Чем знаменит каменный мост в калуге
Перейти к содержимому

Чем знаменит каменный мост в калуге

  • автор:

Каменный мост в Калуге

Каменный мост – одна из самых скромных, но интересных достопримечательностей Калуги. Помню, в детстве я читала энциклопедию «100 чудес света» и неожиданно встретила там упоминание Калужского Каменного моста как одного из нескольких сохранившихся в мире виадуков. В моем детском сознании это латинское слово делало любой объект почти волшебным, а потому Каменный мост навсегда запомнился мне как важный культурно-исторический памятник. Почему виадуки редкость и чем помимо архитектурной формы примечателен мост в Калуге – сейчас расскажу.

Архитектурные особенности Каменного моста

Виадук – это мост, опирающийся на арки разной высоты. Такой тип мостов был изобретен древними римлянами, но их конструкции именовались акведуками, так как совмещали в себе функции дороги и водопровода. Со времен падения Римской империи мосты такой формы строили не часто – оказывается, их строительство было довольно дорогой затеей. Более того, все европейские арочные мосты получили наименование «виадуков»: с водопроводом они были уже не связаны, так что и упоминание водной стихии в названии было ни к чему.

Калужский виадук был построен в 1780 году, и сейчас он один из старейших в мире, а потому любителям истории и архитектуры его точно стоит увидеть. Более того, это один из самых крупных каменных виадуков в мире: его высота достигает 20 метров в центральной части, где три опорочные арки выстроились в два этажа. Ширина моста – около 8 метров, так что по нему свободно ездят машины и общественный транспорт, да и для пешеходов места хватает. Когда-то пространство моста занимали торговые лавки, что логично, ведь Калуга исторически была купеческим городом. Однако уже в 19 веке их заменили чугунными перилами, которые, на мой взгляд, удачно дополняют классицистический облик виадука.

Что соединяет мост

Белые арки моста сегодня резко выделяются на фоне густой зелени – дно Березуйского оврага, где когда-то бежал ручей Березуйка, сегодня больше напоминает дикие заросли: спуститься на дно без риска сломать себе шею почти не возможно, да и практического смысла в этом нет: на дне лишь пересохшее русло ручейка, мусор и теннисные мячики, которые зачастую улетают сюда с соседнего тренировочного корта Калужского Дворца пионеров (на карте ниже мост обозначен цифрой 1, Дворец пионеров – цифрой 2).

По границе этого оврага проходила в 18 веке граница города, так что по сути, мост соединял город с соседними поселениями и играл важную роль в жизни торгового города. До главной исторической рыночной площади – Гостиного двора (цифра 3 на карте) – от Каменного моста рукой подать: пятиминутная прогулка – и вы на месте. Двигаясь в южном направлении, в сторону старого города, вы пройдете мимо главного городского Парка Культуры и Отдыха, на территории которого находится Кафедральный собор (цифра 4), а также мимо Белого дома (цифра 5), где заседает правительство Калужской области. На противоположном берегу оврага расположился областной краеведческий музей (цифра 6), до него вы дойдете от моста всего за две минуты.

С южной стороны от моста расходятся две небольшие аллеи: влево, ко Дворцу пионеров, убегает Золотая Аллея (цифра 7), а вправо ведет Пушкинская Аллея (или Пушкинский сквер, цифра 8). Особенно красивы эти аллеи ранней осенью, когда растущие здесь липы покрываются яркой желтой листвой и под ногами шуршит их приятная зелень. На этих аллеях можно найти несколько уютных лавочек и небольшие памятники: бюст А.С. Пушкина, которого с городом связывает его жена-калужанка Наталья Гончарова; мемориал жертвам сталинский репрессий, представляющий собой обрубленные каменные глыбы – символы оборванных жизней, и памятник пионеру – поблекший символ славы советской пионерии. На углу Золотой Аллеи и Каменного моста гордо возвышается небольшой белый обелиск. Он был установлен здесь в год завершения строительства моста, обозначая границу города и предлагая прибывающим в город путникам ознакомиться с планом регулярной застройки города, которая началась как раз в это время.

Городские легенды и традиции

Каменный мост сегодня в первую очередь ассоциируется у калужан со свадьбами, так как по сложившейся традиции жених должен перенести невесту на руках через весь мост. Проезжающие в это время по мосту водители поддерживаю пару сигнальными гудками, а прохожие – ободряющими аплодисментами. Еще несколько лет назад на перила этого же моста молодожены вешали свадебные замочки с собственными инициалами, а ключ выбрасывали в овраг – чтобы брак был крепким и ничто не могло разлучить их. Однако в 2009 году часть моста обрушилась, и после реконструкции власти города запретили молодым навешивать на перила лишний груз. Теперь для этой цели на Золотой аллее установлено специальное металлической дерево, уже покрытое множеством ярких замочков и ленточек.

Среди горожан гуляют и куда более трагичные истории о Каменном мосте. Некоторые полагают, что с моста в 19 веке бросались несчастные влюбленные девушки, да и по сей день мост иногда называют мостом самоубийц. Однако мне все эти мрачные истории кажутся лишь домыслами. Когда неспешно пересекаешь мост, и видишь, как в центре влюбленная пара останавливается полюбоваться закатом или бегун уверенно выполняет цель своей пробежки, мост вызывает только положительные ассоциации. А если в выходной день попадешь сюда в разгар свадебного сезона и увидишь сразу несколько пар молодоженов, невольно соревнующихся в ловкости и скорости, сомнений в том, что этот мост – для счастливых мгновений просто не останется!

Как добраться до Каменного моста

Добраться до Каменного моста от многих городских достопримечательностей можно пешком, ведь Калуга – город небольшой. Если же вы хотите воспользоваться общественным транспортом, сюда идут троллейбусные маршруты 1, 2 и 3, а также автобусы и маршрутки с тем же номером. Остановка общественного транспорта на карте выше обозначена цифрой 9, так что заблудиться у вас не получится при всем желании. Вызывая такси смело называйте просто Каменный мост – любой водитель доставит вас сюда без труда, а пользуясь навигацией, ищите улицу Баженова или улицу Пушкина – именно эти две улицы соединяет мост.

Светлое будущее

Хотя сам мост был относительно недавно реконструирован (после упомянутого обвала пешеходной части он был вновь открыт в 2010 году), планы по облагораживанию оврага и созданию смотровых площадок пока остаются только пустыми обещаниями. Мне не раз доводилось слышать о планах масштабной реконструкции этой зоны: обещали и ручей из-под земли вывести, вернув оврагу исторический облик, и современный развлекательный парк на дне организовать, и даже скоростное шоссе там проложить.

Однако пока все остается без изменений, и точек для обзора этого исторического сооружения совсем немного, да и вид с самого моста большей частью закрывают кроны деревьев. Но мне хочется надеяться, что однажды окрестные территории будут облагорожены и все туристы смогут в полной мере оценить особенности конструкции калужского каменного виадука!

Читайте также:

  • Староладожская крепость
  • Старый город Яффо (Jaffa Old City)
  • Жилье в Афинах: отели, хостелы, апартаменты, вилы, яхты
  • Хорошие четырехзвездочные отели в Египте с аквапарками

Каменный Мост в Калуге

Каменный мост в Калуге является известной достопримечательностью города. Он построен в 1785 году. В некоторых источниках написано, что Каменный мост Калуги является старейшим виадуком в России, но это утверждение спорно. Во многих городах России сохранились более старые мосты, однако, облик калужского моста уникален для России.

Каменный мост в Калуге очень похож на римский акведук. Он построен архитектором Петром Никитиным над Березуйским оврагом. Подобные конструкции виадуков и акведуков в Древнем Риме появились в 3 веке до н.э. Арки обычных мостов над реками и ручьями, имеют один уровень, а римляне строили акведуки с двумя и даже тремя уровнями арок.

Когда-то Калуга была разделена на две части. Калужский Кремль находился на высоком берегу реки Оки и Березуйского оврага. Глубокий 160 метровый Березуйский овраг делил город на две части: Исторический центр и Завершье. Овраг приходилось объезжать по верху, поэтому район города за оврагом назывался “Завершье». Это был бедный район, где селились ремесленники. Там сохранился Собор Святого Георгия за верхом. Каменный мост над Березуйским оврагом связал два разделенных района Калуги.

Длина Каменного моста достигает 160 метров. Мост опирается на 15 каменных арок, причем три центральные арки сделаны в два уровня. Раньше по дну Березуйского оврага тек ручей, но сейчас он пересох. Ширина Каменного моста составляет 20 метров. Это позволило сделать на мосту не только проезжую часть, но и построить с обеих сторон 28 каменных лавок для торговли. Позже лавки снесли, а дорожное полотно расширили для двустороннего движения автомобилей.

В 1910 году дорожное полотно Каменного Моста в Калуге укрепили железобетоном. В таком виде оно простояло почти столетие. Следующий ремонт делали только в 2009 году. Исторический облик Каменного моста полностью сохранен, так как он стал достопримечательностью Калуги.

Рядом с Каменным мостом есть и другие достопримечательности города. В 1785 году, сразу после завершения строительства Каменного моста, около него установили Обелиск в честь основания Калуги. На этом месте находилась восточная стена деревянного Калужского Кремля. Сейчас здесь разбит Центральный парк Калуги. Рядом с обелиском находится небольшой Сквер Пушкина, Покровская церковь и Концертный зал имени Танеева. Красивое здание Концертного Зала выглядит как классический особняк 19 века, но оно построено в 1950 году.

Виадук через Березуйку

Виадук через Березуйку

Каменный мост в Калуге задумывался как часть путевого дворца для Екатерины II.

По преданию, с Каменного моста бросались влюбленные девушки, не встретившие ответного чувства, а его строительство началось по личному распоряжению российской императрицы.

Ров раздора
В начале XVII века по склону Березуйского оврага проходила граница города — здесь заканчивались стены и башни деревянного калужского кремля. За рвом располагалось одно из старейших калужских поселений — Завершье. Его жители нередко враждовали с острожным и посадским населением.

Глубокий овраг с ручьем делил Калугу, не позволяя центральной, «градской» части соединиться с Заверхской слободой. Калужанам проще было бы засыпать овраг и ходить из одной части города в другую напрямик, но однажды в город пожаловала государыня.

Хлебосольная Калуга
15 декабря 1775 года Калугу посетила императрица Екатерина II. Ее сопровождала свита из 20 фрейлин и царедворцев. Как рассказывает заместитель министра культуры Калужской области Виталий Бессонов, об этой странице истории подробно повествует сохранившийся в музейных архивах камер-фурьерский журнал. Государыня прибыла в наш город из Тулы в десятом часу вечера. Из полковых пушек началась стрельба, а все действующие храмы зазвонили в колокола. Калугу иллюминировали, зажгли огни. По последним историческим данным, почетные граждане и купечество встретили матушку Екатерину хлебом-солью у специально отстроенной деревянной Триумфальной арки на Тульской дороге (район нынешних улиц Салтыкова-Щедрина и Степана Разина). Затем государыня посетила Соборную церковь Троицы, где архиепископ Московский и Калужский Платон приветствовал ее от имени всего духовенства. Помолившись у святых икон, императрица отправилась на поздний ужин в устроенный для нее каменный дом купца Карасева. Калужский полк отдал императрице честь ружьем, музыкой и барабанным боем.

На следующий день магистрат, лучшее купечество с женами и детьми были допущены до императорского величества для принесения поздравлений и пожалованы к ее руке. Затем Екатерина II побывала и у промышленника Гончарова в Полотняном Заводе, также иллюминированном к ее визиту. Помолилась она в Лаврентьевском монастыре и уехала в Москву.

Все понравилось государыне в Калуге. И хлебосольство, и дорогие, с жемчугами, наряды местных купчих. Вот только не хватает калужанам большого моста, слишком много рвов и оврагов. Город, как известно, в то время не имел ровных и мощеных улиц, застраивался хаотично, без генерального плана.

Екатерина II отблагодарила калужан за теплый прием. В 1776 году было утверждено Калужское наместничество со столицей в Калуге. В знак высочайшего уважения на губернском гербе появилась императорская корона. Во главе его государыня поставила своего любимца — генерал-поручика Михаила Никитича Кречетникова, ставшего первым калужским наместником.

Быть мосту!
Самой первой градостроительной затеей, которую новый наместник обсудил с государыней в октябре 1776 года, стало строительство большого каменного моста в Калуге наподобие римского виадука. Проект грандиозного сооружения Кречетников лично утвердил у Екатерины II в Санкт-Петербурге, получив деньги из казны. Его автор — талантливый русский архитектор Петр Романович Никитин.

Первоначально Михаил Никитич задумал построить в Калуге три моста: два — через Березуйский овраг и еще один — через Городенский ров (позже его засыпали), к востоку от бывшей деревянной крепости. Мосты через овраги, по дну которых протекали ручьи, должны были стать главными видовыми точками центрального ансамбля путевого дворца Екатерины II. Его мечтал построить в Калуге Кречетников. Однако денег хватило лишь на Каменный мост.

Строительство началось зимой 1777 года, сразу после праздничных торжеств по случаю открытия Калужского наместничества, и продолжалось до 1780 года. Путевой дворец для приема императоров (ныне особняк купца Золотарева) построили лишь тридцать лет спустя — в 1809 году. Именно в нем останавливались внуки Екатерины II — государь-император Александр I и Николай I.

У Каменного моста соорудили обелиск. Причем он сохранился до наших дней. Это так называемый верстовой столб с гербом города. На мосту утроили 28 каменных лавок калужских купцов. А когда в середине XIX века их разобрали, здесь появились чугунные кованые решетки.

Обновленный после реставрации Каменный мост — словно римский виадук, сошедший со средневековой гравюры, и самое зримое напоминание о благодарности высокой императорской особы за пребывание в Калуге.

Первый калужский наместник Михаил Никитич КРЕЧЕТНИКОВ внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый «короткий» граф в мире. 6 мая 1793 года он был возведен в графское достоинство, а 9 мая скончался, так и не узнав о пожалованном ему титуле.

Портрет Екатерины II.

Неизвестный художник.

Последняя четверть XVIII века.
В 1894 году портрет был передан Н.В. Лузиновым в музей при Калужской ученой архивной комиссии. По легенде, записанной на обороте, Екатерина II изображена в костюме калужской купчихи, который произвел на императрицу огромное впечатление во время ее пребывания в Калуге в 1775 году. В реальности портрет является копией с картины датского живописца Виргилиуса Эриксена (1722–1772 гг) и написан в 1772 году. Портрет можно увидеть в Калужском областном краеведческом музее.


кстати

Искусствоведы считают, что конкретным прототипом «Кречетникова моста» в Калуге является античный акведук императора Клавдия.

Протяженность Каменного моста — 120 метров, ширина — 14, а высота — 23 метра. По свидетельствам XVIII века, на возведение Каменного моста ушло около 1,5 миллиона кирпичей! Мост стоит на 15 арках и, действительно, каменный. Построили его из бутового камня и облицевали сверху кирпичом. 3 центральные арки разделены на 2 этажа. Сбоку от центра по 3 арки и тройное разделение арок на входных, расширяющихся площадках на мост. Три — число гармонии мироздания и символ равновесия. Вот только до сих пор не началось обещанное благоустройство Березуйского оврага, который вместе с Каменным мостом является единым природно-историческим ансамблем и одним из «7 чудес Калужской области».

Фото из архива «КП».

Каменный мост: трагедии, свадебная традиция и берендеи

Бизнес, ЖКХ, Зарплата, Здоровье, Пенсионеры, Правительство России

Мост через Березуйский овраг появился в конце XVIII века. Это один из красивейших старинных мостов-виадуков в России. Каменный мост в Калуге привлекает и восхищает гостей города. Любимые пешие прогулки горожан непременно проходят тут.

Берендеи и Березуйский овраг

Березуйский овраг разделял город на две половины. Западная сторона именовалась Завершьем, жители которого враждовали с жителями крепости и посадом. Завершье стало заселяться во второй половине XVII века. Здесь жили татары, перешедшие на службу Московскому правительству, – берендеи. По «наследству» Калуге и досталась улица Берендяковская.

На территории оврага были кожевенные заводы и несколько бедных домов. Слобода была обнесена своим валом и частоколами. Было и одно каменное. Знаменитые ныне палаты Коробова, ошибочно считающиеся местом проживания Лжедмитрия II и Марины Мнишек. В 1728 году около оврага появляются каменные палаты Макарова. Есть церковь Спасо-Заверхская (на Смоленке), с 1685 года – деревянная, с 1700 года – каменная.

Соединялось ли Завершье с городом мостом? Если верить архитектору Александру Днепровскому, то да. Был мост через Березуйку и через городенский ров (его засыпали в 1780 году, сегодня улица Набережная).

Знаменитый архитектор Петр Никитин, благодаря которому Калуга стала приобретать современные черты, еще в 1775 году приступил к постройке Каменного моста по собственному проекту. Смотрим описание города за 1777 год. «В городе малотекущая речка Березуйка, через которую строится высокого здания каменный мост и приходит к окончанию». В летописи калужской до 1841 года каменный мост значится с 1777 года. На плане 1778 года мост через Березуйку присутствует. В документе за 1828 год сказано, что мост «устроен до открытия губернии», а значит, был до 1776 года. Еще два документа 1778 года гласят следующее. Документ от 26 июня предписывает устройство от Каменного моста до деревянного (городенского) каменной мостовой.

В рукописи «Драгоценная память» купца Губкина есть такая запись в ноябре 1778 года: «С 14 на 15 число в ночи были буря и ветер. На каменном мосту с 7 лавок всю кровлю сорвало и на другую сторону к лавкам поставило». Значит, уже торговые лавки по сторонам моста были в 1778 году!

Лавки и торговцы

М.В. Фехнер в книге «Калуга» 1961 года издания пишет: «Первоначально на концах моста по обеим его сторонам стояло четыре симметричных низких здания с односкатными крышами, обращенных глухими стенами в сторону оврага. В каждом из них было по семь лавок».

В 40-х годах ХIХ века при капитальном ремонте моста они были разобраны; снято и старое ограждение центральной части моста с каменными тумбами, из которых средние, стоявшие по обеим сторонам центрального пролета ограждения, были увеличены пирамидками.

Мост на всем своем протяжении получил новую, ныне существующую решетку с чеканными кронштейнами в виде волют. У въезда на мост сохранился обелиск (1777 год), на котором были установлены гербы всех городов Калужского наместничества и обозначены расстояния от губернского до всех уездных городов, «чтобы не было спору с ямщиками»». К сожалению, стоявшее рядом с обелиском небольшое каменное здание кордегардии (помещение для смотрителей) не сохранилось.

Судя по всему, лавки убрали после 1846 года, так как остались имена владельцев некоторых лавок за тот год. Цирюльней владел мещанин Зевакин, лавки мещанки Авдотьи Герас и лавка купца Осипа Масленникова. Часть лавок занимал городской военный вещевой склад.

У моста были старосты, в 1779 году значился Петр Золотарев, а на следующий год выбрали Ивана Носова. Они и собирали сбор с владельцев лавок. Плата за аренду была на год.

Дорогое удовольствие и плачевное состояние

Длина моста составляла 122 м, ширина –11 м, высота –23,5 м. Мост обошёлся городу в 12700 рублей. Ведомость калужской полиции за 1837 год дает нам точную дату завершения постройки – 1779 год. С тех пор из городской казны ежегодно выделялись крупные суммы для поддержания моста в безопасном состоянии.

Крупные ремонты моста случались в 1858 году, в 1898 году произошла смена настила. Вот что писала газета «Калужские Губернские Ведомости» 26 января 1874 года:

«По освидетельствованию инженером Лилье большого Каменного моста оказалось, что настоящее состояние как поперечных, так и лицевых арок небезопасно вследствие трещин и отставания облицовок во многих арках, и это будет увеличиваться… Комиссия, имея в виду, что Березуйский мост нужен больше для города и находя обременительным для земства затрату значительных сумм на капитальное исправление моста, пришла к тому заключению, чтобы отменить вовсепроезд по мосту и устроить нужное для губернии почтовое сообщение по Смоленскому тракту по новой насыпи через овраг, которую устроить в 100 саженях выше моста, употребив на это ассигнованную собранием на ремонт моста сумму в 500 р. Хотя это удлинит сообщение на 1 ½ версты, но зато земство избавится навсегда от всяких ремонтов на мосту».

В 1901 году в той же газете писали о плачевном состоянии моста, но ремонт произошел только в 1910-м, тогда сделали железобетонный настил.

В 1932 году вновь ремонтируют покрытие, в 1975 году и в 1982 году ремонтные работы продолжились. Ну а последний, основательный ремонт, вы прекрасно помните. Он был завершён в 2010 году.

Трагедия и драма

К сожалению, мост известен и многочисленными трагедиями. Нередко здесь были случаи самоубийств молодых барышень из-за неразделенной любви. Но и в наши дни были случаи добровольного ухода из жизни с помощью «полета» с моста. Например, в ноябре 2011 года шедший по мосту мужчина, перелез через ограду и бросился вниз, в 2008 году в овраге был обнаружен труп 20-летнего студента, при нем нашли предсмертную записку. В 2003 году по установившейся еще в 90-х свадебной традиции, жених и невеста с гостями шли по мосту. Молодой муж решил пошутить, перегнувшись за перила, он держал девушку на весу. Мужчина не смог удержать невесту, и та погибла. В 2018 году под мостом нашли труп мужчины…В 60-х и 70-х с моста падали автомобили. В первом случае с моста упал грузовой «Урал» с солдатами-срочниками, а во втором – автозак с заключёнными.

В нулевых с моста упал «жигуленок», в салоне было двое пьяных: один пострадал незначительно, у второго не было и царапинки.

Материал подготовил Сергей СЫЧЕВ совместно с газетой «Калужская неделя»

Здесь мы рассказывали о других исторических местах города:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *