Дели это где какая страна
Перейти к содержимому

Дели это где какая страна

  • автор:

Дели

Дели – это Старый Дели и Нью-Дели, нынешняя столица Индии. Огромный, шумный и грязный мегаполис, который вырос из почти десятка городов, которые «срослись» между собой со временем. Сегодня он является одним из крупнейших городов мира.

Дели стоит на реке Джамна в северной части страны и делится на Старый и Новый Дели. Старый Дели – это узкие улочки, невысокие здания в мусульманском стиле, Новый Дели – более современный город с роскошными колониальными особняками.

Как добраться

В Дели расположен крупнейший аэропорт страны, где садятся самолеты со всего мира, – Международный аэропорт имени Индиры Ганди. В аэропорту – три терминала, два предназначены для внутренних рейсов, один – для международных .Есть отдельный терминал для мусульманских паломников, совершающих Хадж. Внутренние терминалы расположены очень далеко от международного – в трансфер закладывайте не менее трех часов, если планируете пересесть на внутренний рейс. Каждые 20 минут между терминалами ходит бесплатный автобус.

Из Минска в Дели прямых рейсов нет, но можно долететь с пересадкой в Москве, Абу-Даби, Вене и других крупных аэропортах Европы.

Из аэропорта в Дели можно доехать на метро – поезд курсирует каждые 20 минут с 5 утра до 23 часов. Время в пути – 20 минут. Если ехать на общественном автобусе, дорога в Дели займет около часа. Курсируют государственные автобусы Delhi Transport Corporation и частные Ex Service Men Airlink Transport Service.

Можно заказать трансфер из отеля, в который вы собираетесь. Или заказать такси по предоплате – в аэропорту есть специальные кабины, где вы можете оплатить предстоящий маршрут, получив на руки чек с указанием пункта назначения, суммы и номера машины. Машина будет ждать вас на выходе из аэропорта. Чек отдайте водителю по прибытии к месту назначения.

Важно! Не садитесь к случайным таксистам в аэропорту – они отвезут вас не в тот отель, в который вы хотели, а туда, где у таксиста договоренность и процент за каждого привезенного туриста. Везти в нужное вам место он откажется либо запросит астрономическую сумму. Распространенный индийский «развод».

Транспорт

В Дели прибывают автобусы со всех частей страны. Междугородние автобусы не отличаются комфортностью. Поэтому лучше пользоваться железнодорожным сообщением, если вы не планируете путешествие в горы (туда можно добраться только на автобусах).

В Дели есть четыре крупных железнодорожных вокзала — вокзал Нью-Дели, расположенный в центре города, Purani Dilli, Anand Viha и Hazrat Nizamuddin.

Важно! Отказывайтесь от любой помощи, которая вам будет навязчиво предлагаться на каждом углу. Если она вам действительно нужна, обратитесь к полицейскому или сотрудникам вокзала.

Городской транспорт

Самый дешевый, быстрый и комфортный способ передвижения по Дели – метро. На шести ветках можно добраться практически в любую точку города.

Важно! Билет в метро действителен только на той станции, где был куплен. Поэтому если не уверены, что не вернетесь на конкретную станцию, не покупайте на ней билеты впрок.

Автобус – еще более дешевый способ передвижения, чем метро. Но менее быстрый и комфортный. Особенно в час пик, когда весь город стоит в пробках. Курсируют частные и государственные автобусы. Государственные – красного и зеленого цвета. Летом в красных автобусах работают кондиционеры.

На автобусных остановках в Дели нет расписания и номеров автобусов, которые там останавливаются, поэтому все придется спрашивать у местных.

Климат и погода в Дели

Дели – это сочетание жары пустыней Раджастана и холода, веющего с вершин Гималаев. Летом температура здесь поднимается до +40 С и выше, в июле и августе льют муссонные дожди. Поэтому самое комфортное время для поездки в Дели – сентябрь-ноябрь и февраль-апрель. В это время температура держится на отметке +25 С.

Кухня и рестораны

Дели славится лучшей индийской кухней. Что обязательно стоит попробовать, будучи в Дели, так это чаат – закуска, продающаяся в уличных лотках. Представляет собой слоеные пирожки с начинкой из картошки или чечевицы, жаренные во фритюре. Сверху они поливаются чатни, йогуртом и смесью приправ. Лучше покупать чат в центре, возле рынка Bengali. Здесь много ресторанчиков, где подают именно это блюдо, но лучший – Nathu.

Шопинг

В Старом Дели рынков и базаров – множество, но самый популярный из них – рынок Чанди Чоук. Здесь есть все – ткани, драгоценности, сувениры, приправы. Специализирующимся на специях считается базар Найя, на изделиях из золота и серебра – базар Кинати.

Достопримечательности и экскурсии

Визитная карточка Дели – Красный Форт с обширным дворцовым комплексом эпохи Великих Моголов и «разноцветным дворцом» Ранг-Махал.

Джами Масджид – самая уникальная мечеть Индии, построенная Шаха Джахана. Он же является и творцом Красного Форта. В качестве строительных материалов архитектор использовал белый мрамор и красный песчаник.

Дом Веры или рам Лотоса – еще одна уникальная постройка из белого бетона и греческого мрамора, расположенная уже в Нью-Дели. Внешне храм действительно напоминает цветок лотоса.

Популярные достопримечательности Дели:

  • Кутуб-Минар – самый высокий в мире минарет, построенный из кирпича (15 км от Дели)
  • Национальный музей Дели
  • Гробница Хамаюна – одного из Великих Магонов
  • Зоопарк в Дели
  • Музей Индиры Ганди (бесплатный вход)
  • Музей ремесел в Дели
  • Храм Бхайрон
  • «Старая крепость» Пурана Кила
  • Дворец Радж-Гхат
  • Дворец Раштрапати Бхаван – резиденция Президента Индии
  • Обсерватория Джантар Мантар – старейшая в Индии

Дели это где какая страна

РАСПОЛОЖЕНИЕ:
Расположенный в северной части страны на западном берегу притока Ганга — реке Джамна город Дели был провозглашён столицей Индии в 1947 году. На сегодняшний день Дели является крупнейшим административным, научным и промышленным центром Индии, который населяет более 11 млн. человек разных национальностей. Административно город разделён на девять округов и состоит из двух больших частей – Старого и Нового Дели (Нью-Дели).

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ:
Дели считается одним из древнейших городов на нашей планете. Согласно результатам археологических раскопок, первое поселение на месте современного Дели было основано династией Пандавов примерно в 3000-м году до н.э., и назывался город в то время Индрапрастха. Сегодня Дели называют «столицей семи империй», ведь как считают исследователи и писал Дж. Неру на месте современного города в разные времена существовало семь городов. Впервые описание восьмого Дели каким его знает современная история, встречается под названием «Даидала» в трудах Птолемея, относящихся к периоду 1-2 веков н.э.

Тахи Радж ГхатМечеть Jama Masjid

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ, ЭКСКУРСИИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ДЕЛИ
История древнейшего города, насчитывающая как минимум 5000 лет, увековечена в неимоверном количестве памятников архитектуры, которые можно повстречать буквально на каждом шагу. Одних только памятников мирового значения, возраст которых превышает более тысячи лет, в Дели насчитывается более 60000!

Перечислить все памятники архитектуры древнего города практически невозможно, но отправляясь на отдых в Дели, непременно постарайтесь осмотреть самые интересные места столицы и её пригородов:

  • Президентский дворец (начало XX века);
  • крепость Красный Форт (XVII век);
  • архитектурный комплекс Кутб-Минар (XII-XIV века);
  • монумент Ворота Индии (начало XX века);
  • Храм Лотоса (XX век);
  • мавзолей императора Хумаюна (XVI век);
  • дворец Джахаз-Махал (XIII век);
  • мечеть Кувват-уль-ислам и знаменитая Железная колонна (XII век);
  • мавзолей Ильтутмыша (XIII век);
  • мечеть Джама-Масджид (XVII век), и множество других.

Столица исламской Индии — Старый Дели почти полностью сохранил в себе черты классического средневекового города. Его кварталы представляют собой бесконечную паутину узких улочек, на которых протекает размеренная городская жизнь. Эта часть города до невероятной степени насыщена религиозными сооружениями, принадлежащими к разным вероисповеданиям: индуистскими храмами, мусульманскими мечетями, буддийскими ступами, православными церквями.

Кварталы Нового Дели поражают своим колоритом и особой атмосферой искреннего гостеприимства. Старинные постройки, храмы и роскошные храмы вперемешку с современными зданиями из стекла и бетона придают этой части города особое очарование. Помимо десятков музеев, дворцов, храмов и других объектов исторического наследия, в Нью-Дели сосредоточены современные спортивные центры, кинотеатры, торговые и развлекательные комплексы, бесчисленное количество ресторанов, дискотек и ночных клубов, вокруг которых, не переставая, кипит бурная ночная жизнь. Нью-Дели придётся по душе и любителям шопинга. Прогуливаясь улицами Чандни-Чоук, Хари-Баоли, Кониат-Плейс и другими, туристы окунутся в невероятную атмосферу восточных базаров и повстречают на своём пути тысячи лавок, магазинчиков и торговых центров с самым разнообразным товаром.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И СОВЕТЫ ДЛЯ ТУРИСТОВ В ДЕЛИ:
1. Наиболее благоприятным временем для посещения Дели можно назвать период февраль-апрель, когда температура воздуха ещё не успевает прогреться до +45-47°С, а дни стоят солнечные и сухие. Однако отправляясь на отдых в Дели всё же не забудьте взять с собой баночку солнцезащитного крема, который защитит вас от чрезмерного количества ультрафиолета. Если же вы посещаете Дели в период с июля по август, который считается сезоном дождей, то перед тем как отправится на экскурсию в близлежащие города, обязательно изучайте график движения общественного транспорта, в котором в это время бывает много изменений.

2. Во избежание заражения различными инфекционными заболеваниями, для личной гигиены и питья используйте только лишь бутилированную воду, а в случае покупки фруктов или овощей на стихийных рынках обязательно тщательно их промывайте или ополаскиваете слабым марганцовым раствором.

3. Посещая местные рынки, не стесняйтесь торговаться, поскольку, как правило, для туристов цены изначально поднимаются продавцами в несколько раз. Этим же правилом пользуйтесь и при аренде такси. Перед тем как сесть в машину обговорите стоимость услуги, и если водитель настаивает на завышенной цене, то ищите другого водителя — конкуренция у таксистов в Дели достаточно высокая. В столице также можно нанять авто-рикшу или заказать более комфортабельное радио-такси.

4. Наилучший вариант передвижения в Дели — это метро. В случае если вы планируете остаться в столице Индии на несколько дней, то вы можете приобрести карточку туриста, которая даст вам право бесплатного проезда на метро на один или три дня. Стоимость такой карточки составит от 100 до 250 рупий. В метро иностранцам очень легко ориентироваться, поскольку вся информация подаётся на двух языках: хинди и английском.

5. В Дели хорошо развита и сеть автобусных маршрутов, которые связывают все части города. Плата за проезд на автобусе не высока и курсируют они со средним интервалом около 20 минут, однако на остановках практически отсутствует информация о действующих маршрутах передвижения и номерах автобусов, которые обслуживают участок.

6. В Дели принято давать чаевые за любую услугу или помощь, которыми вы решите воспользоваться. Оптимальная сумма для этих случаев — от 3-х до 10 рупий.

КАК ДОБРАТЬСЯ
В Дели расположен современный международный аэропорт, названный в честь Индиры Ганди и обслуживающий около 40 млн. пассажиров ежегодно. В аэропорту обустроены терминалы для обслуживания международных, а также авиарейсов внутри страны.

В Дели насчитывается несколько крупных железнодорожных вокзалов и станций, от которых курсируют поезда во все уголки страны:

  • вокзал NDLS — New Delhi («Новый Дели», расположен в районе Пахар ганж невдалеке от станции метро Нью-Дели);
  • вокзал DLI — Old Delhi Junction («Старый Дели», расположен рядом со станцией метро Чандни Чоук);
  • вокзал DEE — Delhi Sarai Rohilla («Сарай Рохилла», ближайшая станция метро Шастри Нагар расположена на расстоянии около километра от здания вокзала);
  • станция HNZM — Hazrat Nizamuddin (Рядом со станцией «Хазрат Низамуддин» остановок метро нет, и лучше всего добираться до него на такси или рикше от Мэйн базара);
  • станция ANVT — Delhi Anand Vihar (станция «Ананд Вихар» расположена рядом с одноимёнными крупным автовокзалом и станцией метро), и другие станции.

Дели — вечный город

До выхода на пенсию в 2004 году Нарайани Гупта работала преподавателем истории в Дели. Тематикой ее научных работ была история развития городов. Она выступала консультантом по вопросам осуществления проектов в области сохранения исторического наследия.

Почти каждый город представляет собой пёстрое лоскутное одеяло, сшитое из истории, политики и местных традиций и инициатив. Дели похож на многие индийские города. Один из его районов открывает вид на великолепную гробницу-сад Хумаюна, обрамленную зеленым пространством, служившим сто лет назад питомником для выращивания различных видов растений и деревьев для нужд Британского Нового Дели, и тихим элитным жилым кварталом. Через дорогу находится основанное 800 лет назад городское поселение, которое окружает Храм святого Низамуддина Аулии, покровителя Дели, место паломничества тысяч туристов круглый год, граничащее с древним каналом.

В городах Индии проживает всего 28 процентов населения страны. В 2011 году городское население проживало более чем в 1600 городах, их которых 53 являются городами с населением свыше 1 миллиона человек. Население Мумбаи составляет 18 миллионов человек, а Дели — 16 миллионов жителей. Сто лет назад население Дели составляло всего лишь 200 000 человек!

Многие достопримечательные места дошли до нас с XII века и носят тысячелетние названия. «Город-Красавец» описывается в эпических произведениях, дошедших до нас с IV века. В них упоминаются ландшафты, места сбора жителей, и древние культурные традиции. Эти же моменты отражены вновь в описаниях городов, основанных исламскими правителями, при которых произошло слияние западных и южноазиатских традиций. Мастерство ремесленников отражено в великих творениях архитектуры, а знания инженеров проявились в созданных ими водных каналах.

Европейские колониальные города на побережье сначала строились как форты. Затем они стали расширяться, превратившись в открытые пространства с просторными частными усадьбами, прямыми широкими проспектами и зданиями, построенными в стиле современного европейского неоклассицизма. С этого момента начинается рост гибридных городов — административные центры, областные штаб-квартиры, а также загородные дачные поселки в горах, которые впервые появились в Индии в середине XIX века. Эти города имели специально отведенные районы с виллами для высокопоставленных английских чиновников, кварталы особняков для местной индийской знати, а также, вперемешку с ними, районы компактной застройки малоэтажных домов для состоятельного среднего класса и участки убогих жилищ для бедноты. Несмотря на то, что сельские бедняки знают, что городские улицы отнюдь не выложены золотом, а покрыты твердым асфальтом, они отправляются в город как место, где можно хоть как-то устроиться и прокормиться. Часто Город-Красавец переполнен мигрантами, гонимыми сюда голодом и безработицей. С ростом числа двух — и трёхколесных транспортных средств, движение на дорогах стало хаотичным, тротуары были захвачены беднотой, увеличились расстояния до места работы, люди стали более нетерпеливы и на улицах участились случаи вспышки гнева, являющиеся следствием социального неравенства. Чарльз Диккенс наверняка узнал бы в этой толчее знакомую картину периода промышленной революции в Англии.

И как же отличались эти портовые города, построенные по европейскому образцу, от внутриматериковых городков и сёл, в которых всё ещё наблюдались пережитки прошлого. Некоторые из них находились в руинах, другие сверкали великолепием, одни обезлюдели, другие были полны жизни. Рынки и махалла (отдельные районы города с местным самоуправлением) — такие же оживлённые, как прежде; у колодцев и вокруг баньянов, известных также как смоковница бенгальская, люди собирались для неторопливой беседы и приятного времяпрепровождения. Территория, которая находилась непосредственно под управлением Британской короны, была обозначена на карте отдельными заштрихованными красными участками, среди которых были вкрапления 600 «туземных княжеств», избежавших полного подчинения Британской империи благодаря мудрым, компромиссным решениям правителей, принятым после вспышки Восстания 1857 года и последующих за его подавлением жестоких расправ. С началом развития туризма в конце XIX века эти княжества — в Саураштре (ныне часть Гуджарата), Раджпутане (ныне Раджастан), Гималайских царствах, Хайдарабаде и Майсуре — стали самими популярными местами для туристов.

Пожалуй, самым привлекательным городом в Британской Индии был Дели. Немногие города описаны на столь многих языках, чуть ли не в антропоморфных терминах, в произведениях поэзии и прозы, и запечатлены на стольких рисунках и картинах, как Дели во времена великих моголов, в ненастные годы XVIII века, в более спокойные десятилетия начала XIX века и во время Восстания 1857 года. После его подавления взбунтовавшиеся «предатели» стали объектами массового гнева, что привело к практически полному разрушению цитадели моголов в Дели. Расправы продолжались бы и дальше, если бы не вмешательство наместника британской короны.

Вскоре после этих событий, примирительная политика и решение о картографировании районов страны с исторической архитектурой привели к учреждению в 1861 году Археологического управления Индии. Дели — сравнительно небольшой город в XVII веке — был окружен полями площадью 45 квадратных миль, усеянными многочисленными руинами прежних столиц, которые были излюбленным местом проведения пикников высокопоставленных английских чиновников. Дели часто сравнивали с Римом, и приводили в пример поэтическое описание здешних руин Розой Маколей. В XXI веке Дели теперь уже сам окружает эти 45 квадратные мили и простирается далеко за их пределами. Пример Дели может помочь лучше понять сложное и неоднозначное городское пространство Индии, а также утвердиться в правильности решения при обустройстве современных городов непосредственно в пределах и вблизи исторических центров.

После 1912 года Дели изменился больше, чем в какое-либо другое время. Перед городом встали одновременно сразу две задачи: с одной стороны, подчеркнуть важность правительственных учреждений, посредством монументальной архитектуры, и с другой — отстроить новую столицу Британской империи к югу от старого города. Этот новый город предполагалось спроектировать по всем правилам территориального планирования, так, чтобы он отвечал санитарным требованиям, в соответствии с которыми здания лучше вентилировались, а на улицах были посажены специально подобранные деревья — образцово-показательный город, которым могли бы гордиться римляне. Эту работу было поручено сделать архитектору Эдвину Лютьену, известному проектированием знаменитых архитектурных сооружений и планировкой садов в пригородах.

Благодаря сложной системе каналов, зелёным насаждениям и продуваемым со всех сторон широким улицам было легче переносить летний зной. Вместе с тем на Департамент общественных сооружений легла ответственность обеспечить помещения для растущего числа правительственных ведомств, и предоставить их сотрудникам жильё и все необходимые услуги. Таким образом, небольшой город стал разрастаться. Каждое нововведение было предложено в нескольких вариантах, из которых необходимо было выбрать наиболее правильное решение.

Главным вызовом была задача сохранения 800‑летней истории. При планировке новой столицы ни один наместник британской короны не хотел, чтобы при его правлении вспыхнул бунт из-за того, что была случайно повреждена древняя святыня или молельное место. В 1914 году началась тщательное топографическое обследование территории, которое заняло восемь лет; его успешное завершение подтверждалось тем, что не было ни одного протеста в отношении того, что было снесено какое-то святилище. Это помогло в будущем.

С 1931 года Новый Дели использовался половину года как зимняя столица. Это породило интерес к его антиподу. Дели стал Старым Дели, с его несколько обветшавшим видом в сравнении с белизной зданий и стройностью зеленых проспектов Нового Дели. При этом Старый Дели обладал атмосферой, вызывавшей с 1970‑х годов ностальгию по более размеренной жизни и певучему звучанию языка урду, на котором говорят и в Индии, и в Пакистане. Сейчас старый город любовно называют по его первоначальному названию Шахджаханабад. В ходе экскурсий по историческим местам гиды, рассказывающие об истории города и различных аспектах его культуры, пытаются заинтересовать молодое поколение его прошлым, которое представляется молодежи совершенно другой страной. Крутой поворот произошел десять лет назад, когда было открыто новое метро, позволяющее людям добраться из Нового Дели в самый центр старого города, избежав сильных пробок, характерных для работы наземного транспорта. А когда там царил совсем иной мир, с его тихими аллеями и гамаками, интригующими названиями, неуловимыми запахами и обрывкам речи на урду. Сейчас же модно строить новые отели с ностальгическими названиями, и современные рестораны гордятся старой кухней. Застройка современных жилых кварталов ведется без выселения местных жителей. Под надзором Археологического управления было произведено новое напластование на старом слое исторического наследия.

Интерес к «историческому наследию» становится все больше с течением времени. Сегодня, почти спустя век после споров вокруг судьбы древних руин, Новый Дели, который тогда только строился, стал объектом пристальной заботы; каждое здание города переписано и занесено в кадастровый реестр, чтобы вдруг не допустить нечаянного разрушения. Вертикальный рост города, за который ратовали застройщики и спекулянты недвижимостью, вызвал шквал протестов, и в 1974 году по примеру Нью‑Йорка была создана комиссия по искусству, которой было поручено регламентировать проектирование облика будущих зданий. Центр города Нового Дели остается открытым и малоэтажным, как он был спроектирован Лютьеном и его командой. Тем не менее, в 1980‑х годах, т.е. спустя целое поколение, когда в адрес этого архитектора и его помощников сыпалась постоянная критика за создание «гибридов», отношение к его творениям стало меняться и сейчас они получают все большее признание.

Совершенно неожиданным кризисом стало разделение страны в 1947‑1948 годах. После погромов город имел удручающий ландшафт: разоренные виллы, принадлежавшие мусульманским семьям, спешно уехавшим в Пакистан, превратились в жалкие халупы, заселенные десятками семей беженцев-индусов; в этих кварталах появились новые базары и новые ремесла. Трагедию разделения страны, с его печальными последствиями, могли понять только те, кто пережил такие страдания, но они предпочитали не изливать свои чувства. Другие это поняли только тогда, когда выжившие жертвы гонений или их родственники написали мемуары о муках этого ада — через 50 лет после этих событий. Однако горечь утраты, отложившейся глубоко в сознании или в памяти людей, не обернулась ненавистью. Старый город стал шумным, более динамичным, из него куда-то подевалась тишина стройных аллей. Однако во всей этой какофонии можно, по-прежнему, услышать отголоски былого праздника и веселья, гул оживленных торговых улиц и ритмы забытых мелодий. А вот отношения между делийцами, которые складывались веками, не смогли исчезнуть, несмотря на все социальные катаклизмы. Потребовались десятилетия, чтобы жизнь наладилась, и она действительно возродилась.

Сейчас за городской чертой Нового Дели, на другой стороне хребта уже на левом берегу реки Ямуна было решено построить новые районы, чтобы расширить границы территории города. Такое решение было принято, исходя из твердого убеждения в том, что каждый житель должен иметь крышу над головой. Управление городского развития Дели имеет опыт строительства муниципального жилья в Азии для государственных служащих руководящего звена и рядовых сотрудников; для беженцев по субсидированным ценам; для обеспечения новым жильем скваттеров, чтобы у них появилось чувство защищенности и оптимизма, а также для сноса ветхого жилья. Обсуждались и апробировались различные концепции планирования застроек на новой западной территории. Они предусматривали зонирование районов, строительство кольцевых дорог, создание микрорайонов по американскому образцу, разделение категорий кварталов по имперской традиции, создание в английском стиле зеленых поясов вокруг города для сглаживания его острых выступов. Каждый раз при новом строительстве город становился все более разнородным в результате его расширения и вкрапления в него новых деревень. Вместо слова «колония» все чаще слышно модное слово «микрорайон»!

На сегодняшний день мы имеем следующую картину: более 200 деревень растворились в ткани городского пространства в результате применения довольно любопытного способа выкупа земли с использованием норм аграрного права штата Пенджаб. Согласно этим правилам, плотные застройки деревенских поселений должны быть сохранены, а поля вокруг них подлежали расчистке под строительство городских коттеджных поселков. Сохранившиеся поселения являются последним наследием исторического ландшафта — типичные деревни северной части Индии, с их домами, построенными впритык друг к другу, тенистыми аллеями и спокойным течением жизни. В них есть место и для размещения ремесленных мастерских и сувенирных лавок, и для вкрапления уютных ресторанчиков. Бывшие фермеры стали рантье, сдающими в аренду комнаты студентам университетов. Здесь жизнь напоминает парижские пригороды, только с индийским колоритом.

Всё зависит от того, как смотреть на историю города. Оглядываясь назад, становится ясно, что дорога к Большому Дели была выложена, излишними и часто невыполнимыми бюрократическими препонами, попытками саботажа со стороны местных властей и хищническим поведением скупщиков недвижимости. Не менее важно, однако, не забывать смотреть вперед. В День независимости Индии испытываешь особое желание взглянуть на чистое голубое небо, где летают, зигзагами то вверх, то вниз, сотни воздушных змеев, запускаемых с крыш домов Шахджахабада. И нет ничего лучше, чем прогуляться по зеленым лужайкам, раскинутым вокруг знаменитого Президентского дворца, около которого десятки уличных торговцев предлагают вам на выбор еду со всех регионов Индии. А на закате солнца приятно пройтись дальше к Храму святого Хазрата Низамуддина Аулии, полюбоваться его красотой, послушать суфийскую музыку и древние песни, которые звучат уже на протяжении 800 лет среди нежного аромата красных роз.

Дели

Дели — второй по величине после Мумбаи мегаполис Индии, имеющий статус союзной территории (Национальный столичный округ Дели). Новый район города Нью-Дели является официальной столицей страны. Расположен на севере Индии на берегу реки Ямуна.

28.61542 77.21621

Карта Координаты

Понять править

Дели
хинди दिल्ली , пендж. ਦਿੱਲੀ , урду دِلّی , англ. Delhi
Полезная информация
Население 12 565 901 (2011)
Телефонный код +91 11
Часовой пояс UTC+5:30

Де́ли — один из самых экономически развитых городов Индии с самым высоким уровнем потребления. Количество автомобилей в Дели больше, чем в четырёх мегаполисах Бангалоре, Калькутте, Ченнаи и Мумбаи вместе взятых. В Дели — лучший транспорт и лучшая инфраструктура. По этой причине в Дели и предместьях Ноида и Гургаон в последние годы стали активно развиваться международные корпорации, коммерческие и торговые центры, автомобильная промышленность, СМИ, производство товаров народного потребления.

Дели стал также городом науки, и занимает ведущее место не только в области информационных технологий, телекоммуникаций, но и в естествознании и прикладных науках. 30 % IТ Индии сосредоточено в Дели (здесь Дели уступает только Бангалору, в котором сосредоточено 35 % IT-специалистов).

Дели — многонациональный город, в котором перемешаны разные культуры. Разные народы Индии играют разные роли в экономике города.

Политика править

Дели считается оплотом Индийского национального конгресса, который одерживает победы на местных выборах. Однако в 1999 на федеральных выборах в Лок Сабху победила Бхаратия Джаната Парти, получившая все семь мест. В 2004 Индийский национальный конгресс смог вернуть симпатии избирателей благодаря умелому руководству Шейлы Дикшит (главный министр Дели с 1998), получив шесть из семи мест.

История править

Дели — «столица семи империй» в индийской истории. Согласно Археологическому обзору Индии, в Дели находится 60000 памятников мировой значимости, построенных более чем несколько тысячелетий тому назад. Первый «город» Дели, как полагают, был основан династией Пандавов из Махабхараты приблизительно в 3000 г. до н. э. Он был назван Индрапрастха. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что Индрапрастха находилась на том месте, где сейчас находится Пурана Куила. Деревня по имени Индарпат существовала в Дели до начала 19-ого столетия и была стерта с лица земли из-за строительства района Нью-Дели британцами.

Название города «Дели» происходит от персидского слова Дахлиз (урду:دہلیز) (в переводе на русский: порог или граница), по другим версиям — от имени короля Морьян, Раджи Дхайллу. Жителей Дели называют Delhi-ites. Имя города ассоциируют также с названием общин Диллиуоалей (урду: دلی والے) c характерным укладом жизни, такие сообщества сохранились в окрестных деревнях и пакистанских городах.

География править

Районы Дели

Дели находится на территории Индо-Гангской равнины, которая и определяет плоский ландшафт города. Единственными примечательными географическими объектами являются река Ямуна, протекающая в восточной части города, и холмы Аравалли на западе.

Климат править

Климат Дели сочетает в себе иссушающую жару Раджастанских пустынь с холодным климатом Гималаев. С апреля по октябрь температура нередко поднимается выше 40°C, а муссонные дожди затопляют город в июле и августе. Шаткая инфраструктура города едва ли способна выдержать нагрузку бесчисленных кондиционеров, постоянно включенных на полную мощность, поэтому в Дели часто случаются перебои с водой и электричеством. В зимнее время (особенно в декабре и январе) температура может падать до нуля градусов. Город в это время покрывает густой туман, по причине которого отменяют многие воздушные рейсы. В промежуточные сезоны (февраль-апрель и сентябрь-ноябрь) климат достаточно приятен, температура держится на отметке 20-30°C.

Как добраться править

На самолёте править

Рельеф с мудрами — самая известная деталь третьего терминала

Международный аэропорт имени Индиры Ганди ( хинди इंदिरा गांधी अंतरराष्ट्रीय हवाई अड्डा , англ. Indira Gandhi International Airport ) (IGI, IATA: DEL) — один из крупнейших в мире и принимает рейсы из основных городов Азии, Европы и даже Северной Америки. Из Москвы в Дели летает Аэрофлот.

Аэропорт состоит из трех терминалов, два из которых находятся рядом друг с другом, а третий (точнее, первый) отстоит от них на солидное расстояние и даже находится на другой ветке метро. Между кластерами ходит автобус-шаттл, бесплатный для обладателей билетов. Сам по себе трансфер между терминалам займёт не больше часа, но необходимость заново проходить все полетные формальности может сильно увеличить это время.

С декабря по февраль в Дели часто бывает густой туман, значительно снижающий видимость, из-за чего многие рейсы (особенно утренние) задерживаются на несколько часов или вовсе отменяются.

1 Терминал 3 ( T3 ). Обслуживает большинство рейсов, как внутренних, так и международных. Терминал относительно новый, чистый и довольно комфортный, но гигантский размер в сочетании с очередями и неторопливостью отнимает очень много времени. Для пассажиров международных рейсов, и прилетающих, и улетающих, 3 ч в аэропорту — суровая реальность. Сильно заранее, впрочем, приехать не получится, так как по индийской традиции в аэропорт пускают только по билетам и не раньше начала регистрации не рейс. До контроля безопасности всё намекает, что надо быстрее его пройти — в зоне вылета посадочных мест немного, розеток ещё меньше, да и поесть можно только в небольших киосках. Чистая зона сразу после контроля напоминает торговый центр (даже фуд-корт состоит преимущественно из международных сетей фаст-фуда). Гейты находятся в отдельном «коридоре» (около них рассчитывайте не больше, чем на кофейню), путь до самых дальних может занимать не меньше 15 минут даже с использованием траволаторов. Путь прилетающих проще, но состоит в основном из самой длинной в аэропорту очереди на въездной погранконтроль, ожидание в которой может легко отнять не меньше 2 ч. Полезные для прилетающих банкомат State Bank и киоск мобильного оператора Airtel находятся в самом конце пути, у выхода на улицу. Wi-Fi есть, но при подключении потребует индийский номер — ищите автоматы и стойки информации, где смогут выдать пароль по номеру паспорта.

Как добраться: экспресс-линия метро (Delhi Airport Metro Express, оранжевая ветка) за 20 минут доставляет пассажиров к станции Нью-Дели с парой промежуточных остановок. Стоимость проезда: 60 рупий (2023), поезда ходят с 4:30 до 23:30 с интервалом в 10-15 минут, кроме первых и последних поездов. Альтернатива — экспресс-автобусы, которые круглосуточно ходят на делийские автовокзалы, но бо́льшую часть дня ими стоит пользоваться с осторожностью из-за пробок. Такси проще всего вызвать через приложения Uber и Ola Cabs, хотя и выделенная им парковка находится в нескольких минутах ходьбы от терминала и Wi-Fi туда не дотягивает. Стойка (prepaid booth), где нужно платить заранее и отдать водителю чек, также работает, но использовать её нужно с осторожностью, так как и сама стойка, и водители считаются рассадником мошенничества (добро пожаловать в Дели!). фев 2023

2 Терминал 2 ( T2 ). Построенный в 1980-х бывший международный терминал был отреставрирован и сейчас принимает в основном внутренние рейсы. Находится по соседству с Т3, добираться туда нужно теми же способами. фев 2023

3 Терминал 1 . Самый старый терминал аэропорта используется авиакомпаниями Indigo и Spicejet (но не всеми их рейсами). Вместо экспресс-метро там обычная станция розовой ветки, менее приспособленной для авиапассажиров и, к тому же, хордовой — Олд-Дели и Нью-Дели на ней ехать не очень удобно. фев 2023

Гостиницы: крупные сетевые отели занимают современный квартал Aerocity, связанный с Т3 экспресс-метро. Небольшие частные гостиницы часто также заявляют о связи с Aerocity, но на самом деле находятся в соседнем районе Mahipalur. Иногда эти гостиницы бывают виртуальными — внимательно читайте отзывы.

На поезде править

  • Железнодорожный вокзал Нью-Дели

Главный вход вокзала New Delhi Railway Station расположен в непосредственной близости от Пахаргандже (Paharganj). Метро рядом, но выходы из него находятся на Ajmeri Gate (второй вход) вблизи платформы 16. Вы также можете взять предоплаченных рикш и такси на площади возле главного входа. Станция большая, многолюдная, немного запутанная и напичкана спекулянтами. Если вы новичок в городе, у вас уйдет час нa то, чтобы найти свой поезд. Не доверяйте электронным табло, oни часто показывают неверную информацию. Вместо этого слушайте объявления и спрашивайте полицейских, пока не найдете свой поезд. В то же время не стесняйтесь игнорировать всех, кто обращается к вам, даже если они утверждают, что работают служащими на вокзале.

  • Железнодорожный вокзал Дели

Формально Delhi Junction, но чаще, для ясности, его называют Old Delhi Station. Как и вокзал Нью-Дели, эта станция огромная и запутанная. Платформы построены не в линейном порядке. Железнодорожная станция обслуживается 2-й линией метро.

  • Хазрат Низамуддин (Hazrat Nizamuddin)

Хазрат Низамуддин является отправной точкой многих поездов, направляющихся на юг. Удобней всего добраться сюда на такси или автомобиле. Бюджетная альтернатива — взять автобус до междугороднего автовокзала Сарай Кале Хан (Sarai Kale Khan Interstate Bus Terminal ISBT), а затем пройтись до станции (400 м). Это менее хаотичная станция, чем две предыдущие, но тем не менее довольно большая и плохо обозначенная. Прислушивайтесь к объявлениям, чтобы найти свой поезд. На станции продаются недорогие и вкусные закуски на вынос, такие как самуса и сэндвичи. Если у вас есть немного времени, посетите гробницy Хумаюна (Humayun’s Tomb), которая расположена недалеко от станции.

  • Ананд Вихар (Anand Vihar Terminal)

Ананд Вихар Терминал (Anand Vihar Terminal) является новейшей станцией Дели, расположенной к востоку от города нeдалеко от Ghaziabad – Delhi Border. Cтанция была открыта в декабре 2009 года и постепенно присоединяет к себе все восточные ветки. Станция расположена на третьей линии метро. Ананд Вихар Терминал находится буквально напротив междугороднего автовокзала Ананд Вихар (Anand Vihar Interstate Bus Terminal ISBT).

На автомобиле править

Через Дели проходит пять Национальных трасс, основные из которых:

  • Основная магистральная дорога (Grand Trunk Road, National Highway 1) — из Амристара, северное направление;
  • Матхурская трасса (Mathura Road) — из Агры, южное направление;
  • Национальная трасса №2 (National Highway 2) — из Калькутты, восточное направление;
  • Гургаонская трасса (Gurgaon Road, National Highway 8) — из Джайпура, западное направление.

На автобусе править

Дели связан автобусным сообщением со всеми городами Северной Индии. Обычно автобусы являются менее комфортным способом передвижения, чем поезда, но в то же время, относительно недорогим.

В Дели есть несколько автобусных терминалов (Interstate Bus Terminus, ISBT), каждый из которых имеет двойное название:

  • Kashmere Gate ISBT (также известный как Maharana Pratap), Метро Kashmere Gate. Самый большой, основной терминал. В основном, автобусы отправляются в северном направлении, но возможны исключения.
  • Sarai Kale Khan ISBT (также известный как Vir Hakikat Rai), рядом с железнодорожным вокзалом Hazrat Nizamuddin. Автобусы, отправляющиеся в южном направлении.
  • Anand Vihar ISBT (также известный как Swami Vivekanand), на восточном берегу Ямуны. Автобусы, отправляющиеся в восточном направлении.

Основным автобусным оператором является Транспортная Корпорация Дели (Delhi Transport Corporation, DTC). Чаще всего государственные автобусы переполнены и забиты людьми до отказа. Тем не менее, существует ряд частных компаний, обеспечивающих более комфортные перевозки. Автобусы частных компаний обычно намного чище и не переполнены.

Транспорт править

Передвигаться по городу — само по себе большое приключение. Движение, по большому счету, очень загружено и многие водители не задумываясь сдирают втридорога за проезд с ничего не подозревающих туристов. Договаривайтесь о ценах с водителем ДО того, как сесть к нему в машину (не бойтесь торговаться).

На метро править

Лучшим транспортом (и самым дешевым) считается метро, где есть отдельные вагоны для женщин (это очень удобно особенно в час пик и безопасно для женщин, путешествующих соло). Мужчины в этот вагон не допускаются. Метро чистое, кондиционированное и ходит по графику. Практически нет такого места в Дели, где вы не могли бы воспользоваться метро.

Стоимость проезда составляет от 8 до 30 INR, просто купите жетон, сделайте пересадку если надо и при выходе отдайте жетон. Жетоны можно использовать только от станции, где они были куплены, так что вы не можете купить два и использовать второй, чтобы вернуться домой. Если вы планируете остаться на некоторое время в Дели, вы можете купить Smart Card. Есть два вида Smart Card : Travel Card (для тех, кто часто пользуется метро) и Tourist Card (собственно для туристов). Travel Card стоит 100 INR (+50 депозит) и действует 1 год. Tourist Card стоит 150 INR на 1 день и 300 INR на 3 дня (+50 депозит). Очень рекомендуется купить Travel Card: она и дешевле, и быстрее окупится. Со Smart Card вы сэкономите 10% на все ваши передвижения в метро и что не менее важно это позволит вам избежать длинных очередей в кассы за жетонами.

Чтобы побывать в Старом Дели и увидеть такие достопримечательности, как Chandni Chowk, Jama Masjid, Qutub Minar, Hauz Khas Village, сядьте на желтую линию метро. Голубая линия доставит вас в самый большой индусский храм Акшардхам.

Hа моторикше править

Моторикши (тук-туки) очень удобны для поездок на короткие и средние дистанции. Всегда в своеобразной желто-зеленой окраске, они обычно не имеют дверей. В общей сложности они вмещают до 3 человек. Но если потесниться, то можно поместиться и вчетвером. Авторикши гораздо дешевле такси. По закону авторикши должны иметь счетчик (25 INR первые 2км и 8 INR за каждый следующий километр). Как правило за короткую дистаницию вы должны заплатить не больше 30-40 INR. Не бойтесь отойти от навязчивого рикши, есле он настаивает на большей цене. Вы очень быстро найдете другого, который скорее согласиться с вашей ценой.

На велорикше править

Велорикши преставляют собой трехколесные педальные рикши с задними сиденьями для пассажиров и передним для водителя. Они удобны для коротких дистанций. Договаривайтесь о цене заранее с водителем. 25 INR — разумная цена для расстояния в 1-2 км.

На автобусе править

Все части Дели очень хорошо соединены между собой автобусными ветками. Билеты дешевые (от 5 до 15 INR). Стоит отметить что автобусы зачастую переполнены. Также немаловажная деталь: красные автобусы кондиционированные, а зеленые нет. Так как автобусные остановки не очень хорошо обозначены, вам надо будет поупорствовать, чтобы найти дорогу. Лучший способ найти ее — порасспрашивать местных жителей. Тем не менее автобусы ходят довольно часто, а на некоторых маршрутах надо подождать 15-20 минут. В Дели ходят два вида автобусов: государственные автобусы DTC (красные и зеленые с большими окнами) и частные (оранжевого цвета).

Лучше выбрать государственные автобусы : они делают меньше остановок на своем маршруте и как правило менее многолюдны. Заметьте, что многие автобусы останавливаются часто и практически везде, где есть дoстаточно пассажиров, которых надо посадить или высадить. Обычно пассажиры заходят в автобус через заднюю дверь, а выходят через переднюю. Но когда автобус переполнен, как вы уже догадались, эти правила полностью игнорируются. Вы можете оплатить ваш проезд прямо возле двери. Убедитесь в наличии у вас билетов, так как контролеры не дремлют и частенько проверяют любые автобусные маршруты. Насколько сидений на левой стороне автобуса предназначены для женщин и инвалидов.

На такси править

Такси очень удобно для того, чтобы увидеть отдаленные уголки Дели. Большинство из них старые (марок Toyota Innova и Chevrolet Tavera), но надежные с тремя отличительными цветами: желтый, черный и зеленый. Несмотря на то что у всех такси есть счетчики (первые 2км стоят 15 INR, и 8,50 INR каждый последующий), они могут быть преднамеренно сломаны и показывать неправильные цифры. Так что лучше договариваться с водителем заранее о цене. Большинство экскурсий по городу обойдется вам в 200-500 INR, тогда как до аэропорта на такси цена будет гораздо выше (в зависимости от места расположения). Чаевые очень приветствуются, особенно если водитель оказался действительно продуктивным. Цены также будут зависеть и от габаритов машины. Надо заметить, что черно-желтые автомобили не климатизированны. А если в такой машине будет климат-контроль, то и цена за проезд будет выше (не бойтесь торговаться с водителями).

Будьте внимательны и не садитесь в «неофициальное» такси. Oбычно такие такси отвезут вас не в тот отель, который вам нужен, или в фальшивый центр туристической информации, или попытаются продать вам баснословно дорогие и ненужные товары. Как правило, они известны тем, что обирают бедных ничего не знающих туристов. Так что лучше держаться от них подальше.

Пешком править

Соляной поход Ганди

Для закоренелых пешеходов Дели — не самый подходящий город. Расстояния большие, указатели немногочисленны, плюс ко всему в местах, где много туристов, вас ожидают попрошайки и аферисты. Чтобы просто перейти дорогу, иногда понадобится преодолеть несколько полос перегруженного движения. Если все же вы действительно хотите прогуляться пешком по Дели, вот несколько мест, где это можно сделать:

  • От Rashtrapati Bhavan (Президентского Дома) до Ворот Индии по длинной и красивой авеню Rajpath (прогулка в 3-4 км);
  • От Джама-Масджид (Делийской соборной мечети) до Красного Форта в районе базара Chandni Chowk;
  • Прогуляйтесь в лесу на юге Дели. Начните с Индийского технологического института (Indian Institute of Technology), пройдите через городской лес Sanjay Van и так до самого высокого минарета Qutub Minar. Знайте, что в лесу Sanjay Van не всегда безопасно и лучше всего пойти туда с компанией и по возможности днем.

Достопримечательности править

Сотрудники туристического бюро Дели могут быть очень полезными и располагают многочисленной информацией:

  • Государственное туристическое бюро Индии 88 Janpath, Cannaught Place ☎ +91 11 2332 0005, +91 11 2332 0008, +91 11 2332 0109, +91 11 2332 0266. Государственное туристическое бюро Индии предлагает ежедневные туры, охватывающие все основные места в Дели. Если вы выбираете это бюро для ваших путешествий по Дели, знайте, что из-за насыщенного графика, экскурсии будут короткими : по 20-40 минут на каждую. Эти туры очень удобны, в особенности если у вас мало времени.

Красный форт править

Bорота Лахор Диван-и-Ам Диван-и-Хас

Красный форт (Лал Кила) является одним из главных туристических достопримечательностей Дели.Сделанный из красного песчаника форт, построенный могольским императором Шаx Джаханом (который также воздвиг Тадж Махал), являлся его главным руководящим дворцом. Завершенный в 1648 году, последующие годы не пошли ему на пользу : его палаты уже давно лишены всяких вещей, мраморные инкрустации полудрагоценных и драгоценных камней давно изчесли и многиe строения уже нельзя посетить. И тем не менее, масштабы Красного Форта продолжают быть внушительными и его сады остаются пышными и зелеными даже в середине зимы. Форт включает в себя такие основные здания, как :

  • Чатта Чоук (Chatta Chowk, Крытый базар) : в соответствии со своим именем, базар располагается между воротами и самим фортом и усеян продавцами сувениров.
  • Диван-и-Ам, (Diwan-i-Am, Зал общественной аудитории) : Это здание отделяет внешний двор от внутреннего и размещает мраморную трибуну для трона императора.
  • Hayat Baksh Bagh (дословно Сады дарующие жизнь) : Когда-то большой сад с разливающимися фонтанами и ручьями, сейчас же к сожалению весь высохший — остались только высохшие каналы и акры зеленой травы.
  • Диван-и-Хас (Diwan-i-Khas, Зал частной аудиенции) : Построенный исключительно из мрамора, здесь император принимал особенных гостей.
  • Хас-Махал (Khas Mahal, Личный дворец) : Основная резиденция императора. Восьмиугольная башня Mussaman Burj выходит на реку Ямуна и является тем местом, где император встречал свой народ каждое утро.
  • Ранг-Махал (Rang Mahal, Цветной дворец) : Резиденция главной жены султана.
  • Мумтаз-Махал (Mumtaz Mahal, Драгоценный дворец) : Содержал 6 комнат для гарема султана. Теперь используется как музей тканей, ковров, оружия и т.д. (вход бесплатный)
  • Daawat Khana : Маленький дворец, расположенный в самой северной точке Форта, изначально был резиденцией принца, но переоборудованный британцами в чайный дом, функцию, которую он сохранил и до наших дней. Основные блюда стоят около 60 рупий, напитки 10-20 рупий, а также вокруг него вы найдете самые чистые туалеты.
  • Swatantra Sangrama Sangrahalaya (Музей Движения за Независимость) : Слева от Чатта Чоук, расположен достаточно хороший исторический музей активистского движения за независимостьь в Индии. Начиная с мятежа 1857 года и до Ганди.

Единственный доступный вход — это ворота Лахор, в западной части. Охрана была усилена после того, как Форт стал жертвой террористической атаки в 2000 году и было убито 3 человека. Сумки не запрещены, но их проведут через рентген и вас обыщут, как в аэропорту. Билет стоит 10/250 рупий для индийцев/иностранцев, фотоаппарат — бесплатный, но за видеокамеру придется доплатить 25 рупий. Форт открыт с восхода до заката ежедневно, кроме понедельника. Самый лучший способ добраться до Красного Форта — взять метро до Chawri Bazaar, а затем велорикшу и проехаться через невероятно переполненный базар до самого Форта (цена договорная, около 20 рупий). Вечером с 7:30 до 9 часов, в зависимости от сезона, возле Форта вы можете посмотреть свето-звуковое представление. Будьте осторожны покупая билеты : продавцы попытаются обсчитать вас. Не давайте крупные банкноты. Из-за повышенных мер безопасности припарковать машину возле Форта будет не так просто. Можно попробовать близлежащие парковки : они не далеко.

Гробница Хумаюна править

Гробница Хумаюна

Гробница Хумаюна на юге Дели, возле вокзала Хазрат Низамуддин, — один из памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся в Дели. Открыта ежедневно от восхода до заката, вход — 10/250 рупий для индийцев/инoстранцев.

Гробница находится в центре больших, безукоризненно ухоженных cадов в персидском стиле, которые были тщательно отреставрированы в 2003 году с помощью Ага Хана и являются, наверное лучшими в мире. Когда вы входите в комплекс, первым крупным строением по правой стороне является луковичной формы восьмиугольная гробница Ильзы Хан. Ее построил один дворянин еще при своей жизни, где-то за 20 лет до самуй гробницы Хумаюна. Когда вы пройдете через первые ворота, вы сможете увидеть мельком купол гробницы и зайдете в цветочную аллею, ведущую ко вторым западным воротам, которые сегодня служат входом в огромный центральный сад.

Главным украшением является гробница Хумаюна, второго могольского императора. Начавшаяся строиться в 1562 году, это была первая крупная могольская структура в городе и была описана как предшественник или прототип Тадж Махалу в Агре. Обе структуры на самом деле стилистически похожи, хотя гробница Хумаюна была построена из красного песчаника, а не из мрамора, и воздвигнута женой, скорбящей по своему мужу, а не наоборот. Вы можете подняться на второй этаж (лестница на западной стороне очень крутая, на южной менее того), и на южной стороне вы найдете вход в главный склеп, где был похоронен Хумаюн.

Перед тем, как вы уйдете, убедитесь в том, что вы посетили Южные Ворота, первоначальный королевский вход, где вы можете также спокойно купить открытки без толпы многочисленных туристов. В юго-восточной части находится Гробница Цирюльника, построенная в том же стиле. Историки находятся в догадках, кто же все таки был погребен в этой живописной могиле из крансого ё серого песчаника.

Комплекс Кутуб-Минар править

Ала-и-Дарваза (слева), Гробница Имама Замина(справа) и Кутб-Минар на заднем плане Замысловатой резьбы альков, гробница Ильтутмышa Каллиграфия, Мечеть Кувват-уль-ислам

Этот комплекс в Мехраули, структуры которого датируются началом Мамлюкской династии (династии Рабов, 1206-1290), входит в список Всемирного наследии ЮНЕСКО. Сады сохранены в отличной форме, что делает их популярным местом для отдыха и пикника. Открыт ежедневно с рассвета до заката, вход 20/250 рупий для индийцев/иностранцев. Светозвуковое шоу можно посмотреть практически каждый вечер после захода солнца. К комплексу теперь можно лекго добраться на метро, станция Кутуб Минар, желтая линия метро.

  • Кутуб Минар — самая известная структура . Этот 72,5 метровый минарет был самым высоким «небоскребом» в мире на момент постройки (1193-1368). Oн был построен по приказу Кутб-уд-дин Айбаке. Деликатно вырезанный из камня, он удивительно хорошо сохранился и до сих пор является впечатляющим зрелищем. Это видно даже с высоты птичьего полета, когда летишь в аэропорт Indira Gandhi International! (Ярые сторонники археологической истины заметят, однако, что вершина башни была дважды перестроена после землетрясения, а основанные было реставрировано недавно). Тогда как вход в саму башню уже запрещен, за 10 рупий/5 минут вы можете посмотреть пейзажи через маленькую веб-камеру на вершине.
  • Mечеть Кувват-уль-ислам — первая и величайшая мечеть Дели, сейчас в основном в руинах, но многие части комплекса все еще стоят и украшения из песчаника по-прежнему впечатляет. Посмотрите на необычайно богатую резьбу возле гробницы Ильтутмышa нa западной стороне комплекса.
  • Железная колонна’в центре мечети. Название говорит само за себя : этот 7-метровый столб был возведен в 400 году н.э. с помошью Чандрагупта II Викрамадитья, также известным как «тот, чьими дуновениями доблести, до сих пор благоухает Южное море» согласно надписи врезанной в основаниe. Увы, благоухания Чандрагупты II уже давно потеряли свои запах, но, к удивлению металлургов всего мира, его колонна до сих пор хорошо держится, даже после 1600 лет.
  • Ала-и-Минар, Ала-уд-дин-Хилйи распорядился построить башню, в дважды превышающую высоту Кутуб Минара, но умер после того, как постройка достигла всего лишь 24,5 метров. Башня так и не была достроена и стоит по сей день.
  • Ала-и-Дарваза — Этo площадь, купольное строение, когда-то служащее в качестве входа в мечеть, a теперь укрытое за минаретом. Вы можете увидеть инкрустированные мраморные украшения и решетчатые каменные экраны.
  • Гробница Имама Замина — снаружи основного комплекса, вблизи Ала-и-Дарваза. Эта восьмиугольная гробница чтит память одного Туркестанского имана, который был основан в мечети во время правления Сикандара Лоди.

Монументы и памятники править

  • Rajpath — это главная дорога, ведущая от Дoма Президента до ворот Индии , с многочисленными травянистыми газонами вдоль своего пути. Особенно впечатляет на закате и ночью, когда здания горят огнями, а семьи устраиваются здесь на пикник.
  • Ворота Индии — этот памятник был построен индийским солдатам, погибшим в Первой мировой войне. Здесь горит Вечный огонь памяти всем павшим солдатам.
  • Джантар Мантар — открыт 9:00 — 18:00. Одна из 5 астрономических обсерваторий, построенная Джай Сингх II Джайпура в 18 веке. Странные структуры внутри этого маленького комплекса на самом деле являются гигантскими научными приборами для измерений движений небесных тел.
  • Raj Ghat — открыт 9:30 — 17:30. Мемориал Махатмы Ганди на месте его кремации. Проверьте все же для полной уверенности дни, когда мемориал закрыт, например праздники или годовщинy смерти Ганди.
  • Purana Qila (Старый Форт) (рядом с зоопарком)- ☎ +91 11 2435 5387. Открыт 10:00 — 17:00. Это руины 16 века города Шергарх. Комплекс расположен на вершине предполагаемого местонахождения Индрапрастхи, столицы Пандаваса из эпоса «Махабхарата».
  • Форт Туглакабад — ☎ 2604 5671. Массивная крепость, построенная Гиясуддином Туглаком в 14 веке, была третьим городом Дели. Исполинские руины этого комплекса в настоящее время наводнены толпами лангурских обезьян.
  • Azaad Hind Gram — (Tikri Kalam NH-10), ☎ +91 11 2835 3102. Открыт 10:00 — 18:00. Туристический комплекс, посвященный Netaji (уважаемому лидеру) Субхаш Чандра Бос, лидеру в движения за независимость Индии.

Сады и парки править

В столице Индии есть очень много парков и садов, таких как: Mughal garden, Garden of Five Senses, Kalindi Kunj и многие другие.

  • Mughal garden, расположенный неподалеку от Дома Президента, очень популярен. Открыт только 30 дней в году (с февраля по март).
  • Lodhi garden — тихий парк в самом сердце Нью-Дели. Он идеально подходит для утренних прогулок в жаркое время года и для дневных прогулок и пикников в холодные месяцы.
  • Nehru Park является большим парком в Нью-Дели расположенный в окрестностях Chankayapuri на юго-западе.

Храмы править

  • Bahá’í Lotus Temple Kalkaji на юге Дели, имеющий форму бутонa лотоса с 27 лепестками, этот потрясающий храм, как будто подвешенный над молочно-голубыми прудами, безусловно, один из самых великолепных памятников когда-либо сделанных из бетона. Пышный парк хорошо благоустроен. Вход бесплатный. Открыт вт-вс, c 1 апреля по 30 сентября с 9 утра до 7 вечера, c 1 oкт по 31 марта c 9:30 утра до 5:30 вечера.
  • Chattarpur Mandir — oгромный и красивый храмовый комплекс с большой территорией. Расположен в области Мехраули на юге Дели.
  • Gurudwara Bangla Sahib — вблизи Baba Kharak Singh Marg возле Connaught Place, является основным храмом для многих сикхов в Дели. Вам нужно будет покрыть голову, разуться и отдать обувь на хранениe.
  • Gurudwara Sis Ganj (возле Chandni Chowk в Старом Дели) — важное место поклонения для сикхов. Построен на месте, где девятый гуру сикх, Гуру Тег Бахадур был обезглавлен по приказу императора Великих Моголов Аурангзебом. Это оазис спокойствия в хаосе Старого Дели на Chandni Chowk. Как и при входе в Gurudwara Bangla Sahib, вам нужно будет покрыть голову и отдать обувь на хранениe.
  • Собор Сакре-Кёр, 1 Ashok Place, возле Baba Kharak Singh Marg и Bhai Veer Singh Marg возле Connaught Place рядом с Gurdwara Bangla Sahib. Это самая большая церковь с точки зрения структуры, а также штаб-квартира католической епархии в Дели.
  • Кафедральный собор Искупления Адресc: Church Lane, рядом c с Домом Президента. Это штаб-квартира Церкви Северной Индии, епархии Дели. Построенный Генри Меддом между 1927-1935, это прекрасный пример колониальной архитектуры.
  • Собор Святого Петра на Bhai Veer Singh Marg, возле школы St Columbas — штаб-квартира якобитской сирийской православной церкви в Дели. Он известен как Антиохия Востока и прекрасный пример восточного зодчества, смешанного с современностью.
  • Xрам ИСККОН(Международное общество сознания Кришны) храм, в East Kailash — Центр Сознания Кришны. В отличие от других храмовых комплексов, здесь вы можете посмотреть спектакли и мультимедийные презентации. Здесь царит оживленная атмосфера и можно найти отличные угощения: неподалеку есть ресторан Govinda
  • Джама Масджид, напротив Красного форта, рядом с Чандни Чоук в Старом Дели (Метро: Chawri Bazaar) — самая большая мечеть в Индии. Вход свободный, но вам надо будет заплатить 300 рупий, если у вас есть фотоаппарат или камера (комбинированный билет включает в себя подъем на минарет за 100 рупий). Если у вас нет с собой фотоаппаратa, будьте готовы настоять на том, что вы не должны платить (вас попросят показать карманы, так как принято считать, что у всех туристов есть фотоаппараты. Остерегайтесь цепких гидов, которые будут пытаться убедить вас, что экскурсовод является обязательным и входит в стоимость камеры. Они проведут очень быструю экскурсию по мечети , а затем потребуют доплаты в 200-300 рупий. Вы можете подняться на вершину минарета за 100 рупий. Подъем крутой, темный и непредназначен для тех, у кого клаустрофобия. Зато вам откроется великолепный вид на город. Вам нужно прикрыть плечи и ноги и снять обувь. Открыт с 7 утра до заката солнца, но обратите внимание, что туристы не допускаются с 12:15 до 13:45 и за полчаса до захода солнца. Не следует фотографировать во время молитвенных часов.
  • Храм Lakshmi Narayan более известный как Бирла Мандир, находится рядом с Connaught Place. Это большой индуистский храмовый комплекс. Ближайшее метро — Раджив Чоук (Rajiv Chowk). У вас займет 45 минут на его посещение. Фотографировать внутри храма запрещено. Это оазис тишины и спокойствия посреди Дели.
  • Храм Swaminarayan Akshardham возле 24, National Highway (метро Akshardham). Завершенный в 2005 году социально-духовной организацией БАПС (BAPS). Центральный памятник, построенный без единого кусочка железа, является 11-футовой золотой статуей основателя веры, Бхагванa Сваминараянa. Существует строгий запрет на все электронные приборы, фотоаппараты, табак и в значительной степени на все, кроме одежды. Вы можете оставить свои вещи в гардеробе снаружи. Вход бесплатный, руководство-брошюра 5 рупий, доступ к выставкам 125 рупий. У вас займет 3-4 часа на то, чтобы все посмотреть. Открыт c Вт-Cy c 9 утра до 7 вечера.
  • Храм Sai Baba 17, Lodhi Rd. Хотя есть много таких храмов вокруг Дели, тот, что расположен на Lodhi Road один из самых старых. Храм открывается в 5 утра.
  • Connaught Place — площадь в центре Нью Дели, ныне именуемая Rajiv Chowk. Площадь сконструирована в британском колониальном стиле и похожа на огромный торговый центр с многочисленными магазинами и бутиками. Будучи в запущенном состоянии долгое время, ее быстро отреставрировали после открытия станции метро Rajiv Chowk. В центре площади находится маленький, но красивый парк вблизи от пресловутого базара Palika Bazaar. Здесь же можно заглянуть в Metro Museum, находящийся внутри станции метро Patel Chowk. Музей открыт с 10:00 до 16:00, с вторника по воскресенье. Вход бесплатный, иметь при себе действующий талон на метро.

Чем заняться править

  • Kiran Nadar Museum of Art, 145 DLF South Court Mall, Saket, ☎ +91 11 4916 0000, [1]. Основанный по инициативе заядлого коллекционера Киранa Надара, KNMA был открыт в январе 2010 года в качестве первого частного музея искусств, демонстрируя современные произведения из Индии и субконтинента. В сердцевине музея выставлены самые необычные произведения Ф.Н.Соуза, М.Ф.Хусайна, С.Х.Раза, В.С.Гайтонде, Теб Мехта, Акбара Падамсе, Рам Кумара, А.Рамачандрана, Рамешвар Брута и многие другие. Расположенный в популярном туристическом месте Сакет, музей открыт Вт-вс, 10:30-18:30. Вход свободный. Ближайшая станция метро — Malviya Nagar.

12 Gandhi Smriti . ☎ +91 11 2301 2843. �� 10:00-17:00 (понедельник выходной) .

12 Nehru Memorial Museum ( Teen Murti Bhavan ). ☎ +91 11 2301 7587. �� 9:00-17:30 (понедельник выходной) . Вход бесплатный.

12 Tibet House , 1 Institutional Area, Lodhi Rd . ✉ ☎ +91 11 2461 1515, факс : +91 11 2462 5536 . �� 10:00-17:30 . 10 рупий.

12 National Handicrafts and Handlooms Museum , Pragati Maidan, Gate #5, Bhairon Road, New Delhi-110001 . ✉ ☎ +91 11 2337 1887 / 2337 1641, факс : +91 11 2337 1515 . �� 10:00-17:00 . Иностранцы : 300 рупий, индийцы : 10 рупий.

Покупки править

Дели — рай для туристов, если конечно вы не боитесь торговаться и протискиваться через толпу. Западные торговые центры и бутики возникают из ниоткуда по всему городу, в основном в Гургаоне, Нойда и в южном Дели. До недавнего времени, все магазины без исключения были закрыты по воскресеньям. Но даже после того, как все изменилось, многие бутики, в основном на Connaught Place, продолжают закрываться по воскресеньям. Суббота — главный торговый день и самый многолюдный, что касается базаров, магазинов, и пр. Начните свой шопинг-тур с Connaught Place, единственной в своем роде площади, где сочетаются традиционные индийские базары, европейские торговые марки и огромные торговые центры.

  • Kho-Cha Tea Boutique (часть Golden Tips Tea Group) Shop No. 11, Kaka Nagar Market (напротив Delhi Golf Club, 5 минут езды от Khan Market). Более 500 отборных сортов индийского чая : Darjeeling & Assam Teas, CHAI, Green Teas, Flavored Green Teas,Tea Accessories и пр.
  • Aap ki Pasand Tea Shop, Sterling House, 15 Netaji Subhash Marg, Daryaganj (напротив почты, недалеко от Красного Форта). Идеальное место, чтобы насладиться Индийским чаем, экзотическими Darjeeling, Assam, и купить чай в мешочках ручной работы.

Торговые центры править

  • DLF Emporio pасположен в Vasant Kunj, на юге Дели, это возможно один из самых роскошных торговых центров в Индии. Три этажа делят между собой международные брендовые дизайнеры такие, как Armani, Hugo Boss, Paul Smith, Gucci и Salvatore Ferragamo, а также бесчисленное количество индийских дизайнеров таких, как Tarun Tahliani, Manish Arora, Rohit Bal и Satya Paul. Emporio также размещает в себе один из самых популярных ресторанов в Нью Дели, Set’s (ранее известный как Zest), предлагающий своим гостям блюда из 7 разных кухонь.
  • DLF Promenade pасположен в Vasant Kunj, на юге Дели http://www.dlfpromenade.com/ Размещает в себе единственный 7-экранный мультикомплексный DT кинотеатр http://www.dtcinemas.com/.
  • Ambience Mall pасположен в Vasant Kunj, на юге Дели http://www.ambiencemalls.com/ambience/ [dead link] .
  • Торговые центры на Saket : Saket с недавних пор стал главной торговой зоной с огромным торговым комплексом, включающим в себя разнообразные торговые центры. Центральная зона этого комплекса — торговый центр Select Citywalk, включающий в себя международные и локальные бренды. Этот комплекс также размещает MGF Metropolitan и DLF Place.

Базары править

  • Connaught Place: исторический шопинг-центр в Дели.
  • Paharganj market: прямо напротив New Delhi Railway Station, в этой сети торговых центров вы найдете индийскую парфюмерию, шали, ковры, музыкальные инструменты, драгоценности.
  • Kamla Nagar : расположенный возле северного кампуса Университета Дели, богатый изобилием базар порадует вас возможностью найти и купить буквально все что угодно.
  • Rajouri Garden Market : отличное место, чтобы найти себе что-нибудь к свадьбе или купить повседневную одежду.
  • Central Market, Lajpat Nagar : отличный базар одежды, куда приходят в основном индийцы среднего класса.
  • Sarojini Nagar : рынок экспорта излишков одежды и бакалейных продуктов.
  • Khan Market : рынок, куда приходят зарубежные дипломаты и тибетские ламы на ланч, либо для того, чтобы сделать покупки в магазинах товаров для собак, бакалейных товаров, одежды (Fabindia, Anokhi), товаров домашнего обихода (Good Earth), ювелирных украшений и книжные магазины.
  • Karol Bagh : рынок на западе Дели известный своими традиционными индийскими нарядами : сари и шалями.
  • Palika Bazaar : большой подземный рынок электроники в центре Connaught Place. Огромный выбор DVD, VCD, Audio CD на хинди и английском, видео игр, но качество оставляет желать лучшего.
  • Chandni Chowk : сердце Старого Дели.

Еда править

Дёшево править

Средней стоимости править

  • Toast (Lazeez Affaire) : Бар и гриль. Rajouri Garden, West Gate Mall (3 уровень). Ароматный кальян, напитки, блюда таких кухонь, как французская, греческая, индийская и пан-европейская.
  • Chill&Chaï @ Khoj : Небольшое кафе в средиземноморском стиле в художественном артистическом центре «Khoj» расположенный прямо напротив торгового центра Select Citywalk, в оживленном районе Khirki. Здесь вы также можете увидеть выставки художников-резидентов. S17 Khirki extension, открыт с 9:00 до 18:30
  • IndoChine’s Forbidden City, South Delhi (Lado Sarai примыкающий к Qutub Golf Course). Сингапурская сеть баров, открывшаяся в Дели в 2007. Ресторан Mme Butterfly, находящийся наверху, предлагает превосходные блюда китайской кухни.
  • T.L.R. : 31 Hauz Khas Village www.tlrcafe.com. Уютное арт-прибежище в Дели для туристов, эмигрантов и местных жителей оживает в вечернее время. Живая музыка.

Дорого править

Ночная жизнь править

  • Xes Cafe, Saket, DLF South Court Mall. Кафе является в своём роде 5-звездочным кофе-шопом. Также кафе предлагает хорошую кухню с неплохим баром.
  • F Bar & Lounge (by Fashion TV) Chanakyapuri (находящийся в Ashok Hotel). Модный бар и ночной клуб. По слухам самый большой бар в Дели в 2008 году.
  • Aqua : Бар у бассейна, находящийся в Park Hotel (возле Connaught Place). Расслабляющая атмосфера и большой выбор напитков гарантированы.
  • Toast (Lazeez Affaire) : Бар и гриль. Rajouri Garden, West Gate Mall (3 уровень). Ароматный кальян, напитки, блюда таких кухонь, как французская, греческая, индийская и пан-европейская.
  • Aura
  • Decibel Chanakyapuri : Один из 2 клубов в Samrath Hotel возле Ashok Hotel.
  • IndoChine’s Forbidden City, South Delhi (Lado Sarai примыкающий к Qutub Golf Course). Сингапурская сеть баров, открывшаяся в Дели в 2007. Ресторан Mme Butterfly, находящийся наверху, предлагает превосходные блюда китайской кухни. Лаунж бар The BarSaVanh находится снизу.
  • T.L.R. : 31 Hauz Khas Village www.tlrcafe.com. Уютное арт-прибежище в Дели для туристов, эмигрантов и местных жителей оживает в вечернее время. Живая музыка.
  • Orange : ночной клуб.
  • Elevate Noida прилегающий к южному Дели.
  • The Other Side 81/3 Adhchini (подвальное помещение Turquoise Cottage) Sri Aurobindo Marg, +91 11 2685 396.
  • Shalom
  • Urban Pind/Bar/Cafe
  • Manre

Где остановиться править

Дёшево править

12 Bed&Chaï Guesthouse , R-55, 2nd floor, Greater Kailash 1, New Delhi . ✉ ☎ 011-46-06-60-54.

Дорого править

Связь править

Телефонная связь в Дели отличная. Мобильных операторов — огромное количество. Среди них Airtel, Vodafone, Reliance и Tata Indicom. Будет хорошей идеей купить здесь сим карту, чтобы оставаться на связи, пока вы в городе. Телефонные номера в Дели начинаются с 11 и обычно предшествуют 8 цифрам. Чтобы позвонить в Дели, находясь за пределами Индии, вам нужно будет набрать определенный международный код своей страны, а затем код Индии 91.

Номера при экстренных случаях (Дели) :

Меры предосторожности править

Многие путешественники, приезжая в Индию, попадают в лапы мошенников и спекулянтов. К сожалению в Дели есть и те, и другие. Опасайтесь тех, кто пытается указать вам другой маршрут или дать вам какой-либо совет. Никогда слепо не доверяйте советам водителей такси и рикшей. Если вы впервые в Индии, открыто об этом не говорите, так как это может притянуть к вам падких на свежее мясо мошенников. Если вы прибыли в Дели ночью и если вы не успели зарезервировать отель, остановитесь в специально оборудованном зале аэропорта. Женщинам лучше избегать прогуливаться в одиночку по Дели в ночное время суток и садиться одной в машину. Попытайтесь одеваться строго. Не бойтесь повысить голос и даже закричать, если есть опасность.

Полиция Дели править

Полиция Дели — это 70 000 офицеров, служащих в столице. К сожалению, ее эффективность очень отличается в зависимости от самих полицейских. Одни — коррумпированы и совершенно бесполезны, другие, наоборот, добропорядочные и попытаются вам помочь. Телефон полиции : 100 Полицейские машины припаркованы почти на каждом главном перекрестке. В не экстренных случаях или для того, чтобы доложить о проишествии, обращайтесь в ближайший полицейский участок.

Окрестности править

Дели — главный интернациональный транзитный город для поездов, самолетов и автобусов, а также для внутренних рейсов.

  • Агра и ее Тадж Махал находятся на расстоянии 3-6 часов езды на поезде или машине. Теперь же открылась новая 6-трассовая экспресс магистраль под названием «Yamuna Expressway», которая соединяет Дели с Агрой и сокращает путь на добрых 2 часа.
  • Бандхавгарх (национальный парк) и форт Бандхавгарх являются самым большим заповедником тигров в Мадхья-Прадеш.
  • Дармсала — место пребывания правительства Далай Ламы в эмиграции. В 10-12 часов к северу от Дели. Билеты можно купить в туристическом бюро находящимся на Paharganj (Main Bazaar), Majnu ka Tilla.
  • Шимла — летняя столица британской Индии и королева всех горных станций в регионе. Здесь вы можете увидеть много живописных и исторических мест. Город находится в 8-10 часах езды на автобусе. Прямой рейс из Дели займет всего час.
  • Раджастан : до этого региона можно добраться на самолете или ночным поездом
  • Катманду в соседнем Непале находится в 36 часах езды на автобусе, но может занять больше времени (но доедите с большим комфортом), если взять сначала автобус, а потом сесть на поезд.
  • Такие святые города как Харидвар и Ришикеш у подножий Гималаи находятся в 5-6 часах езды на автобусе или на поезде.
  • Массури одна из первых британских горных станций в Индии, также известная как Королева Холмов.
  • Корбетт (национальный парк) — старейший и наиболее известный национальный парк Индии в 280 км от Дели. Вы получите возможность покататься на слонах и съездить в сафари на джипах.
  • Найнитал — еще одна красивая горная станция в регионе Кумаон с великолепным озером Найни.
  • Чар-дхам является отправной точкой таких знаменитых паломнических центров как Бадринатх, обитель Кришны, Кедарнатх, обитель Шивы, Ганготри и Ямунотри, истоки священных рек Ганга и Ямуна соответственно.
  • Прокатитесь на Махараджа экспресс, роскошном поезде проходящий между Дели и Мумбаи.
Скелет Этот путеводитель является скелетом.
У него есть шаблон, но очень не хватает информации.
Пожалуйста, добавьте ваши знания! Вперёд!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *