Что находится в третьяковской галерее
Перейти к содержимому

Что находится в третьяковской галерее

  • автор:

Третьяковская галерея

В Третьяковской галерее хранится самая крупная в мире коллекция русской живописи, графики и скульптуры: в основанном в 1856 году музее более 180 000 экспонатов.

Авторство: A.Savin. Собственная работа, CC BY-SA 3.0
Фото: wikipedia.org

Собрание Третьяковской галереи выросло из коллекций Сергея и Павла Третьяковых. Если для первого приобретение произведений русского искусства было простым увлечением, то второй видел в этом дело своей жизни. Первые картины Павел Третьяков купил в 1856 году, который и считается годом основания галереи. Свои сокровища он хранил в доме в Лаврушинском переулке, который сегодня является главным музейным зданием. Строение неоднократно расширялось и в начале XX века обрело знакомый нам вид. Сразу после основания галереи Третьяков принял решение передать её Москве, и в 1893 году она открылась для широкого зрителя. Человек скромный и не честолюбивый, меценат отказался от пожалованного ему царём титула дворянина, искренне радуясь тому, что смог сделать нечто по-настоящему стоящее для русской культуры. На протяжении всего XX века Третьяковская галерея активно росла, занимала дополнительные здания. В конце 1970-х годов открылся корпус на Крымском Валу, где содержатся шедевры отечественного искусства XX столетия. К музейным филиалам также относятся Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, Музей-квартира Аполлинария Васнецова, Дом-музей Виктора Васнецова, Музей-мастерская Анны Голубкиной и Дом-музей Павла Корина. Наиболее полно в основном здании Третьяковской галереи представлена русская иконопись и искусство второй половины XIX столетия. Здесь можно увидеть полотна Константина Савицкого, Ивана Крамского, Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Ильи Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, Василия Перова, Исаака Левитана, Александра Бенуа, Николая Рериха и других известных живописцев. Среди жемчужин собрания — «Девочка с персиками» Валентина Серова, «Не ждали» Ильи Репина, «Всадница» Карла Брюллова, «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, «Алёнушка» Виктора Васнецова, «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, «Явление Христа народу» Александра Иванова. Музей ведёт активную выставочную деятельность и регулярно проводит лекции, посвящённые русскому искусству.

Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+

Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.

Смотрите также:

  • Знакомство с Москвой: небанальные экскурсии по городу
  • 10 концертов для влюблённых в музыку
  • Интеллектуально-развлекательные викторины о кино и сериалах
  • Новые музыкальные горизонты: страны, стихии, миры
  • Обучающие курсы в Москве

Лучшие подборки от редакции KudaGo

Показать ещё Скрыть

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Что посмотреть в первую очередь в Третьяковской галерее

Государственная Третьяковская галерея — одно из крупнейших в мире собраний русского искусства. В её коллекции — 200 000 экспонатов. В основном в музейном комплексе в Лаврушинском переулке собраны живописные, графические, иконописные и скульптурные произведения начиная с эпохи Древней Руси и до начала XX века. Именно здесь находятся главные шедевры, о которых мы думаем сразу же при упоминании Третьяковки. При планировании маршрута по залам галереи посетителям часто сложно определить, что посмотреть в первую очередь, если мало времени. В этом кратком путеводителе представлены самые известные картины Третьяковской галереи, на которые стоит обратить внимание.

«Всадница», К. Брюллов (Зал №9)

При посещении Третьяковской галереи первым пунктом вашего маршрута может стать «Всадница» Карла Брюллова. Полотно было написано по заказу графини Юлии Самойловой, с которой живописца связывали давние дружеские и романтические отношения. На картине — её воспитанницы Джованнина и Амацилия. Впервые в истории живописи молодая девушка была изображена в стиле парадных портретов военачальников и императоров. До Брюллова никто на такое не осмеливался. Также автор будто бы пренебрегает законами физики. Лошадь, на которой скачет всадница, начинает вставать на дыбы. Лицо и положение тела Джованнины невозмутимы, кудри в её прическе статичны, хотя должны были бы развеваться на ветру. Вероятно, целью художника было передать личные черты всадницы, её гармоничность и спокойствие, а также показать незыблемость красоты в изменчивом мире.

«Явление Христа народу», А. Иванов (Зал №10)

Те, кто не видел эту картину раньше, в первую очередь поражаются её масштабу. Это огромное полотно размером шириной семь с половиной метров и высотой четыре метра сорок сантиметров. Можно часы провести в этом зале Третьяковской галереи, рассматривая мельчайшие детали: лица героев картины, их одеяния, природу вокруг. Не менее важен символический масштаб картины. Александр Иванов писал её 20 лет, создал к ней 600 эскизов. Интересный факт — человека в коричневом одеянии слева от двух всадников в правой части картины живописец писал с Николая Гоголя. В Италии они тесно общались.

«Княжна Тараканова», К. Флавицкий (Зал №16)

Константин Флавицкий за это самое известное своё произведение получил звание профессора исторической живописи. Однако княжна предстаёт на картине в не совсем исторически достоверном облике. В бальном платье, полураздетая, с отчаянием и ужасом на лице, явно раскаиваясь в содеянном, Тараканова вжимается в стену темницы, пытаясь спастись от потопа. В реальной жизни кончина Елизаветы — той самой княжны Таракановой — не была настолько трагичной. Она умерла от болезни лёгких, находясь под стражей по повелению Екатерины II за то, что выдавала себя за незаконнорожденную дочь императрицы Елизаветы Петровны и претендовала на российский престол.

«Охотники на привале», В. Перов (Зал №17)

Следующий шедевр Третьяковской галереи — картина Василия Перова «Охотники на привале». Он создал её в 1870 году, когда постепенно начал отходить от социальной тематики в работах. Художник-передвижник сам был ярым любителем охоты. Поэтому удивляют некоторые несостыковки в изображённых на полотне предметах. Например, лесная птица рябчик никак не могла бы быть поймана вместе с зайцем-русаком, обитающим в полях. Есть мнение, что Перов написал «Охотников» ради забавы зрителя — создал картину-анекдот, спрятав в ней ещё несколько подобных загадок. Среди охотничьего инвентаря — рог, использовавшийся на псовой охоте, но гончих нигде не видать. При этом зайца-русака обычно ловят с собаками. Сапоги одного из охотников на высоких каблуках, такая обувь совершенно не предназначена для походов за дичью.

«Грачи прилетели», А. Саврасов (Зал №18)

Становление пейзажной школы в России началось с ещё одного передвижника — Алексея Саврасова. Его самое известное полотно «Грачи прилетели» можно увидеть в Третьяковской галерее. На холсте — типичный русский пейзаж: берёзы, деревушка с храмом, начало половодья, тающий снег и прилетевшие птицы, знаменующие начало весны. Зарисовки для картины Алексей Саврасов делал близ Костромы в селе Молитвино. Пётр Третьяков купил «Грачей» ещё до того, как картина впервые была представлена на выставке. Впоследствии это вызвало недовольство императрицы Марии Александровны — ей пришлось довольствоваться только копией.

«Незнакомка», И. Крамской (Зал №20)

Удивление ждёт посетителя Третьяковской галереи сразу же: попытка найти картину Ивана Крамского «Незнакомка» не увенчается успехом. Всё потому, что правильное название — «Неизвестная». Полотно шокировало общественность на XI выставке передвижников, поскольку изображённая на картине дама явно принадлежала к полусвету. Она одета роскошно, по последней моде, выглядит самоуверенной, вызывающей и в чём-то даже демонической. Из-за «красоты порока» на посещение выставки был установлен возрастной ценз 16+. О «Неизвестной» «Незнакомке» всегда говорили в связи с литературой и поэзией. «Незнакомкой» считали то Настасью Филипповну из «Идиота» Достоевского, то толстовскую Анну Каренину. А уж какое число изданий иллюстрировало этой картиной стихотворение Блока «Незнакомка», и сосчитать сложно. Современники Ивана Крамского думали, что это дочь художника София, любовница императора Александра II Екатерина Долгорукова или даже некая крестьянка Матрёна. Но сам живописец всегда отвечал: «На картине — неизвестная».

«Утро в сосновом лесу», И. Шишкин (Зал №25)

В Третьяковской галерее нет картины Ивана Шишкина «Три медведя» — правильно она называется «Утро в сосновом лесу». Медвежат и медведицу Ивану Шишкину помог написать художник Константин Савицкий. Лес был от начала до конца написан гением пейзажа Иваном Шишкиным. Работа создавалась по заказу Павла Третьякова. Поэтому когда привезли холст, к которому приложил руку не только знаменитый Шишкин, но и гораздо менее известный Савицкий, коллекционер был рассержен. В результате он стёр подпись Константина Савицкого и выставил «Утро в сосновом лесу» в галерее.

«Боярыня Морозова», В. Суриков (Зал №28)

Василий Суриков — ещё один художник-передвижник в маршруте по основным шедеврам Третьяковской галереи. Замысел картины Боярыня Морозова пришёл к нему, когда он однажды увидел чёрную ворону, распростёртую на белом снегу с отставленным крылом. Этот символ передан в композиции: на холсте мы видим боярыню Феодосию Морозову в чёрных монашеских одеяниях, которую по белому снегу увозят в заключение за противоборство церковной реформе. Эта картина — портрет московских сословий той поры. Типажи для прорисовки второстепенных персонажей Василий Суриков искал по всей Москве и её окрестностям три года.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И. Репин (Зал №30)

К созданию этой зловещей картины Илью Репина подтолкнули не менее жуткие события — покушение на Александра II и последовавшие за ним казни зачинщиков. Красные тона на холсте повсюду — в богатых коврах, в узорах на стенах и, конечно, в крови. Создаётся впечатление, что кровь залила всё пространство. Полотно всегда преследовала дурная слава. С самого его создания его хотели запретить то члены Святейшего Синода, то некие группы патриотически настроенных граждан. В 1913 году на «Ивана Грозного» совершили первое покушение. В мае 2018 года с картиной произошла ещё одна катастрофа: её в трёх местах при помощи металлического ограждения повредил вандал. Реставрацию завершили в мае 2022 года.

«Демон сидящий», М. Врубель (Зал №32)

Это полотно Михаила Врубеля называют первым в жанре русского символизма. Картина выполнена не кистями, а мастихином — тонкой пластиной из металла. Благодаря резким мазкам создаётся характер Демона: хотя он сидит неподвижно, весь его дух его находится в метаниях и вот-вот готов вырваться наружу. «Демоническая» тема у Врубеля продолжилась картинами «Демон летящий» и «Демон поверженный».

Маршрут на карте

Все эти картины расположены в порядке следования от зала к залу, чтобы не ходить по Третьяковской галерее кругами, а следовать от одной исторической эпохи в русской живописи к другой, от одного шедевра — к следующему. Чтобы не пропустить экспонаты, к которым необходимо сходить в первую очередь, можно проложить маршрут на карте галереи, скачав план экспозиции.

Если на посещение одного из крупнейших собраний русского искусства в России и мире у вас совсем мало времени, стоит заранее наметить маршрут. С помощью этого краткого гида по Третьяковской галерее вы не пропустите ни одного произведения искусства из тех, что нужно обязательно посмотреть.

Что посмотреть в Третьяковской галерее?

Современный мир стремительно меняется. Мы являемся свидетелями развития медиатехнологий, изменивших подход к искусству. Сегодня, чтобы приобщиться к культурным ценностям, достаточно открыть их оцифрованные копии на экранах или надеть очки виртуальной реальности. Но парадокс заключается в том, что в эпоху, когда конкурентом музея стал экран смартфона, на выставки знаменитых художников по-прежнему выстраиваются длинные очереди, ведь в обществе еще жива потребность в личном проживании художественного опыта.

В Москве в Государственной Третьяковской галерее, что находится в Лаврушинском переулке, представлена крупная коллекция русского искусства: от древнерусских икон до произведений искусства XX века. Так как подлинное искусство требует от зрителя большой концентрации и погружения, редакция WeGoTrip рассказывает о том, с какими картинами нужно познакомиться в первую очередь.

  • «Всадница». Карл Брюллов
  • «Явление Христа народу». Александр Иванов
  • «Княжна Тараканова». Константин Флавицкий
  • «Боярыня Морозова». Василий Суриков
  • «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Илья Репин
  • «Демон сидящий». Михаил Врубель

«Всадница». Карл Брюллов

Картина Брюллова являет собой апофеоз красоты и жизнерадостной юности. Мы видим, с какой легкостью юная девушка укрощает разгоряченного и беспокойного коня, и ее прекрасное лицо при этом остается безмятежным, а осанка — безупречной. Художник уверен, что возвышенная красота способна подчинить даже дикую силу.

Новаторство картины Карла Брюллова также заключаются в том, что он первым из российских художников осмелился создать романтический образ юной дворянки в духе, свойственном парадным конным портретам императоров и полководцев.

«Всадница». Карл Брюллов

«Явление Христа народу». Александр Иванов

Одной из картин, которая непременно входит в список тех, что нужно увидеть в Третьяковской галерее в Москве, является полотно Александра Иванова. В первую очередь оно удивляет зрителя своим масштабом. Над монументальным полотном, достигающим 540 сантиметров в высоту и 750 — в ширину, художник работал на протяжении двух десятков лет. Иванов поставил перед собой грандиозную задачу — с помощью кисти рассказать зрителю об историческом значении христианства.

Сюжет картины художник заимствовал первой главы Евангелия от Иоанна. В центре композиции расположена фигура христианского пророка Иоанна Крестителя, который совершает обряд крещения людей у берега реки Иордан. Увидев приближающегося Иисуса Христа, Иоанн устремляет взгляды публики на него. Несмотря на то, что фигура Иисуса располагается в глубине полотна, она занимает особое место в композиции, возвышаясь над другими героями. При этом образ Иисуса Христа считывается не напрямую, а через реакцию публики, ее порыв. Зрителю удается считать то, какой нравственный переворот в душах людей осуществляет Иисус Христос своим приходом.

Музей за час: Третьяковская галерея

Для начала точно определитесь с адресом: Третьяковская галерея — крупный музей, у которого есть много зданий и филиалов. Главное здание, где находится коллекция русского искусства до начала XX века, располагается по адресу Лаврушинский переулок, 10; в соседнем доме — Инженерном корпусе — проходят временные выставки, читают лекции. Чтобы увидеть искусство ХХ–ХХI веков, придется отправиться в совсем другой район Москвы, на Крымский Вал, 10. Не перепутайте! Множество других филиалов, включая Дом Васнецова 

и мастерскую Голубкиной, разбросаны по всей столице.

Первый этаж

Второй этаж

Правильное время

Часы работы и выходные дни, конечно, можно уточнить на сайте. Но также не забудьте проверить, не идут ли сейчас школьные каникулы (осенние или весенние, про зимние-то забыть трудно). В дни каникул залы музея могут быть полны шумными школьными экскурсиями. Что хорошо — в главном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке крайне редко проходят ажиотажные выставки (для них нет места), поэтому очереди в стиле «на Серова 

» можно не бояться.

Запастись картой

Ссылки по теме

Поскольку вы ограничены во времени, то вычеркиваем наслаждение от бесцельной прогулки по анфиладам залов. Необходимо четко наметить цель и проложить к ней маршрут. Помимо бумажных путеводителей, можно воспользоваться схемой залов на сайте музея  или использовать технологию виртуального музея .

Запастись списком шедевров

Решите, искусство какого именно периода вам интереснее всего: в этом здании Третьяковки собрана практически вся история, от Крещения Руси до Революции. Можно потратить целый час на Серова, или на передвижников, или на Серебряный век.

Если же хочется быстро посмотреть на главные шедевры, то вот примерный список обязательного. Список короткий, потому что шедевры рассеяны по двум этажам и разным залам, на переходы по которым как раз уйдет час, ведь наверняка по пути вы будете отвлекаться на всяческую красоту.

Первый этаж: «Троица» Рублева (зал № 59)

Одна из главных русских икон находится в конце анфилады залов иконописи, в зале Андрея Рублева. Кстати, другая святыня — Владимирская икона Божией Матери — находится тоже в Лаврушинском переулке, но в другом здании, в действующей церкви Святого Николая в Толмачах 

, которая примыкает к Инженерному корпусу с торца.

Первый этаж: «Девочка с персиками» (зал № 40)

Знаменитый портрет кисти Серова 

выставлен в залах, посвященных искусству Серебряного века на том же первом этаже, где и иконопись. Еще на этом этаже — залы Левитана 

, Поленова и Нестерова, так что понять логику расположения экспозиции достаточно трудно. Серову в галерее отведено целых два зала.

Читайте также:

  • Идем в музей бесплатно
  • «Романовы и Гримальди» в Третьяковке: 5 самых любопытных экспонатов
  • Ар-деко для «чайников»

Второй этаж: «Явление Христа народу» (зал № 10)

висит в собственном зале среди посвященных ему многочисленных эскизов. Экскурсоводы предупреждают: осторожно, это одна из тех картин, перед которыми в этом музее особенно часто падают в обморок.

Второй этаж: «Утро в сосновом лесу» (зал № 25)

Пейзаж с медвежатами можно найти в зале, посвященном творчеству Шишкина 

. Не пропустите — полотно не такое уж и крупное. Кстати, только в музее можно оценить настоящий масштаб произведений, которые мы привыкли видеть на экранах и в книгах.

Второй этаж: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (зал № 31)

находится в зале, посвященном творчеству этого художника. Это еще одна картина, оказывающая сильное влияние на психику. Поэтому, чтобы прийти себя, обязательно загляните в музейный магазин на нулевом этаже, рядом с кассами. В Третьяковской галерее он хорош: репродукции, открытки, блокноты, магниты и, конечно, каталоги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *