25. Второй по величине чешский город
  26. Город в Чехии, крупный административный и промышленный центр Южно-Моравской области
  27. Чешский «Манчестер»
  28. Оружейная фирма Чехии
  29. Столица исторического региона Моравия в Чехии
  30. Исторический столица Моравии
  31. Оружейная фирма из Чехии
  32. Второй город Чехии
  33. Чешский мегаполис

Брно (чеш. Brno [ˈbr̩no] ), по-немецки Брюнн (немецкое Brünn ) — статутный город в Чешской Республике в историческом регионе Моравия, близ слияния рек Свитавы и Свратки. Административный центр Южноморавского края и районов Брно-город и Брно-пригород; бывшая столица (1641—1928/49) Моравии. Город с более чем тысячелетней историей.

Второй по величине город Чехии после столицы Праги, находящийся в 205 км от неё, и крупнейший город Моравии. Формирует третью в стране и вторую в Моравии городскую агломерацию (уступающую столичной и Остравской). Численность населения города — 378 тыс. жителей (2012; в 1921—222 тыс. жителей, из них более ⅓ немцев), полной агломерации — 728,1 тыс. жителей (2004).

Что искали другие

  • Позумент
  • Шахматная муза
  • В какой машине ездят в белых тапочках?
  • Молоток для выбивания картин на металле
  • Более или менее полезный объект

Случайное

  • Город в Бельгии
  • Человек, который склонен часто плакать
  • Вывоз угля из шахты
  • Ритмически не организованная речь
  • Итальянский тренер (фут.)
  • Поиск занял 0.007 сек. Вспомните, как часто вы ищете ответы? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать их, а также синонимы к любым словам, антонимы, ассоциации и предложения.

Мендель Грегор Иоганн

Ме́ндель (Mendel) Грегор Иоганн (22 июля 1822, Xейнцендорф, Австро-Венгрия, ныне Гинчице — 6 января 1884, Брюнн, ныне Брно, Чешская Республика) — австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм). Применив статистические методы для анализа результатов по гибридизации сортов гороха (1856-63), сформулировал закономерности наследственности (см. Менделя законы).

Трудные годы учения

Иоганн родился вторым ребенком в крестьянской семье смешанного немецко-славянского происхождения и среднего достатка, у Антона и Розины Мендель. В 1840 Мендель окончил шесть классов гимназии в Троппау (ныне г. Опава) и в следующем году поступил в философские классы при университете в г. Ольмюце (ныне г. Оломоуц). Однако, материальное положение семьи в эти годы ухудшилось, и с 16 лет Мендель сам должен был заботиться о своем пропитании. Не будучи в силах постоянно выносить подобное напряжение, Мендель по окончании философских классов, в октябре 1843, поступил послушником в Брюннский монастырь (где он получил новое имя Грегор). Там он нашел покровительство и финансовую поддержку для дальнейшего обучения. В 1847 Мендель был посвящен в сан священника. Одновременно с 1845 года он в течение 4 лет обучался в Брюннской теологической школе. Августинской монастырь св. Фомы был центром научной и культурной жизни Моравии. Помимо богатой библиотеки, он имел коллекцию минералов, опытный садик и гербарий. Монастырь патронировал школьное образование в крае.

Монах-преподаватель

Будучи монахом, Мендель с удовольствием вел занятия по физике и математике в школе близлежащего городка Цнайм, однако не прошел государственного экзамена на аттестацию учителя. Видя его страсть к знаниям и высокие интеллектуальные способности, настоятель монастыря послал его для продолжения обучения в Венский университет, где Мендель в качестве вольнослушателя проучился четыре семестра в период 1851-53, посещая семинары и курсы по математике и естественным наукам, в частности, курс известного физика К. Доплера. Хорошая физико-математическая подготовка помогла Менделю впоследствии при формулировании законов наследования. Вернувшись в Брюнн, Мендель продолжил учительство (преподавал физику и природоведение в реальном училище), однако вторая попытка пройти аттестацию учителя вновь оказалась неудачной.

Опыты над гибридами гороха

С 1856 Мендель начал проводить в монастырском садике (шириной в 7 и длиной в 35 метров) хорошо продуманные обширные опыты по скрещиванию растений (прежде всего среди тщательно отобранных сортов гороха) и выяснению закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов. В 1863 он закончил эксперименты и в 1865 на двух заседаниях Брюннского общества естествоиспытателей доложил результаты своей работы. В 1866 в трудах общества вышла его статья «Опыты над растительными гибридами», которая заложила основы генетики как самостоятельной науки. Это редкий в истории знаний случай, когда одна статья знаменует собой рождение новой научной дисциплины. Почему принято так считать?

Работы по гибридизации растений и изучению наследования признаков в потомстве гибридов проводились десятилетия до Менделя в разных странах и селекционерами, и ботаниками. Были замечены и описаны факты доминирования, расщепления и комбинирования признаков, особенно в опытах французского ботаника Ш. Нодена. Даже Дарвин, скрещивая разновидности львиного зева, отличные по структуре цветка, получил во втором поколении соотношение форм, близкое к известному менделевскому расщеплению 3:1, но увидел в этом лишь «капризную игру сил наследственности». Разнообразие взятых в опыты видов и форм растений увеличивало количество высказываний, но уменьшало их обоснованность. Смысл или «душа фактов» (выражение Анри Пуанкаре) оставались до Менделя туманными.

Законы Менделя. Анимация

Совсем иные следствия вытекали из семилетней работы Менделя, по праву составляющей фундамент генетики. Во-первых, он создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства (какие формы брать в скрещивание, как вести анализ в первом и втором поколении). Мендель разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков, что представляло собой важное концептуальное нововведение. Во-вторых, Мендель сформулировал два основных принципа, или закона наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания. Наконец, Мендель в неявной форме высказал идею дискретности и бинарности наследственных задатков: каждый признак контролируется материнской и отцовской парой задатков (или генов, как их потом стали называть), которые через родительские половые клетки передаются гибридам и никуда не исчезают. Задатки признаков не влияют друг на друга, но расходятся при образовании половых клеток и затем свободно комбинируются у потомков (законы расщепления и комбинирования признаков). Парность задатков, парность хромосом, двойная спираль ДНК — вот логическое следствие и магистральный путь развития генетики 20 века на основе идей Менделя.

Великие открытия часто признаются не сразу

Хотя труды Общества, где была опубликована статья Менделя, поступили в 120 научных библиотек, а Мендель дополнительно разослал 40 оттисков, его работа имела лишь один благосклонный отклик — от К. Негели, профессора ботаники из Мюнхена. Негели сам занимался гибридизацией, ввел термин «модификация» и выдвинул умозрительную теорию наследственности. Однако, он усомнился в том, что выявленные на горохе законы имеет всеобщий характер и посоветовал повторить опыты на других видах. Мендель почтительно согласился с этим. Но его попытка повторить на ястребинке, с которой работал Негели, полученные на горохе результаты оказалась неудачной. Лишь спустя десятилетия стало ясно почему. Семена у ястребинки образуются партеногенетически, без участия полового размножения. Наблюдались и другие исключения из принципов Менделя, которые нашли истолкование гораздо позднее. В этом частично заключается причина холодного приема его работы. Начиная с 1900, после практически одновременной публикации статей трех ботаников — Х. Де Фриза, К. Корренса и Э. Чермака-Зейзенегга, независимо подтвердивших данные Менделя собственными опытами, произошел мгновенный взрыв признания его работы. 1900 считается годом рождения генетики.

Вокруг парадоксальной судьбы открытия и переоткрытия законов Менделя создан красивый миф о том, что его работа оставалась совсем неизвестной и на нее лишь случайно и независимо, спустя 35 лет, натолкнулись три переоткрывателя. На самом деле, работа Менделя цитировалась около 15 раз в сводке о растительных гибридах 1881, о ней знали ботаники. Более того, как выяснилось недавно при анализе рабочих тетрадей К. Корренса, он еще в 1896 читал статью Менделя и даже сделал ее реферат, но не понял в то время ее глубинного смысла и забыл.

Стиль проведения опытов и изложения результатов в классической статье Менделя делают весьма вероятным предположение, к которому в 1936 пришел английский математический статистик и генетик Р. Э. Фишер: Мендель сначала интуитивно проник в «душу фактов» и затем спланировал серию многолетних опытов так, чтобы озарившая его идея выявилась наилучшим образом. Красота и строгость числовых соотношений форм при расщеплении (3:1 или 9:3:3:1), гармония, в которую удалось уложить хаос фактов в области наследственной изменчивости, возможность делать предсказания — все это внутренне убеждало Менделя во всеобщем характере найденных им на горохе законов. Оставалось убедить научное сообщество. Но эта задача столь же трудна, сколь и само открытие. Ведь знание фактов еще не означает их понимания. Крупное открытие всегда связано с личностным знанием, ощущениями красоты и целостности, основанных на интуитивных и эмоциональных компонентах. Этот внерациональный вид знания передать другим людям трудно, ибо с их стороны нужны усилия и такая же интуиция.

Судьба открытия Менделя — задержка на 35 лет между самим фактом открытия и его признанием в сообществе – не парадокс, а скорее норма в науке. Так, спустя 100 лет после Менделя, уже в период расцвета генетики, подобная же участь непризнания в течение 25 лет постигла открытие Б. Мак-Клинток мобильных генетических элементов. И это несмотря на то, что она, в отличие от Менделя, была ко времени своего открытия высоко авторитетным ученым и членом Национальной Академии наук США.

В 1868 Мендель был избран настоятелем монастыря и практически отошел от научных занятий. В его архиве сохранились заметки по метеорологии, пчеловодству, лингвистике. На месте монастыря в Брно ныне создан музей Менделя; издается специальный журнал «Folia Mendeliana».

Дополнительная литература

  • Гайсинович А. Е. Зарождение и развитие генетики. М., 1988.
  • Володин Б. Г. Мендель. М., 1969 (серия ЖЗЛ).
  • Iltis Hugo. Life of Mendel. Hafner Publ., 1966.
  • Orel V. Mendel. Oxford, 1984.

Мендель, Грегор Иоганн

Гре́гор Иога́нн Ме́ндель, также известный как Мендель Грегор. Родился 22 июля 1822 года в городе Хейнцендорф Австрийской империи, сегодня город Гинчица, Чехия. Умер 6 января 1884 года в городе Брюнн, в Австро-Венгрии, сегодня город Брно, Чехия. Грегор Мендель — австрийский естествоиспытатель, основатель учения о наследственности [1] .

Биография

Грегор рос вместе с двумя сёстрами: старшей — Вероникой и младшей — Терезией. Все дети происходили из семьи с германо-славянскими корнями. Дом Менделей, где они жили, находился на земельном участке, который был в собственности их семьи более ста лет. Сегодня это место является музеем, который расположен в старом родовом доме учёного-генетика. В семье не всегда хватало денег, поэтому хорошее образование было получить крайне тяжело. Грегор Мендель страдал от финансовой несостоятельности своих родителей. Терезия пришла ему на помощь: для того, чтобы обеспечить возможность брату продолжить учёбу, она отдала ему средства, предназначенные для её собственного будущего [2] . Но у мальчика было слабое здоровье, из-за недомоганий он месяцами не посещал сельскую школу. Однако способности позволили ему получить начальное образование. Грегор окончил школы Хейнзендорфа и Липника. В течение следующих шести лет он учился в гимназии Троппау. Сейчас город, вошедший в состав Чехии, носит название Опава. После окончания гимназии Грегор отправился в Ольмюцкий институт, ныне университет Палацкого в чешском городе Оломоуце. Там он изучал практическую и теоретическую философию, а также физику. Научным руководителем факультета естественной истории и сельского хозяйства был учёный Иоганн Карл Нестлер, чьи исследования особо акцентировались на наследственных особенностях овец и растений [2] . В 1843 году успешно закончил философские классы при университете в Ольмюце и принял решение стать монахом в Августинском монастыре Святого Фомы в Брюнне. В монастыре он выполнял обязанности помощника пастора и преподавал естественную историю и физику в школе. В 1851 — 1853 годах он посещал лекции Венского университета, где проходил курсы по физике, химии, математике, зоологии, ботанике и палеонтологии. После возвращения в Брюнн он стал помощником учителя в средней школе и только в 1868 году стал настоятелем монастыря [3] . Когда у Грегора появилась возможность, он оказал финансовую поддержку трём сыновьям Терезии, чтобы помочь им в достижении своих целей. Благодаря его покровительству двое из племянников смогли стать докторами [2] .

Вклад в биологию

В период 1856 — 1863 гг. Мендель провёл серию экспериментов в саду монастыря, где гибридизировал 22 разновидности гороха, отличающихся отдельными, явно определёнными характеристиками (например, формой или окраской семян). Благодаря количественному анализу всех полученных гибридов, а также использованию вариационно-статистического подхода, Мендель впервые смог установить и сформулировать закономерности свободного расщепления и совмещения наследственных факторов, которые в дальнейшем были названы законами Менделя. Одним из ключевых открытий Менделя стала обнаруженная им дискретность (несмешиваемость) наследственных факторов при скрещивании [1] . Мендель сообщил Брюннскому обществу естествоиспытателей о результатах своих экспериментов в 1865 году. Однако его классическая работа «Опыты над растительными гибридами» не стала известной и не получила признания при его жизни, хотя была опубликована в трудах этого общества в 1866 году. Мендель попытался подтвердить свои открытия на других объектах исследования, таких как ястребинка и пчёлы. Однако полученные результаты противоречили его открытиям, сделанным на основе гороха. Позднее стало известно, что механизмы оплодотворения у ястребинки и пчёл имеют особенности, которые не были известны Менделю и которые он не учёл в своих экспериментах. Большее внимание к работе Менделя было обращено только в 1900 году, когда Х. Де Фриз, К. Корренс и Э. Чермак-Зейзенегг независимо друг от друга провели свои собственные опыты и подтвердили полученные Менделем результаты. Именно этот момент стал началом нового направления в биологии — генетики, которое получило название «менделизма» в честь Менделя. В 1936 году Р. Э. Фишер пришёл к выводу, что Мендель сначала интуитивно сформулировал свою концепцию, а затем разработал серию многолетних опытов, чтобы доказать свою идею [1] .

После проведения экспериментов и анализа результатов, учёный сумел сделать следующие выводы:

  1. При скрещивании растений гороха с красными и белыми цветками первого поколения гибриды обладают одинаковыми признаками, при этом доминантный признак наследуется от родительского растения. Если растение с красными цветками скрещивается с растением с белыми цветками, их потомство будет иметь только красные цветки.
  2. Гибриды второго поколения расщепляются и проявляют как доминантные, так и рецессивные признаки. Каждый из них проявляется в математически выраженных соотношениях.
  3. Доминантные и рецессивные признаки могут существовать отдельно и встречаться в различных комбинациях. Если гибрид обладает рецессивным признаком, он может нести и скрывать рецессивные гены, которые могут проявиться в последующих поколениях. То же самое относится и к гибридам с доминантными признаками.
  4. Гаметы мужского и женского происхождения объединяются случайным образом при оплодотворении. При этом наследственные признаки, которые они передают, не влияют на процесс их объединения [2] .

Законы Менделя

1. Первый закон Менделя — «Закон единообразия гибридов первого поколения» («Закон доминирования»).

Иллюстрация расщепления единичного признака фенотипа по второму закону Менделя.

При сопряжении особей, которые имеют отличающийся по одному альтернативному признаку генотип, возникает потомство, в котором проявляется преобладающий ген данной аллели.

2. Второй закон Менделя — «Закон расщепления». При скрещивании особей с разными аллелями наблюдается расщепление проявления признака в соотношении 3:1, а также распределение генотипов в соотношении 1:2:1.

3. Третий закон Менделя — «Закон чистоты гамет». При формировании гаметы в каждую из них попадает только один «элемент наследственности», который отвечает за конкретный признак [4] .

Отношение к религии

Файл:Грегор Мендель. Опыты над растительными гибридами (1923).pdf В 21 год Грегор задумался о монашестве. Он не являлся религиозным человеком, но хотел заниматься наукой, а для этого необходимо было хорошее образование. Духовенству доступно бесплатное образование, что стало одной из основных причин, по которым Грегор принял постриг. Он хотел навсегда освободиться от постоянной заботы о своём материальном благосостоянии.

Молодой человек постригся в монахи в городе Брюнне, который сейчас носит название Брно, в Августинском монастыре Святого Фомы. И после этого он принял имя Грегор, полное имя — Грегор Иоанн Мендель. Он стал студентом богословского института и через четыре года был посвящён в сан священника [2] . Отныне не было места для личной жизни в его судьбе: католические традиции запрещали монахам бракосочетание. Грегор стал священником в Августинском монастыре Святого Фомы через четыре года после пострига. Это место, возглавляемое аббатом Кириллом Наппом, считалось центром культуры и науки региона. Сам священник поощрял интерес монахов к научной работе и был куратором школьных программ в округе. Аббат Кирилл с большим удовольствием выполнял обязанности преподавателя, и ученики называли его своим главным наставником. Он проводил свои опыты в монастырском саду. После смерти аббата Наппа, когда Грегор Мендель достиг возраста 46 лет, его назначили священником. В новой роли он вынужден был оставить свои научные эксперименты, так как забота о святом месте стала его основным занятием. С того времени и до конца своих дней административная работа полностью занимала всё его время [2] .

Аббат Мендель ушёл из жизни в 1884 году из-за хронического нефрита и нашёл своё последнее пристанище на главном кладбище города Брно. Известный чешский композитор Леош Яначек, который ранее был монашеским десятником в местном монастыре, возглавил руководство церемонии похорон Менделя [5] .

Критика Менделя

В 1936 году Рональд Фишер, известный генетик-теоретик и статистик Кембриджского университета, заявил о сомнении в правдивости результатов Менделя, назвав их «слишком хорошими». Первым подозрение на подтасовку фактов высказал биолог Уолтер Уэлдон из Оксфордского университета. В 1900 году Уэлдон написал письмо своему коллеге Карлу Пирсону, в котором упомянул о работах «некоего Менделя», занимающегося скрещиванием гороха. Весь следующий год Уэлдон изучал исследования монаха и вскоре пришёл к выводу, что пропорции, полученные Менделем, не могут быть столь идеальными в условиях реальных окружающих сортов гороха.

Уэлдона также смущал факт, что Мендель использовал бинарные категории, такие как жёлтый и зелёный, гладкий и морщинистый. Биолог считал, что такое чёткое разделение признаков далеко отражает реальность. Например, как отнести семена жёлто-зелёного, неопределённого цвета к одной из категорий?

Вероятно, они были классифицированы так, чтобы соответствовать предложенной Менделем модели, утверждал Уэлдон. Представленные Менделем цифры — 5474 горошины с доминантным признаком из 7324 выращенных семян (74,7 %, в то время как теоретически должно было быть 75 %) — казались слишком хорошими. «Он либо лжец, либо волшебник», — написал Уэлдон Карлу Пирсону в 1901 году.

Однако некоторые учёные, считавшие результаты Менделя слишком хорошими, все же выступили в его защиту, и одним из таких учёных был Рональд Фишер. Он утверждал, что теоретическая модель наследования признаков, предложенная Менделем, могла возникнуть только после начала экспериментов. Фишер полагал, что иллюстрации к теории были тщательно подготовлены позже, и возможно, результаты исследования гороха были оформлены не самим Менделем, а садовниками, которые заботились о растениях и были знакомы с его теоретическими выкладками.

К середине ХХ века дебаты о научной этике Менделя несколько утихли из-за влияния политических факторов на генетику, включая «лысенковщину» в Советском Союзе. Западные учёные предпочитали не высказывать сомнений в достоверности опытов Менделя вслух, и тема временно ушла в тень [6] .

Примечания

  1. ↑ 1,01,11,2Мендель Грегор(неопр.) . Большая Российская энциклопедия. БРЭ (1 июня 2022). Дата обращения: 3 января 2023.
  2. ↑ 2,02,12,22,32,42,5Грегор Иоганн Мендель(неопр.) . biographe.ru. Дата обращения: 4 ноября 2023.
  3. ↑Мендель Грегор Иоганн(неопр.) . Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 3 ноября 2023.
  4. Снигур Г. Л.Основы генетики. Наследственность и изменчивость. — Волгоград: ВоглГМУ, 2016. — С. 38—70. — 144 с.
  5. ↑Биография Г. И. Менделя(неопр.) . Государственный Дарвинский музей. Дата обращения: 4 ноября 2023.
  6. Яна Хлюстова.«Либо лжец, либо волшебник»(неопр.) . www.gazeta.ru (9 октября 2015). Дата обращения: 18 ноября 2023.

Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 20 июля
  • Родившиеся в 1822 году
  • Умершие 6 января
  • Умершие в 1884 году
  • Знание.Вики:Статьи без ссылки на Викисклад
  • Учёные по алфавиту
  • Знание.Вики:Готовые статьи о людях
  • Знание.Вики:Готовые статьи по науке
  • Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
  • Все статьи
  • Мендель, Грегор Иоганн
  • Наследственность
  • Изменчивость
  • Генетика
  • Биология

6.2. Таинственный монах

Грегор Мендель родился в Чехословакии, когда та была частью Австро-Венгерской монархии, и город Брно, в котором прошла вся жизнь Менделя, называли Брюнном. (Сейчас в Брно поставлен памятник великому сыну чешского народа Грегору Менделю.)

Грегор родился в 1822 г. Сохранилась автобиография, где он пишет: «Отец был владельцем небольшого крестьянского надела. После получения начального образования в тамошней деревенской школе и позже, после окончания коллегии пиаристов в Лейпнике, был принят в 1834 г. в троппаускую. гимназию. Четырьмя годами спустя родители. были полностью лишены возможности возмещать необходимые расходы, связанные с учебой, и. будучи тогда лишь 16 лет от роду, я. был принужден совершенно самостоятельно заботиться о собственном содержании. »

Причина, по которой Мендель вынужден был пойти в монахи, ясна. Католическая церковь давала возможность своим прислужникам учиться. Попытка самого Менделя пристроиться учителем после окончания гимназии не удалась. Он долго обивал пороги домов, пытаясь наняться домашним учителем, но заработка было мало. Репетиторство не давало возможности ему ни зарабатывать достаточно на хлеб, ни тем более учиться дальше. И он идет в монахи. Он так об этом пишет в своей церковной биографии:

«Когда я окончил гимназию в 1840 г., моей первой задачей было обеспечить себе необходимые средства для продолжения своей учебы. Путем напряжения всех сил удалось закончить оба годичных курса философии. Но я понял, что не смогу далее выдерживать подобное напряжение, и увидел, что по завершении курса философского обучения мне придется изыскивать для себя положение, которое освободило бы от мучительных забот о хлебе насущном.

Эти обстоятельства предопределили избрание рода занятий. В 1843 г. я испросил согласие, получил его и был принят в августинский монастырь святого Томаша в Альтбрюнне».

Итак, нужда заставила Грегора Менделя идти в монастырь. Но он не бросал там науку ни на один день. За добросовестное исполнение своих обязанностей его повышали по службе, и, наконец, он стал главой монастыря — его настоятелем. Кроме того, он преподавал физику, биологию, а главное, каждую свободную минуту отдавал науке. Он постоянно проводил опыты, которые нанесли самый сокрушительный удар религии, так как они открыли один из основных законов генетики — закон передачи наследственных свойств. Любопытно, что это величайшее открытие было сделано в монастыре. Опыты он проводил в небольшом палисаднике под окнами монастырской трапезной. Длина палисадника была 35 м, ширина всего 7 м. И вот на таком крохотном клочке был открыт основной закон передачи наследственных свойств. Иными словами, были заложены основы современной генетики.

Тогда все считали, что если за растением или животным как-то ухаживать, у него изменятся свойства, это передастся по наследству и появится новый вид. Иными словами, думали, что внешние условия могут изменить наследственность. Такое мнение совсем недавно господствовало и среди наших ученых. Еще недавно многие верили, что благоприобретенное передается по наследству. Скажем, если отец с матерью стали спортсменами и натренировали огромные мышцы, то и их дети сразу родятся сверхсильными. Верил в это и Дарвин.

Мендель и решил выяснить: а как же в природе? Он был один из наиболее активных сотрудников Брюннского общества естествоиспытателей. Тогда такие общества создавались везде. И в России тоже, например в Екатеринбурге (ныне Свердловск) — Уральское общество любителей естествоиспытания. Одно из них работает до сих пор — Московское общество испытателей природы, сокращенно МОИП. Эти общества внесли большой вклад в науку.

Секретарь Брюннского общества естествоиспытателей рассказывал о Менделе:

«Он доставлял из дальних и ближних окрестностей Брюнна растения, которые особенно интересовали его из-за атипичности, и приносил домой, чтобы культивировать в специально для него отведенной части монастырского сада при различных внешних условиях. Обычно он охотно водил друзей в сад, и там обсуждались результаты работ и изменения, связанные с различными условиями выращивания.

. Случайно это было или не случайно, но, как правило, в итоге приходилось констатировать, что бросающихся в глаза изменений не было.

. Полушутя он замечал по этому поводу: „Мне уже ясно, что этим путем природа не будет способствовать дальнейшему видообразованию. Для этого нужно нечто большее“».

Что именно — он и хотел выяснить своими опытами.

Весь ученый мир считал тогда, что под влиянием условий культивирования у растений и животных могут появляться новые, передающиеся по наследству признаки.

Мендель первым стал проверять: а так ли это? И выяснил, что не так. Благоприобретенные признаки не передаются по наследству. Законы наследования совсем другие.

Когда появилась работа Дарвина «О происхождении видов», Мендель внимательно прочитал ее и сказал: «Это еще не все, еще чего-то не хватает!»

Дарвин тоже знал, что в его теории «чего-то» не хватает.

По Дарвину, вид изменится тогда, когда накопится много случайных изменений, передаваемых по наследству. В жизни изменения появляются не у всех растений или животных, а у некоторых. И они не накапливаются, а разбавляются. Ибо каждое скрещивание ведет к тому, что новый признак разделяется между потомками.

Мендель стал высаживать горох на своем участке и опылял каждый цветочек руками (10 тыс. растений!). Он брал растения с различным цветом зерен, различные по форме горошин, цвету, длине стебля, окраске бутонов и смешивал их, наблюдал, как, в каком поколении и в какой пропорции проявляются эти свойства. Для наблюдения Мендель взял у гороха семь признаков. Скрещивая растения между собой, он все время подсчитывал, с какой частотой передаются те или иные признаки по наследству.

Восемь цветений Мендель аккуратно обрывал пылинки с каждого растения и маленьким пинцетом наносил на каждый цветочек пыльцу с другого отобранного им растения. Каждое растение у него имело свой паспорт, все опыления тщательно записывались: от какого цветка на какое растение перенесена пыльца и когда и что из этого вышло у потомков в первом, втором, третьем и так вплоть до восьмого поколения. Он увидел, что одни выделенные признаки преобладают у потомков, а другие проявляются реже. Первые он назвал доминантными, т. е. господствующими, и обозначил их заглавными буквами латинского алфавита — А, В, С, D. Другие назвал рецессивными (скрытными) и обозначил их строчными буквами — а, b, с, d. Так делают генетики и сегодня.

Наблюдения эти привели к открытию Менделем закона передачи наследственности, который он записал так:

«В этом поколении наряду с доминирующими признаками вновь появляются также рецессивные со всеми их особенностями и притом в ясно выраженном среднем отношении 3:1».

По этому закону, наследственные признаки родителей передаются потомкам в соотношении 3:1 вне зависимости от внешних условий. Причем он сделал правильный вывод о том, что этот закон действителен для всего живого. «Единство плана развития органической жизни стоит вне сомнения», — писал он.

Наука подтвердила выводы Менделя. Конечно, не сразу. Много лет шла драматическая борьба за генетику. Но она победила. Правда, победа пришла только в 50-е гг. нашего века. Расчеты Менделя проверяли на ЭВМ, и они оказались точными.

Еще в 1865 г. Мендель доложил результаты своих опытов на заседании Брюннского общества естествоиспытателей. И его доклад был опубликован. Работа Менделя была разослана в 120 библиотек университетов крупнейших городов мира. Но прочитана она была только в трех местах, в том числе в Петербурге — русским ученым И. Ф. Шмальгаузеном. Ученые мира не заметили ее. Не обратил на нее внимания и Дарвин, хотя ему ее особенно недоставало.

Через 35 лет открытие Менделя повторили сразу трое ученых в разных странах. И вот тогда пришла слава, но Грегора Менделя уже не было.

Читайте также

Монах-коннетабль

Монах-коннетабль Монах-коннетабль отвечал за конюшни. Как известно, изначальное значение слова «коннетабль» — именно «конюший», и лишь впоследствии это слово стало обозначать престижный титул, одну из важнейших придворных должностей во Франции[159]. Эта должность в

Монах-садовник

Монах-садовник Монах-садовник во всем подчинялся келарю. Он должен был снабжать монастырь свежими овощами в среду и в пятницу, а также в сезонные посты. Ко дню Пасхи он должен был заготовить овощи, репчатый лук и лук-порей, которые монахам предстояло отведать после

ЦАРЬ-МОНАХ

ЦАРЬ-МОНАХ За двенадцать лет своего царствования Тоба Сюнь боролся разве только что с пьянством. Эта откровенная пассивность правительства, равно терпевшего даосов и буддистов, позволила последним полностью овладеть общественным мнением страны. Даосы успели

I. Монах и султан

I. Монах и султан В начале XIII в положение франкской Сирии ни в чем не было схоже с ее положением в предыдущем столетии. Парадоксально, но продолжали называть королевство иерусалимским, хотя Иерусалим уже не входил в его состав, и территория, управлявшаяся теперь королями,

Д. Монах в «объятиях» собратьев

Д. Монах в «объятиях» собратьев Многочисленные неурядицы и конфликты, испытанные Абеляром в тех или иных монашеских обителях и приводившие его к необходимости менять их, разумеется, отчасти были порождены беспокойным духом этого неуживчивого человека. Абеляр явно

IV …и святой монах

IV …и святой монах Я был словно оглушен Любовью всю мою жизнь. Но теперь я знаю. Что это было безумием. Бернарт де Вентадорн Дорога от Парижа до Сен-Дени была забита сильнее, чем в дни ярмарки; паломники сбивались в кучки; то и дело тяжелым возам с сеном приходилось съезжать

Монах-доминиканец

Монах-доминиканец Жозеф Лавалле в своей «Истории инквизиций Италии, Испании и Португалии» повествует о первых шагах Торквемады следующим образом: «Чтобы развеяться после несчастной любви, о которой ему напоминала Кордова, он оставил этот город и направился в Сарагосу, с

Беглый монах

Беглый монах Юрий Богданович Отрепьев родился в небогатой дворянской семье. Предки Отрепьева приехали на Русь из Литвы. Прадед Юшки Матвей Третьяк служил в Боровском уезде и как дворовый сын боярский был записан в Дворовом списке в 1552 г. Между 1552 и 1566 гг. в тот же Дворовый

Монах или заговорщик

Монах или заговорщик Минуло почти два года после ссылки Романовых, как Москву вновь взбудоражили известия о явлении Димитрия Иоанновича. Но на сей раз это были не слухи. Годунов сразу обвинил бояр в том, что «воскрешение» царевича — их рук дело, правда, никаких имен при

Александр I: монарх или монах?

Александр I: монарх или монах? По признанию многих историков, наивысший подъем Российского государства приходится на первую четверть XIX века. Прежде всего это связано с исторической победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. Все страны Европы приветствовали

10. Безымянный греческий монах…

10. Безымянный греческий монах… Два одессита пошли в гости. Подходят к двери. Один стучит ногой. — Сема, но почему ты стучишь ногой? — Пусть думают, что у нас руки заняты подарками! Из недуховных анекдотов… Сегодняшнюю историю поведал нам практически наш современник.

Беглый монах

Беглый монах Юрий Богданович Отрепьев родился в небогатой дворянской семье. Предки Отрепьева приехали на Русь из Литвы. Прадед Юшки Матвей Третьяк служил в Боровском уезде и как дворовый сын боярский был записан в Дворовом списке в 1552 г. Между 1552 и 1566 гг. в тот же Дворовый

2. Странствующий монах

2. Странствующий монах Буддийский монастырь Хуанцзюэ находился на склоне горы Цзюэшань к юго-западу от Гучжуанцунь. Это был сравнительно большой монастырь; сразу у входа по обеим сторонам стояли статуи четырех громадных стражей свирепого обличья, а в центре между ними

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *